Алле, ГОП!

Оценить
Энергии у нашей общественности так много, что власть только и успевает «направлять ее в мирное русло»

В ноябре этого года была создана городская общественная палата. Учрежден состав нового общественного органа, в минувшую среду избран председатель. Стали ли мы от этого ближе к действительному, не декоративному гражданскому обществу?

Еще одна

Городская общественная палата возникла не на пустом месте. Ее родителем был общественный консультативный совет города, который действовал 17 лет. Как приличествует всем общественным советам при органах власти, свою деятельность он вёл весьма тихо и незаметно.

Необходимость создания общественной палаты города прозвучала впервые из уст Елены Резеповой, отвечающей в общественной палате региона за формирование гражданского общества. Александр Ландо не возражал, признавая требования федеральных властей унифицировать «модель гражданского общества»: палата РФ – палаты субъектов РФ – общественные советы муниципальных образований. Правда, задавался вопросом, как городская и областная палаты будут делить между собой работу. Да и название этого нового городского органа председателю региональной палаты не понравилось, о чем он сразу же заявил. Не то чтобы аббревиатура «ГОП» звучала слишком по-плебейски, нет же – гордое название «общественная палата» имеет право носить, по мнению Ландо, только одно учреждение области.

Глава Саратова Олег Грищенко идею создания ГОП также поддержал, считая, что таким образом взаимодействие с общественниками «выйдет на новый уровень». После этого проект положения о муниципальной общественной палате начал обсуждаться на заседаниях рабочей группы. В нее вошли городские депутаты, юристы администрации Саратова и представители общественных организаций. Было постановлено, что общественная палата Саратова будет представлять собой общественно-консультативный орган без образования юридического лица. В состав этого органа войдут 40 человек: 5 – от городской думы, 5 – от главы администрации Саратова, по одному от каждого района города. Эти счастливчики путем тайного голосования изберут себе оставшихся 24 коллег – представителей некоммерческих организаций города.

В положение были внесены такие новомодные функции палаты, как «общественный контроль» и «общественная экспертиза». Таким образом, муниципальная общественная палата будет конкурировать не только с палатой области, но и с недавно образованным региональным отделением Российской ассоциации общественного контроля (председатель – самопровозглашенный Александр Ландо).

Первый созыв городской общественной палаты будет трудиться до окончания полномочий депутатов городской думы четвертого созыва, то есть до 2016 года. Далее срок полномочий общественной палаты будет соответствовать сроку полномочий гордумы – по 5 лет.

«Все социальные группы»

И вот с 17 сентября начался процесс формирования городской общественной палаты. Согласно положению, членом палаты может стать гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и не имеющий неснятой судимости.

В список членов городской общественной палаты от гордумы, администрации города и районов вошли такие люди, как лидер общественной организации инвалидов «Ты не один», представитель общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Владимир Агапов и член областного отделения организации инвалидов войн и военных конфликтов Николай Телегин.

Возможно, благодаря работе в палате Ольги Рудаковой и Татьяны Артемовой саратовцы узнают о существовании таких организаций, как региональные отделения «Российского Красного Креста» и «Всероссийского педагогического собрания», которые женщины представляют.

Застройщик Яков Стрельцин полагает, что памятников архитектуры в Саратове слишком много. Должно быть, палат маловато!
Застройщик Яков Стрельцин полагает,
что памятников архитектуры в Саратове
слишком много. Должно быть, палат
маловато!

Обещал плодотворную работу администрации Кировского района генеральный директор компании по продаже оргтехники «Оникс-СТ» Валерий Чеканов. Яркой фигурой будет смотреться лидер «Молодой гвардии Единой России» Иван Дзюбан – в структуре, признающей себя независимой от политики.

Также в состав назначенцев от органов власти вошли почетный гражданин Саратова Галина Карпенко, учитель истории Татьяна Усова и два представителя прессы – Дмитрий Олейник («Саратовская областная газета») и Ирина Русакова («Саринформ»).

Более интригующим для наблюдателей являлся выбор остальных членов палаты – представителей некоммерческих организаций, где за 24 места бились 89 общественников. Выборы в палату состоялись 10 ноября. Не обошлось без инцидента, связанного с процедурой голосования.

Представители фонда «Либеральная инициатива» Илья Козляков и Александр Ермишин не получили возможности презентовать себя выборщикам. «За две недели до выбора членов в городскую общественную палату я начал практически ежедневно звонить в администрацию муниципального образования «Город Саратов» и интересоваться датой и временем обещанного собрания. На все вопросы мне отвечали, что пока у них нет такой информации, но всех обязательно предупредят и соберут. Чего, естественно, не произошло. В день голосования мною был сделан еще один звонок в администрацию города, где мне сообщили, что отбор кандидатов уже идет», – рассказал «Газете недели» Илья Козляков. Заместитель главы администрации города по общественным и межнациональным отношениям Евгений Чекулаев, по словам собеседника, изначально дал понять, «что с оппозиционными общественниками им (чиновникам администрации. – Прим. ред.) работать сложно, и они считают оппозицию маловменяемыми людьми, способными всё бросить, не пытаться договариваться или идти на компромисс».

Оглядев список избранных членов городской общественной палаты, глава Саратова убедился, что «охвачены все социальные группы» – от молодых до опытных, от мусульман до православных священников, от студентов до представителей бизнес-сообщества. А политолог Игорь Семенов задался вопросом: «Кто все эти люди? Сто из сотни опрошенных на улице не узнают ни одного, – считает эксперт. – И это всё настолько очевидно, что появляются вопросы: неужели действительно всё так плохо?»

