Точка невозврата хлеба

Оценить
Когда торговец не умеет планировать, а пекарь – договариваться, на помощь зовут жёсткое государственное регулирование

Российские булочники настаивают на ограничении объёмов возврата непроданного хлеба для розничной продажи. Не дождавшись решения по пятипроцентному порогу, хлебопёки выдвинули новое предложение – ограничить возврат двумя процентами от объёма поставки и при этом принимать его за половину цены закупки. Правительство Российской Федерации, не склонное поддерживать и первые требования, новые запросы булочников, кажется, решило не заметить вовсе.

Лучше меньше, да лучше

Установить жёсткие ограничения для розничных магазинов по возврату непроданного товара производители хлебобулочных изделий предлагают через поправки в закон о торговле. Сама идея принадлежит президенту Российского союза пекарей Валерию Чешинскому. По его словам, в настоящее время в среднем по России доля возврата непроданной хлебобулочной продукции составляет 10, а по некоторым позициям и 20 процентов от поставленного количества. Это приносит хлебопекарной промышленности колоссальные убытки.

Производители хлеба жалуются, что торговля фактически выламывает им руки, заставляя забирать нераспроданную за день продукцию с действительным ещё сроком годности в момент следующей поставки. И при такой схеме сети платят только за фактически проданное количество товара.

По словам хлебопёков, оспаривать такую практику с ретейлерами, особенно с ключевыми компаниями на этом рынке, решаются не все. Боятся испортить деловые отношения, которые в условиях большой конкуренции и сложностей попадания на полки торговых сетей, на вес золота. Правда, есть и «смельчаки», которые отказываются выкупать залежавшийся хлеб, теряют объёмы продаж, но при этом ничуть о своём решении не жалеют.

«С апреля этого года мы отказались выкупать обратно залежавшийся хлеб у магазинов Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), – говорят, например, представители одного из подмосковных хлебокомбинатов. – Тем не менее, они продолжили с нами работать, но сократили закупки примерно в два раза. Конечно, мы потеряли в объёмах продаж, но зато работаем без возврата. И такая схема для нас намного выгоднее».

Хромое сетевое планирование

Производители хлеба отмечают также, что вопрос возврата нереализованного ретейлерами продукта – это не только дополнительная финансовая нагрузка для хлебозаводов (выкупать и утилизировать нереализованную продукцию приходится за свой счёт). Возвраты, по их словам, сказываются на балансе продовольственного зерна в стране. Как поясняют пекари, на продовольственные нужды в России используется 22–23 млн тонн пшеницы и ржи ежегодно. Исходя из среднего объёма возврата в 10 процентов, из оборота по сути выбрасывается 2–3 млн тонн продовольственного зерна.

По словам инициатора ограничивающей возврат поправки Валерия Чешинского, проблема как таковая возникла из-за того, что магазины с запасом заказывают хлебобулочные изделия в ожидании наплыва посетителей в пиковые часы и опасений определенного дефицита продукта на полках. И если бы руководство сетей аккуратнее подходило бы к формированию заказа, никаких вопросов бы не возникало.

«Происходит это потому, что товароведы в торговых сетях ни за что не отвечают. С них не спрашивают за неправильный заказ, так как любые излишки сети можно отдать обратно. Полный бардак и безобразие! Единственное торговое предприятие, которое продает хлеб полностью, – это «Ашан». Его специалисты умеют работать без возврата», – поддерживают Чешинского другие эксперты.

Была команда «Поддержать!»

Проблема возврата непроданного хлеба обсуждается уже давно. Особенно активно о ней говорили весь прошлый год. Итогом обсуждения стало внесение в октябре 2013-го на рассмотрение Госдумы соответствующего законопроекта. Поправки в закон о торговле поддержала и помогла сформулировать группа депутатов ГД, а также сенатор Сергей Лисовский. Активное участие в работе над поправками, как говорят, принимал и Николай Панков, депутат Госдумы от Саратовской области, возглавляющий к тому же думский комитет по аграрной политике.

Кстати, в декабре прошлого года по инициативе Николая Панкова поправки в закон о торговле, касающиеся ограничений возврата непроданного в рознице хлеба, обсуждали на внеочередном заседании Саратовской областной думы. Все законодательные инициативы по этой части, конечно, получили одобрение региональных депутатов, которые охотно говорили и о правильности закона и о его назревшей необходимости.

