Яблочко от санкций далеко падает

Оценить
Быстрой замены польским фруктам российское садоводство не обещает

Ввоз польских овощей и фруктов запрещен в Россию с минувшей пятницы. Россельхознадзор объяснил это решение «неоднократными нарушениями сертификации и выявлением карантинных объектов». В польской продукции якобы слишком часто находили калифорнийский цветочный трипс и восточную плодожорку. Эксперты в один голос говорят о запрете импорта яблок из Польши как о «показательной порке» – ответной реакции на санкции ЕС. Однако не все эксперты согласны с тем, что данная мера способна серьёзно навредить польской экономике или молниеносно насытить российский рынок отечественными овощами и фруктами.

Фруктов на сдачу

С 1 августа в Россию запрещено ввозить яблоки, груши, айву, вишню, черешню и капусту из Польши. Эта страна – самый крупный поставщик плодоовощной и фруктово-ягодной продукции. За прошлый год Польша экспортировала в Россию более 804 тысяч тонн овощей и фруктов в общей сложности примерно на 336 млн евро. При этом, по официальным данным, в 2013 году Россия импортировала 1,24 млн тонн яблок (45% рынка), где доля Польши составила 54%. На поставки из Молдавии пришлось 13,5%, Китая – 8,6%. Пять процентов от общего объёма яблочного импорта составляют поставки из Сербии, по три процента – из Литвы, Чили и Азербайджана.

Эмбарго на польские овощи и фрукты – не первое ограничение. В июне Россельхознадзор, ссылаясь на те же «систематические нарушения фитосанитарных требований», запретил ввоз овощей и фруктов из Молдовы, Египта и с Украины. Причём любой ввоз, в том числе в ручной клади и багаже. Кроме того, Россельхознадзор планирует продолжить начатое и в скором времени запретить импорт всей растительной продукции из Европы «в связи с участившимися случаями обнаружения карантинных объектов в европейской продукции».

Официальные версии госструктур о причинах эмбарго, по мнению российских экспертов, всего лишь ширма. Для них очевидно, что ограничение импорта ряда товаров из стран ЕС – это ответ на санкции Евросоюза в отношении России.

Непрогнозируемая туманность

Эксперты утверждают, что запрет на импорт польских фруктов и овощей может лишить экономику Польши от 25 до 60 миллиардов рублей в год (500 млн – 1 млрд евро). Другие аналитики уверены, что пострадают от введённых ограничений на поставки фруктов в первую очередь российские потребители. Потому что с декабря по июнь, когда в России нет собственного урожая, нехватка польских фруктов может снизить их количество на прилавках, и это приведет к значительному росту цен. По некоторым прогнозам покупателям придется платить больше на 30–40%.

Правда, такой сценарий развития событий очевиден далеко не для всех. Есть эксперты, которые считают, что никаких серьёзных негативных последствий выпад России в сторону Польши не принесёт. Для Польши уж точно он ничем не отзовется. Этого мнения, в частности, придерживаются и саратовские специалисты. Например, Алексей Сушков, руководитель ООО «Ягодное» и глава ассоциации «Сады Поволжья». По его словам, Польша уже оперативно подыскала для себя новые рынки сбыта и затребовала от Евросоюза компенсации выпадающих доходов из-за российского запрета на их продукцию.

Исполнительный директор ассоциации «Сады Поволжья» Николай Наследсков считает, что в настоящее время вообще не стоит делать каких либо прогнозов о том, как изменится ситуация на рынке. Слишком всё туманно и неоднозначно.

«Дело в том, что если действие договоров, заключенных на текущий год между ретейлерами и поставщиками тех же фруктов, останется в силе, то в этом году абсолютно ничего ни для кого не изменится. Может быть, запрет реально начнёт действовать с начала следующего года, при условии что не будет пересмотра европейских санкций. Ведь эмбарго на фрукты и овощи, введённое Россельхознадзором, это реакция на санкции Евросоюза, который, кстати, пообещал пересмотреть их через три месяца вплоть до отмены. Если Европа откажется от своих запретов, то, скорее всего, и Россия откажется от своих. В этих условиях что-либо прогнозировать по рынку очень сложно», – говорит Наследсков.

