И целый мир в одном ларьке

Оценить
Политическая жизнь нашего улуса настолько скучна, что даже похороны становятся событием политическим. Не само прощание с ушедшим, а кто и к кому подходил, кто с кем группировался, а кто стоял в печальном одиночестве.

Политическая жизнь нашего улуса настолько скучна, что даже похороны становятся событием политическим. Не само прощание с ушедшим, а кто и к кому подходил, кто с кем группировался, а кто стоял в печальном одиночестве. На основании этого потом будут делать прогнозы карьерного роста или падения с властных высот.

На этом фоне разных оттенков серого («Цвет времени и бревен» – Бродский) заметно любое яркое пятнышко. В четверг глава Саратова Олег Грищенко наконец-то был солидарен с коммунистом Андреем Карасевым. Им обоим не понравилось засилие вывесок на иностранных языках.

Глава Саратова выразил недовольство такими вывесками как «City Beer». Есть еще и «Beer House». Как пишут коллеги из информационного агентства «Свободные новости», такие названия можно было бы заменить на более привычное «Пивнушка». Необязательно быть столь категоричным: у нас на поселке подобное заведение не без фантазии названо «В двух шагах от Праги». Очевидно, это намек, что продаваемое там пиво привезено из Чехии.

Казалось, всё бы ничего, ну поговорили депутаты, что от этого изменится? Юридической возможности заставить предпринимателя сменить вывеску у городских властей нет. Понятно, мы не в Швейцарии живем, отлично понимаем, что после пятой подряд проверки любой владелец «Madonna» сдастся и укрепит над своим бутиком вывеску «Нижнее женское белье».

Однако тут же выяснилось, что это не пустые разговоры со своим вечным оппонентом. Олег Грищенко тут же дал распоряжение главам администраций районов в течение месяца составить список «непатриотичных» торговых точек. И тут же подвел под свое решение политическую базу: «Сегодня джаз, а завтра родину продаст». Хотя если речь шла о торговле, уместнее было бы сказать: «Кто носит майки «Адидас», тот завтра родину продаст».

Ощутимо запахло политикой, ростом патриотизма, вставанием с колен. Тогда да, надо бороться. Тем более что опыт имеется. Было же время, когда магазины, торгующие продуктами, назывались гастрономами – это те, что побольше, и просто продовольственными – те, которое поменьше. Имелись, понятно, редкие исключения. Например, в районе, где я жил, был большой магазин «Рыба-мясо». В соответствии с ассортиментом в народе укрепилось другое название: «Ни рыбы, ни мяса». Ах да, были еще ныне совсем забытые бакалейные магазины. И уж тем более надо присмотреться к магазинам, которые торгуют обувью и одеждой. Вот уж где разгул и засилье иностранщины. «Monalisa» – прямо так, в одно слово, «Rudolf Siegel» – эти немецкой обувью торгуют. Впрочем, вполне возможно, что по мере удаления нас от Европы иноязычные вывески исчезнут сами собой – кончатся и ботинки «Siegel» и бельишко «Monalisa». Взамен будут привозить в Саратов другие товары, но писать названия новых магазинов иероглифами будет уж совсем экзотично.

И уж если решили присмотреться к вывескам, то не худо было бы обратить внимание и на русско­язычные. Например, магазин «Маленькие ангелы – оптово-розничная торговля детскими товарами». Патриарх же к нам едет, как отнесется к подобному? И с гигантоманией, товарищи, тоже надо бороться. Разве это дело, когда каждый третий примерно магазин называется «Мир» или «Планета». «Мир дверей», «Мир замков», «Планета гвоздей». «Планета секонд-хенд». Совсем же добил меня «Мир аксессуаров» на Немецкой улице: весь мир – всего два ларька.

Нет, если мы возвращаемся назад, то никаких миров и планет. «Скобяные товары» – разве не звучит? Впрочем, «Скобяной мир» звучит еще внушительнее, нежели просто «товары», а главное, по-нашенски. В Саратове таких миров имеется уже штук пять – и в Заводском районе, и в Ленинском, и в самом центре, на улице Вавилова. И покупателю сразу всё ясно, не нужно через витринное стекло угадывать, чем торгует какая-нибудь «Галатея». И с неоновой рекламой надо бы разобраться, всё равно горит через букву, к чему это бессмысленное великолепие, эта яркая мишура, чай не Париж.

Напоследок еще одна история из мира вывесок. Было это в самом начале кооперативного движения. Какие-то бойкие кооператоры выкупили захудалую столовую, мало что в ней изменили, зато название дали звучное – «Стикс». Я всё порывался зайти к ним и объяснить, что Стикс – это река, которая отделяет живых от царства мертвых, но так и не зашел. Тем более в «Стиксе» очень часто проводили поминальные обеды, так что частично он свое имя оправдывал.