Дальше – сплошной лес

Оценить
В черте нашего города есть множество посёлков и микрорайонов, в которых почувствовать себя городским жителем крайне трудно

То и дело убеждают нас в том, что Саратов развивается, и жить здесь всё лучше и лучше. В городе ударными темпами строятся высотные дома, открываются новые торговые комплексы. Так и кажется, что еще немного, и о Саратове можно будет говорить как о мегаполисе. Но не все ощущают себя жителями мегаполиса. Некоторым для начала хотелось бы почувствовать себя просто городскими жителями. Речь идет о тех, кто живет в отдаленных от центра районах.

Сколько же дачных?

Далеко не каждый житель Саратова ответит на вопрос: «Сколько в городе «дачных»?» Труда не составит вспомнить про 1-ю, 2-ю и 3-ю Дачную. Не забыть про 6-ю Дачную поможет самый популярный трамвайный маршрут Саратова № 3 («Мирный переулок – 6-я Дачная»), а про 10-ю – трамвай № 4 («6-я Дачная – 10-я Дачная»). На десятой список саратовских «дачных» завершается. Когда-то эти микрорайоны и в самом деле были дачным пригородом Саратова.

На 6-й Дачной в трамвай, следующий по маршруту № 4, в выходной день садится довольно много людей. Вагоновожатый, а по совместительству и кондуктор объяснила мне: «Сегодня просто выходной. А в будни днем обычно практически пустые ходим. Да и сейчас через две остановки в вагоне количество пассажиров заметно сократится. Многие выйдут на Чайковского, на 7-й Дачной. Тут расстояние между остановками небольшое, а идти кому лень, кому тяжело. Тем более практически у всех проездные. До кольца на 10-й Дачной, может, никто и не поедет. Не лето ведь на дворе. Это летом в трамвае полно дачников».

И правда, через две остановки около половины пассажиров покинули вагон. Еще через две остановки меня оставило ощущение, что трамвай идет по городу. Куда ни глянь – везде частные дома с покосившимися заборами или коттеджи, похожие на дворцы. Рядом с обыкновенным домом, которому пошел не первый десяток лет, можно увидеть новенький коттедж в несколько этажей. Мы проехали мимо церкви, областной глазной клиники, мимо двух супермаркетов и детских оздоровительных лагерей. Примерно через 15 минут мы были на конечной. Со мной туда доехал только один мужчина. Правда, этот мужчина выходить на конечной не стал – поехал обратно на 6-ю Дачную.

Зимой на 10-й Дачной тихо. Мне не удалось встретить ни одного человека. Только проезжающие мимо автомобили. Зато к лету этот район оживится, как будто очнется от спячки. В июне откроет свои двери для детей летний лагерь «Романтик», на берегу небольшого пруда соберутся желающие купаться, а на трамвайную остановку будут спешить дачники.

А пока померзнем на ветру

По словам женщины-вагоновожатой, трамвай ходит по расписанию. С утра и до вечера на рейс выходят два вагона. Интервал движения – 15 минут. То есть, когда мы прибыли на 10-ю Дачную, от 6-й отправился другой вагон. После 8 вечера на маршруте остается только один вагон. Интервал увеличивается до 30 минут. Такой стабильности в работе общественного транспорта можно только позавидовать.

«Для тех, у кого нет машин, трамвай чуть ли единственное средство добраться до дома. Есть еще 46-я маршрутка, но она ходит не совсем до 10-й Дачной. И заканчивают работать рано – после восьми на маршрутке уехать уже сложно. А на трамвае и в полдесятого уедешь», – говорит пенсионерка Татьяна Васильевна, которая в трамвай зашла, когда мы возвращались на 6-ю Дачную.

Конечно, состояние и вагонов, и трамвайных путей оставляет желать лучшего. На ходу из-за грохота не слышно, что тебе говорит твой собеседник. А о том, чтобы поговорить по телефону, даже не стоит и думать. На всём маршруте я не увидел ни одного остановочного павильона. Татьяна Васильевна уверила меня, что павильоны были, но их снесли. Наверное, в будущем планируется установить другие, современные. А пока пускай жители подождут трамвай на ветру.

