И башенка с флюгером...

Оценить
Здесь побывало много знаменитых людей, от обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева до поэта-бунтаря Маяковского и анархиста батьки Махно

Это угловое здание краеведам и историкам города Саратова известно как дом купца И. И. Зейферта или как гостиница «Россия», хотя уже почти 100 лет здесь нет никакой гостиницы.

В первом квартале Немецкой слободы владельцами домов на светлой (чётной) стороне «в 1820-х, 1830-х и 1840-х годах были следующие лица: <...> генерал Македонский, русский, у которого купил и отделал дом для гостиницы купец Барсуков; от него потом приобрел его В. В. Гудков, который расширил его и надстроил верхний этаж. Зейферт, приобретший этот дом у Гудкова, отделал его заново». Так, вкратце, члены Саратовской ученой архивной комиссии упоминали здание в конце XIX века. А вот что говорил очевидец, известный купец П. Г. Бестужев, привезённый мальчиком в Саратов в 1864 году: «Город кончался приблизительно в той местности, где сейчас находится Коммерческое училище [корпус агроуниверситета на Советской улице]. Немецкая улица имела жалкий вид и состояла из небольших одноэтажных домов <...> на месте гостиницы «Россия» стояли три маленьких домика Барсукова, а напротив, где теперь «Европа», было пустое место, очень топкое и грязное».

Македонский продал своё дворовое место в 1857 году пензенскому купцу Александру Осиповичу Барсукову, но с 1860 года распоряжался им его сын, Николай, который приобрёл у соседки ещё и каменный «обгорелый дом с дворовым местом». Таким образом, в руках Барсуковых оказались три каменных двухэтажных дома на углу Немецкой и Александровской улиц. Николай Барсуков переоборудовал, а по сути перестроил заново в 1861 году жилые дома в номера для приезжих (гостиницу). В газетах вскоре появились объявления: «Имею честь известить, что в доме купца Барсукова на углу Немецкой и Александровской улиц открыты кафе-ресторан, общий стол и номера для приезжих».

Вина выписывались из европейских столиц. В зале ресторана выступали цыгане, музыкальные ансамбли, цирковые труппы. На нижнем этаже стали снимать помещения местные предприниматели под модные магазины.

В 1869 году прибыльное место выкупили купеческие братья Гудковы и тогда же сделали перестройку зданий в одно большое каменное здание.

В 1870 году Аделаида Сервье открыла здесь «...новое свое парикмахерское заведение». Домовладельцы оборудовали второй и третий этажи для постояльцев: «Во вновь отстроенном доме бр. Гудковых открыто до 80-ти номеров», – писала в сентябре 1871 года местная газета. Братья Гудковы сначала сами держали гостиницу, но с 1882 года её в аренду взял купец Поляков. В начале 1880-х годов «угольный магазин» заняла аптека провизора Шмуккера, положив тем традицию нахождения здесь аптеки и аптекарского магазина в течение более чем 125 лет.

В январе 1888 года за невзнос долга Гудковыми здание гостиницы было продано. Купил его купец Иван Иванович Зейферт (младший), а в апреле уже сообщали, что здесь начался ремонт с помощью архитектора, академика Ф. И. Шустера. По его проекту был изменён фасад гостиницы, «...нижний этаж со всех сторон обведется крытой на чугунных столбах галереей, чтобы устроить защиту от солнца летом для окон магазинов», на углу была устроена башенка с шатровой крышей и флюгером.

В 1902 году Зейферт надстроил 4-й этаж гостиницы, с тем же знаменитым флюгером над башенкой, возможно, по проекту архитектора С. И. Тихомирова, который снимал здесь квартиру.

Многочисленные наследники Ивана Ивановича Зейферта посчитали неудобным разным семьям владеть одним недвижимым имуществом и осенью 1915 года продали его «поселянину-собственнику селения Голого Карамыша Бендеру Андрею Андреевичу». Шла Первая мировая война, и все гостиницы в городе были реквизированы. Больше в здании никогда гостиница не открывалась. С окончанием Первой мировой и Гражданской войн в здании советская власть открыла «2-й дом пролетариев», потом там были коммунальные квартиры советских граждан и командиров Красной армии.

В период Великой Отечественной войны в гостинице находился военный госпиталь под № 3931.

Весной 1942 года в Саратов был эвакуирован Ленинградский государственный университет. Ректорат, профессорские и преподавательские квартиры расположили в помещениях бывшей гостиницы «Россия».

В послевоенное время здание вмещало в себя коммунальные квартиры, ресторан «Россия» на втором этаже и различные магазины на первом: аптеку, «Кулинарию», «Парикмахерский салон «Чайка» и т. д. Размещались здесь и некоторые учреждения. В 1971 году здесь начал свою жизнь новый институт – «Саратовгражданпроект».

В послеперестроечные годы в здании появились десятки арендаторов и собственников. Результатом этого стали четыре пожара только в период с 1991-го по 1994 год, а в сентябре 1995 года обширный пожар уничтожил и башенку с флюгером.