Скачка не ждите

Какого-либо ощутимого толчка к собственному развитию из-за сокращения поставок зарубежных фруктов российское садоводство не почувствует. Во-первых, потому что после ограничения импорта из Польши российская сторона, скорее всего, будет полностью менять географию сотрудничества, расширяя его с садоводами стран, не входящих в Евросоюз, – Китая, Сербии, Чили, Аргентины, Азербайджана. А во-вторых, потому что отрасль садоводства в России в настоящее время находится в стадии восстановления и одномоментно возродиться не может.

«Этими запретами мы никого не напугаем и не победим. И российское яблоко не заполнит внезапно наши рынки, – заявляет Алексей Сушков из ООО «Ягодное». – Хотя бы потому, что есть такая страна, как Китай, которая ещё три года назад заняла первое место по производству тех же яблок и крепко его держит. Так что мы, скорее, увидим китайское яблоко, чем российское».

По словам Николая Наследскова, исполнительного директора ассоциации «Сады Поволжья», при всех действующих сегодня государственных программах поддержки садоводства в России потребуется ещё несколько лет, чтобы российские сады начали производить достаточные объемы фруктово-ягодной продукции.

«Сегодня очень неплохо субсидируется закладка новых высокопродуктивных садов интенсивного типа – дают по 68 тысяч рублей на один гектар. Этих средств в принципе пока хватает для закладки сада и ухода за многолетним растением для вступления его в период плодоношения, – говорит нам эксперт. – Субсидируются и проекты по приобретению линий переработки – до 70% от её стоимости, что очень выгодно предпринимателям, решившим заняться бизнесом в этой сфере. Есть государственные программы по развитию логистики и строительству хранилищ, и наши хозяйства в них активно участвуют. Садоводческие хозяйства расширяют площади своих садов, приобретают линии переработки, кооперируются для строительства хранилищ. Но на всё это нужно время. Пройдут годы до того, как будет получен нужный результат. После закладки нового сада нужно как минимум четыре года ждать, когда он начнёт давать плоды. То есть какого-то резкого скачка развития наше садоводство в ближайшем будущем не даст, и производство у нас останется на уровне прошлого года».

Местный фрукт, «обгрызенный» на две пятых

В Саратовской области сейчас три тысячи гектаров плодоносящих садов. 1,5 тысячи га из них приходится на фермерские и коллективные хозяйства, ещё столько же – на частные подворья. Для удовлетворения своих нужд, по словам экспертов, региону достаточно иметь около пяти тысяч гектаров садов. Около 1,5 тысяч новых садов в рамках реализации госпрограмм будет заложено в течение ближайших пяти лет (по 300 га в год).

По данным министерства сельского хозяйства Саратовской области, согласно рациональным нормам питания на одного человека в год, в регионе нужно производить около 240 тысяч тонн фруктово-ягодной продукции. А производится в три раза меньше. Согласно министерским прогнозам, в 2014 году хозяйства всех форм собственности произведут около 87 тысяч тонн фруктов и ягод.

Недостающее звено

По словам наших собеседников, государство через программы поддержки создало основу и все необходимые предпосылки для развития отрасли садоводства – как производственного сегмента, так и переработки. Но нерешённым пока остаётся один вопрос – возможность реализации производимой продукции. Что уже сегодня является серьёзным препятствием для насыщения российского рынка российским фруктом.

По словам Николая Наследскова, саратовские садоводы за редким исключением могут продавать свои яблоки и прочий товар буквально на двух-трёх рынках. Сотрудничество с розничными сетями затруднено сезонностью производства и отсутствием достаточных ёмкостей хранилищ.

«Те, у кого есть хранилища, современные, с искусственным климатом, способные сберечь фрукты практически до следующего урожая, имеют все шансы сотрудничать с сетями. Но таких у нас единицы. Большинству производителей приходится продавать свою продукцию в течение нескольких месяцев на рынках или работать по прямым договорам», – говорит эксперт. При этом, по словам Наследскова, садоводы, пытаясь самостоятельно реализовать свою продукцию на рынке, встают перед сложным выбором. Им приходится либо нести дополнительные расходы на содержание продавца, либо вставать за прилавок самим и бросить производство.

Ни один из вариантов решения вопроса реализации не способствуют развитию. По мнению нашего эксперта, в системе поддержки садоводства в России не хватает посреднической структуры, аналогичной торгово-закупочным базам, существовавшим в стране несколько десятков лет назад. «Эта структура могла бы скупать продукцию у производителей и реализовывать её через свою торговую сеть, – говорит Николай Наследсков. – Когда-то давно такая система существовала и прекрасно работала. Сегодня она нам снова необходима».