На байке вдоль канала

Оценить
Голландия – страна воды, велосипедистов и игрушечных домиков

Пешие прогулки вдоль каналов, «игрушечные» домики, которыми можно любоваться бесконечно. Ради этого в Амстердам стоит приезжать снова и снова. Хотя большинству туристов этот город известен благодаря «кварталу красных фонарей» и кофешопам, где можно «покурить травку». Меня же больше всего поражает ошеломляющее число велосипедистов, заполоняющих центр голландской столицы с утра до позднего вечера. И многотысячные велосипедные стоянки, которые можно считать визиткой города.

Самый велосипедный город самой велосипедной страны

Переход улицы в Амстердаме – нелегкое дело для туриста из России. Только пропустишь автомобили, автобусы и бесшумные шустрые трамваи и вознамеришься начать движение, с ужасом обнаруживаешь, что на тебя со всех сторон мчатся велосипедисты.

Еще одна неприятность: по велосипедным дорожкам носятся скутеристы. Тут же инвалиды на колясках с электроприводом. Хочешь уцелеть – быстро разберешься в местных реалиях. Хорошо, что асфальт на большинстве велодорожек отличается по цвету – он красноватый.

Велосипед здесь называют коротким словом bike (байк). Число байков в Амстердаме вдвое превышает количество жителей. Последних около 800 тысяч. Тем не менее, в год угоняют около 60 тысяч велосипедов – это самое распространенное мелкое преступление. Хотя амстердамцы не считают такой проступок преступлением. Большая часть велосипедов старые, ржавые, черного цвета. Найти среди тысяч единиц велохлама свою трудно, подчас невозможно. По­этому, доехав куда-то на собственном байке и потом, по окончании своих дел, не найдя его, можно пересесть на другой. Это обыденное явление. Конечно, многие стараются выделить своего двухколесного друга среди других – покрасить в розовый или сиреневый цвет, украсить цветочками корзинку для перевозки сумок.

Плоская, как блин, Голландия идеально подходит для катания на велосипеде. Ни крутых подъемов, ни пыли, специальная сеть велодорожек, превышающая 18 тысяч миль. Стимулирует езду на велосипедах и закон, согласно которому в авариях с участием байка и автомобиля всегда виноват водитель груды железа, а не беззащитный велосипедист. Если он, конечно, не пьян.

Добраться от одного пункта до другого в небольшом по площади Амстердаме (220 кв. км, вдвое меньше Саратова) можно минут за 15. На автомобиле часа за полтора, а то и больше. Поэтому крутят педали все, независимо от социального статуса, цвета кожи и вероисповедания, возраста и комплекции. У большинства велосипедистов, конечно, есть свои автомобили, но не для повседневных поездок в черте города.

Вместо обычного такси можно воспользоваться услугами велотакси, получится быстрее и дешевле. Перевозкой пассажиров таким способом занимаются не только крепкие парни, но девушки. Вполне изящные с виду.

Вдвоем, втроем и с грузом

На велосипедах перевозят детей, а зачастую и друзей. Для перевозки детишек придумано множество приспособлений – специальные сёдла около руля и позади водительского места, ящики-корзины, плетеные и из фанеры, перед передним колесом и в виде прицепа. Как-то я увидела многодетного папочку, который вез двух отпрысков на специальных седлах впереди и позади себя, и еще был ящик-прицеп, где тоже сидел ребенок.

Везут на велосипедах сумки с покупками, чемоданы и ящики. Умудряются сохранять равновесие, разговаривая по телефону, поедая бутерброд или раскрыв над собой зонтик. При этом надо гордо держать спину прямо, всем своим видом показывая, что этот способ передвижения не доставляет вам затруднений, а напротив – сплошное удовольствие.

Детей учат ездить на велосипедах в раннем детстве, как, впрочем, и плавать. Что не удивительно: кругом вода. Обязателен атрибут безопас­ности – светоотражающая лампочка на крыле заднего колеса.

В этом городе есть специальные велоэкскурсии для туристов. Экскурсанты едут за гидом, спешиваясь время от времени, чтобы послушать рассказ. