Неповоротливые железные дороги

Оценить
РЖД хочет меньше зависеть от иностранной продукции, но при этом неаккуратно в платежах российским производителям

Восемьдесят процентов маневровых локомотивов, используемых в России, производятся предприятиями Украины. Как и чем сейчас заменить эти локомотивы, необходимые для перегонки вагонов по станционным путям, перестановки из парка в парк и других подобных работ? На минувшей неделе региональные чиновники, представители местного бизнеса и «Российских железных дорог» (ОАО «РЖД») пытались понять, что им мешает вместе работать и развиваться. Проблема, оказалось, в самих РЖД.

По словам советника главного редактора газеты «Гудок» Олега Дьяченко, в свете последних санкций, которые «применяют к России определённые страны», особое значение получает вопрос независимости РЖД от зарубежной продукции. В руководстве компании регулярно обсуждают, что «эту часть российского бизнеса нужно развивать, и как можно больше, чтобы мы не зависели от других стран». Например, поставки для нужд РЖД шли из некогда дружественной нам Украины. И если украинские вагоны мы ещё можем заменить на «достаточно хорошего качества» российские, то вот чем заменить, например, украинские маневровые локомотивы – «вопрос вопросов».

По словам заместителя министра промышленности и энергетики Саратовской области Владимира Белгородского, в регионе насчитывается более 20 предприятий, непосредственно выпускающих продукцию для железных дорог. И это не говоря о косвенно связанном производстве – лакокрасочной продукции, например. Но вместо прямого сотрудничества с заводами-изготовителями РЖД почему-то часто приходится взаимодействовать с компаниями-посредниками. Никто уже и не скрывает, что это – последствия принятой в госкомпании системы оплаты за поставленную продукцию. РЖД привыкло переводить контрагенту деньги с тридцатидневной отсрочкой платежа.

– Конечно, нам намного удобнее работать напрямую с железной дорогой, – объясняет главный инженер саратовского ООО «Электротехнический завод «Гэксар» Александр Грайфер. – Но то, что мы получим деньги в лучшем случае только через тридцать дней, а то и больше, начинает убивать. Когда мы производим продукцию, мы делаем стопроцентную предоплату, чтобы закупить комплектующие. Поэтому приходится в такое тяжёлое время, как сейчас, ещё залазить в банки и брать кредиты в ожидании платежей от РЖД». Посредник же, в отличие от РЖД, готов дать нужную предоплату сразу.

– Поставщик обязан вовремя заплатить зарплату, налоги. А ваша система ставит его в такие рамки, когда ему надо найти того, кто даст деньги, – выговаривал заместитель генерального директора по маркетингу саратовского ОАО «Центральный научно-исследовательский институт измерительной аппаратуры» Андрей Трошин. – Банк не даст. Найдутся посредники, которые деньги дадут. Но и возьмут свой кусок».

– Я смело могу сказать, что в результате железная дорога получит то же самое изделие, но уже с накруткой посредника, – заметил Грайфер.

Однако накрутка – не единственная проблема при работе через третьи фирмы. Часто посредник оказывается попросту недостаточно квалифицированным в обращении с продукцией – хранит её под открытым небом и т. д. «В конце концов приходит продукция с просроченными сроками хранения и в непотребном виде», – заключил Грайфер.

«Работает производитель год с вами – тогда и работайте с ним напрямую. И вы тогда сразу сможете доказать наверху, сколько стоит товар у производителя и сколько такой же товар стоил у посредника», – предложил Трошин и посоветовал представителям госмонополии сделать список добросовестных производителей, с которыми можно работать смело. Подобный механизм уже используется в нефтяной и газовой отраслях.

– В нормальных условиях с заводами сложно конкурировать, – заметил заместитель директора по маркетингу ОАО «Сарэнергомаш» Виталий Лось.

– Я знаю, за рубежом вообще не понимают, как можно получить продукцию, не заплатив деньги, – высказался директор завода «Металлист» Владимир Буданов. – Если мы строим рыночные отношения, давайте строить их как положено. Я не говорю, что надо 100 процентов платить. 30 процентов платите, 50... Обманул тебя поставщик – для этого есть служба безопасности. Почему-то железные дороги думают, что если они оттянут платежи, они что-то на этом выиграют.

Однако поменять существующие порядки не так просто даже самим железнодорожникам – все эти правила прописаны в соответствующих документах. Но и руки опускать тоже было бы слишком безответственно. Потому что на каждой дороге такие потери!

– Мы всё время говорим: вот, у нас нельзя, у нас такое правило, такое положение, обойти мы это никак не можем и так далее. Где этот вопрос вообще решается? – начал анализировать ситуацию вслух советник главного редактора газеты «Гудок». – Нужно направить служебную записку с обоснованием: сколько теряется денег на посредниках. Но важно, чтобы она пошла наверх, чтобы это можно было проследить, донести её до Гапановича (старший вице-президент ОАО «РЖД». – Здесь и далее прим. авт.), до Морозова (первый вице-президент ОАО «РЖД»), до великого экономиста Михайлова (старший вице-президент по экономике и финансам ОАО «РЖД»), который всё время говорит о деньгах Якунину (президент ОАО «РЖД»).

– Времена меняются, меняется и система, в том числе система снабжения, – заметил заместитель начальника Приволжской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Сергей Лиходаев. – Конечно, нужно стремиться, наверное, к западным образцам. Можно приводить массу примеров, когда на крупнейших фирмах говорят: «два дня – и наша запчасть поступает в любую точку мира». Как это всё делается без всяких договоров, тендеров и так далее, пока трудно понять. Но тем не менее, нам нужно выстраивать эту работу.

Замминистра Белгородский в своем выступлении сделал акцент на том, что в последнее время со стороны РЖД наблюдается общее снижение спроса на продукцию. Заместитель начальника Приволжской ЖД Лиходаев этого не отрицал. Он объяснил корреспонденту «Газеты недели» сложившуюся ситуацию следующим образом: «Есть сокращение заказов на ремонт, запчасти и так далее. Наверное, это связано с тем, что падают объёмы не только пассажирских, но и грузовых перевозок, и нам пришлось поджиматься в виде капитального и среднего ремонта инфраструктуры». Лиходаев сообщил, что всё это может быть связано с ситуацией на Украине.

Неповоротливые железные дороги