Андеграунд андеграунда

Оценить
Как выглядят неизвестные саратовские артисты?

Фестиваль «Самые неизвестные группы на свете», который ставит цель выяснить, кто же из молодых артистов может стать реально интересным саратовскому меломану, прошел на минувшей неделе.

Знатоки местной музыки, конечно, могут возразить, что андеграунд для Саратова – это вовсе не выступившие молодые группы, а те коллективы, которые попали на вышедший несколькими месяцами ранее сборник экспериментальной музыки «Саратов Экспресс». Не будем с ними спорить, тем более что выяснять, кто же неизвестней, вообще довольно странное занятие. Все в одной лодке плывут.

День первый

«Самые неизвестные группы на свете», или СНГНС, как его сокращенно именуют, – довольно старый фестиваль, регулярно проходивший с начала прошлого десятилетия в нашем городе, но в последнее время исчезнувший из поля зрения саратовцев. Как говорят сами организаторы, «Нас систематически убеждают в наличии в городе отличных молодых групп, мы решили убедиться в этом лично и сделать давно забытый фест «Самые неизвестные группы на свете». В качестве хедлайнера выступила итальянская группа Devotion, которая, будем честны, и сама была до концерта мало кому известна в нашем городе. Принцип отбора же был чрезвычайно прост: группы никогда прежде не должны были выступать в рок-клубе «Варьете». Учитывая, что все популярные в Саратове рок-коллективы рано или поздно там оказываются, этот критерий был вполне объективным. Желающих выступить набралось так много, что даже после отбора было решено сделать два мероприятия: 19 августа в «Варьете» выступали «тяжелые» коллективы, а в четверг, 21 августа, в «Leningrad Hall», «лёгкие». Мы посмотрели и первых, и вторых артистов.

Открывали фестиваль I the Suffering, работающие на стыке модных ныне металкора и дэткора. Не могу назвать себя любителем этих жанров, и все-таки надо отдать должное ребятам: их группа выступила неплохо и выглядела бы еще лучше, если бы мелодичные партии можно было расслышать: звук на них был еще не очень хорошим. Впрочем, и душой кривить нечего – из четырех представленных на том этапе коллективов I the Suffering выглядели самой стандартной, что ли, группой. А вот выступавшие следом альтернативщики Histmake, напротив, казались коллективом, скорее, случайно попавшим на фестиваль, уж больно взросло они смотрелись на фоне остальных. И я имею в виду совсем не возраст, а уровень. Да и неизвестными по саратовским меркам их назвать тоже нельзя – шутка ли, осенью команда собирается посетить с концертами шесть российских городов. Но «Варьете» решил дать им возможность выступить и, кажется, не прогадал – пожалуй, Histmake и выглядели безоговорочными фаворитами фестиваля. Их выступление огорчило только одним – чрезвычайно коротким сетом в четыре песни (кстати, командам давалось полчаса на выступление).

Третья группа, Cloud Connected, чей вокалист Андрей Льдов совсем недавно подменял в том же «Варьете» солистку My Desolate Destemper, после Histmake смотрелись достаточно блекло и статично, но выстрелили на двух последних песнях, особенно благодаря перепетой «Right Now» Korn, хотя я, как и, полагаю, многие, ожидал кавер на одноименную группе песню шведов In Flames. Забегая вперед, скажу, что именно между Histmake и Cloud Connected жюри и пришлось выбирать победителя. На помощь пришел вокалист итальянцев, порекомендовавший отметить молодую и менее опытную группу. В результате Cloud Connected получили годовой абонемент на посещение всех концертов в «Варьете».

Кстати, с кавера началось и выступление последних местных артистов на том фесте: группа с запоминающимся именем «Мы назвали свой корабль» перепели «Люби меня, люби» «Отпетых мошенников» в своей традиционной манере – группа работает на стыке хардкора и скримо. На мой взгляд, наряду с Histmake это было лучшим выступлением того вечера, не считая, разумеется, итальянцев Devotion, но их мы опустим в этой статье.

День второй

Организаторы фестиваля поступили весьма благоразумно, решив сделать свободным проход на второй концерт тем, кто посетил первый. Тем не менее, народа в «Leningrad Hall» было меньше – то ли потому что там уже обошлись без иностранных артистов, то ли потому что саратовская аудитория больше любит музыку потяжелее, что весьма и весьма сомнительно. Голосования за лучшую группу тоже в этот раз не было, так что со стороны выступление трех команд в ресторане могло выглядеть как стандартный концерт.

Первым вышел акустический дуэт Folk Dimension, работающий в пост-гранжевой стилистике. FD – действительно интересный проект со своей атмосферой, чем-то (впрочем, достаточно отдаленно) напоминающей Антона Восьмого, приезжавшего в Саратов в ноябре прошлого года. FD – это красивые медленные пост-гранжевые песни, которые, как мне кажется, именно в «Leningrad Hall» звучали так, как никогда прежде у них. И цены бы этому дуэту не было, если бы Антон Сергеев не пел некоторые песни по-русски. А вот русскоязычные, немного стебовые тексты у Антона напрочь разрушают ту спокойную, несколько медитативную атмосферу, создаваемую песнями на английском.

Вторая группа – «Секвойяж». У них, напротив, проблем с текстами не возникает, благо сразу три участницы группы являются выпускницами филфака. Поскольку я имею возможность сравнивать эту группу с тем трио, каким они были в студенческие годы, могу точно сказать, что изменения пошли группе на пользу, и в «электрическом» варианте проект выглядит куда интереснее: к акустической гитаре и скрипке прибавились бас и ударные, на которых стучит человек с говорящей фамилией Барабанов (как мне позже сказала одна из участниц группы, Алексей стал играть на них из принципа – фамилия такая). «Секвойяж» – интересная и достаточно нестандартная для Саратова музыка, которую они, из-за частых сравнений с украинцами Flëur, так же решили назвать кардиовэйвом. Может, и справедливо.

Последней группой, чье участие было под вопросом (они пришли за полчаса до своего выступления) стали рокеры «Фламодеза». Обозначить их жанр как-то конкретней, чем просто рок или на худой конец поп-рок, сложно. Это незатейливые песенки о том, как, например, парень купил бас-гитару и теперь страшно доволен приобретением. Всё хорошо знакомо, и всё это уже было, например, у тех же «Зверей».

Будет ли светлым будущее у этих артистов и будет ли кто-то из них на слуху – это уже вопрос времени. Однозначно можно сказать, что любопытной и даже нестандартной музыки у нас хватает. В этом и состоит главная задача фестиваля.