Общее мнение саратовских областных депутатов гласит, что с принятием обсуждаемых поправок магазины, в том числе крупные сетевые, не смогут навязать пекарням невыгодные условия работы. Кроме того, исправленный закон «позволит обеспечить баланс интересов торговых организаций и хлебопекарных предприятий».

Сам Панков, комментируя ограничивающие поправки в закон о торговле, говорил о том, что ситуация, которая сложилась между торговлей и поставщиками, на самом деле критическая. В его представлении драконовские меры сетей уже поставили российские хлебозаводы буквально на грань банкротства.

В то же время реалии Саратовской области говорили о противоположном положении вещей. Ни производители хлеба, ни торговые сети друг на друга в нашем регионе не жаловались.

Планируют правильно, договариваются грамотно

Независимые эксперты отмечали, что процент возврата, равно как и сам его факт, есть ничто иное как результат договоренностей поставщика и ретейлера.

«В Саратовском регионе хлебозаводы и сети работают с минимальными возвратами. Зачастую они даже ниже предлагаемых 5 процентов. И это достигается участием обоих партнеров в точечной настройке заказа и гибким графиком поставки», – говорят аналитики.

Этот факт «Газете недели в Саратове» буквально на минувшей неделе подтвердили хлебокомбинаты. В частности, представители Саратовского хлебокомбината имени Стружкина заявили, что никаких проблем с сетями ни у них, ни у других производителей хлеба нет, и уже давно не было.

«Сети возвращают нам не более 2 процентов от объёма поставок. Бывает, что упаковка повредилась, и продукт испортился раньше времени, или булка какая-нибудь завалилась за прилавок, и её не сразу обнаружили, масса других причин может быть для возврата. Но всё в пределах 2 процентов. Для нас этот объём не критичен, да и ретейлеров он тоже устраивает, – говорят маркетологи компании. – Другие хлебокомбинаты работают на тех же условиях. Все мы сотрудничаем в основном с одними и теми же магазинами, поэтому и условия у нас одинаковые».

Представители розничного ретейла, представленного в Саратовской области, тоже воспринимают условия, предлагаемые Российским союзом пекарей, спокойно. Например, директор по продажам ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») Вячеслав Бочаров уже заявлял прессе, что, по его мнению, никаких особенных изменений на рынке в случае принятия закона не произойдёт. «Каждая сеть договаривается с поставщиками по-своему. И вряд ли кто-то стал бы работать себе в убыток. Если процент возврата где-то был больше 5 процентов, значит, магазин получал хлеб дороже», – предположил Бочаров.

Вернуться и ужесточить

Внесённый в Госдуму законопроект о пороге возврата непроданного хлеба на уровне 5 процентов в настоящее время находится на рассмотрении экспертного совета ГД. Обсуждение должно закончиться 31 июля. Ранее свои отзывы на законопроект дал Минсельхоз РФ и в целом предложенные ограничения поддержал. А вот минэкономразвития с поправками не согласилось. Проведённый ведомством опрос торговых компаний вызвал сомнения в возможности 5-процентного порога. Правовое управление президента тоже не поддержало проект, отметив, что возврат хлеба по истечении срока годности регулируется Санитарными правилами и нормами (СанПиН). Аппарат правительства запросил у авторов законодательной инициативы обоснования нормы возврата в 5 процентов.

Российские пекари, видимо, почувствовав угрозу сворачивания их инициатив, в июне 2014 года написали письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой поддержать поправки в закон о торговле. При этом хлебопёки не просто хотят ускорить принятие решения об ограничениях на возврат, а ужесточить законопроект, установив запрет на возврат более 2 процентов хлеба. При этом, по новому замыслу хлебопроизводителей, цена выкупа возвращаемой продукции не должна превышать половину стоимости закупки партии. Такая система действовала во времена СССР, когда норматив возврата хлеба составлял всего 0,1 процента.

Российские пекари теперь считают, что более жёсткие меры заставили бы торговые сети улучшать свою систему планирования заказов и исключили бы вывоз на свалку нескольких миллионов тонн зерна ежегодно.

Дворкович, как известно из федеральных СМИ, письмо хлебопроизводителей получил. И даже пообещал обсудить их предложения по возвращению из отпуска – в начале июля. Однако до сегодняшнего дня никакого движения в этом вопросе нет.