Татьяна Васильевна признается, что жить на 9-й Дачной (там она зашла в трамвай) не совсем удобно. Если трамваи вдруг по какой-то причине перестают ходить, то в 46-ю маршрутку просто не втиснешься. В шаговой доступности нет школ. Внуков ей придется возить либо в 52-ю школу в Поливановке, либо в 100-ю на 6-й Дачной. То же и с садиком. «Хотя здесь красиво и район популярным становится. Вон всё коттеджами застроили!»

Раз родник, два родник...

В трамвае мы разговорились с женщиной, которая живет в частном доме между 6-й и 7-й Дачными. Она и ее соседи городскими жителями себя уж точно не чувствуют. Их главная проблема – в питьевой воде. Вернее, в ее отсутствии. Из частного сектора на горе на 6-й Дачной приходится ездить за питьевой водой в близлежащие родники. Ту воду, которую насосы выкачивают из скважин, можно использовать только для полива и других технических нужд. Пить и готовить пищу на ней нельзя. «Мы на участке пробурили скважину на 30 метров. Идет не питьевая вода. Питьевая вода пойдет, если бурить еще на несколько десятков метров, и то не факт. А где деньги на это взять? Вот и приходится раз в неделю ездить на родник на 7-ю Дачную и набирать питьевую воду. И не мы одни такие. В выходные на роднике в очереди иногда приходится постоять», – жалуется мне Оксана, местная жительница. И это в черте города...

В том роднике, куда регулярно ходят за водой местные жители, вода течет очень медленно. Но они рады и этому. «Раньше здесь было четыре родника. Один бил прямо недалеко от дороги, – рассказывает мне местный житель Павел. – Но потом начали строить коттеджи, и строители перебили жилу. Тогда жители стали ходить в другой родник. Он в ста метрах от первого находился. Через какое-то время и тот родник иссяк. Я просто думаю, что это дело рук местных жителей. Второй родник бил прямо недалеко от частных домов. Кому понравится, что у твоей калитки постоянно толпа с канистрами стоит? Теперь остаются только два родника в лесу».

От трамвайных путей до лесных родников идти минут 15. Когда я подошел к одному из источников (второй оказался немного дальше), воду в нем набирал мужчина в пятилитровую канистру. Оказалось, что живет он прямо напротив родника, через дорогу. На его участке питьевая вода есть, но родниковая ему кажется и вкуснее, и полезнее. Я поинтересовался, как ему живется среди леса. «Ну я же тут не один живу. Посмотрите, сколько домов в округе! Зато суеты городской нет. Тишина! Единственное, мешают отдыхающие. Летом народ повалит в лес на шашлыки-пикники. От таких гостей и шум, и мусор. А зимой тишину нарушают только те, кто за водой на родник приезжает, и лыжники, которые иногда мимо пробегают».

Где эта улица? Где этот дом?

Пополняет список проблем в этом частном секторе проблема с адресом. Вместе с Павлом мы совершили прогулку по частному сектору. «Вот эта улица – 5-я Дачная, левая сторона. Хотя если спуститься с горы, мы окажемся на 6-й, прямо на кольце третьего трамвая. 5-й Дачной здесь нет даже на горизонте. Скорее всего, участки здесь получали номера, когда 6-й просто не было. Была 5-я, а за ней ничего не было. Потом город начал постепенно расти. Тут половина улицы живет по адресу «5-я Дачная, левая сторона», а другая – «6-я Дачная, левая сторона».

«Но это еще не всё. Тут дом № 200 может соседствовать с домом № 80. Как разобраться? Мы, местные жители, привыкли уже. А врача если на дом вызывать придется? А скорой как искать нужный дом? Как почтальонам письма доставлять? И не каждый таксист поймет, куда ехать надо», – жаловался Павел.

Мне стало интересно, как же на карте обозначена эта местность. «2ГИС» показал, что мы с Павлом находимся просто в зеленой зоне. Последний ориентир, который отобразился на карте, – Центр реабилитации ветеранов войн. Дальше – сплошной лес.