Любопытно, чем станет заниматься лидер «Молодой гвардии Единой России» Иван Дзюбан в структуре, признающей себя независимой от политики
Любопытно, чем станет
заниматься лидер «Молодой
гвардии Единой России» Иван
Дзюбан в структуре, признающей
себя независимой от политики

Понятие «общественник», как правило, может трактоваться чрезвычайно широко. Например, в состав городской палаты вошел гендиректор строительной фирмы «Лепта». В списке он значится как представитель Фонда гражданского строительства и экспертизы им С. А. Каллистратова. «Для меня неудивительно то, что в городскую общественную палату вошел Яков Стрельцин. Этот человек ратует за то, чтобы лишить статуса саратовские памятники архитектуры, якобы таких зданий слишком много и они устарели, их нужно снести, – говорит Лидия Викторовна Виненко, председатель правозащитной организации «Наш дом Саратов». – С самого начала очевидно, чего следует ожидать от нового органа».

Два избранных члена городской общественной палаты уже состоят в общественной палате области. Это председатель окружного казачьего общества Андрей Фетисов и Людмила Чечина (региональное отделение «Российского фонда мира»). По нашей информации, Александр Ландо этакое «сидение на двух стульях» не одобряет – большая нагрузка. Учитывая то, что два этих члена ОП-ГОП не успели достаточно полно заявить о себе в областной общественной палате (появлялись на заседаниях крайне редко), будем в дальнейшем ожидать от них продуктивной работы. Быть может, откроется второе дыхание...

К сожалению, нет возможности сосредоточиться на остальных, не менее интересных персоналиях. Обещаем рассказывать вам о каждом члене городской общественной палаты в последующих выпусках «Газеты недели». Первым героем по праву станет председатель городской общественной палаты Борис Кузнецов.

 


[кстати сказать]

Недостающее звено или пятое колесо?

Наконец, 19 ноября состоялось первое заседание Саратовской городской общественной палаты. Члены палаты единогласно проголосовали за единственную предложенную кандидатуру председателя – директора федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б. А. Дубовикова» Бориса Кузнецова. Он провозгласил, что палата будет работать «на принципе равных, без популизма и трескотни». Отношения с властью, по его словам, будут «конструктивными», «никто ни у кого хлеб отбирать не будет». Никого из заместителей Борис Кузнецов к себе в помощь взять не захотел: «Думаю, на первых порах единоначалие нам не помешает».

Ознаменовалось первое заседание разногласиями общественников по поводу структуры общественной палаты. Решение этого вопроса перенесено на следующее заседание. «Возникшие споры о том, сколько будет комиссий, – это перебор в том плане, что люди стараются перебить палату под чиновничью структуру», – замечает руководитель молодежной общественной организации «Синегория» Вадим Снаркович, принимавший участие в разработке положения об общественной палате Саратова. По его словам, изначально был оговорен статус главы палаты. «Председатель муниципальной общественной палаты, – поясняет Снаркович, – это не тот, который представляет мнение всего народа, а координатор групп, инициатив, помощник в решении вопросов».

Что касается разделения полномочий между городской и региональной общественными палатами, собеседник считает, что «работы будет хватать всем». «У нас в Саратове своих проблем полно. Я не думаю, что наличие городской общественной палаты в чем-то ущемит права людей. Если есть люди, которые на общественных началах хотят решать проблемы, высказывать свою точку зрения, входить в кабинеты чиновников, предлагать свои решения проблем. Что тут плохого? Энергия будет направлена в мирное русло – на решение социальных проблем», – считает Вадим Снаркович.

«Ну, давайте мы сделаем общественную палату района города, квартала, дома и так далее. Складывается ощущение, что городскую общественную палату власти создали только для того, чтобы сказать: «А у нас тоже есть общественная палата, мы тоже принимаем решения!» Вещь довольно условная, вряд ли способная что-либо поменять», – выражает другую точку зрения политолог Александр Пантелеев.

Аналогичной позиции придерживается другой политолог Игорь Семенов, называющий ГОП очередной «провластной декорацией, образованной по указке сверху».

Высказались также общественные деятели, не вошедшие в состав общественной палаты (более того, некоторые из них на предложение вступить в подобный орган давно реагируют фразой: «Вы за кого меня принимаете?»).

«Как вы знаете, при каждом органе власти у нас есть общественные советы. Если вы пройдетесь по всем этим местам, то увидите там одни и те же лица, – отмечает председатель правозащитной организации «Наш дом Саратов» Лидия Викторовна Виненко. – Эти общественные советы и палаты нужны для птички-галочки. Власть таким образом говорит, что у нас всё как положено быть в гражданском обществе, от лица общественности, на основании решения общественности и так далее».

«Мы всё ближе и ближе подходим к состоянию гражданского общества, так что впору спасаться от него», – говорит председатель общественного учреждения «Щит потребителя» Александр Журбин.

Председатель регионального отделения Союза солдатских матерей Лидия Свиридова всё же выражает надежду, что деятельность городской общественной палаты не будет сведена к заседаниям и рейдам по городским рынкам.

Не прошедший в ГОП кандидат Илья Козляков называет палату «вполне полезной организацией, недостающим звеном между властью и обществом». «Но так уж сложилось, что в принципе такая важная организация, как общественная палата, нужна властям в абсолютно лояльном к ним варианте, никакого инакомыслия без согласования не должно быть. Власть пытается сделать для себя удобную среду, где на любую фразу, на любое действие все окружающие представители (якобы) общественности рукоплескали и кричали бы: «Правильно! Одобряем!» – заключает собеседник.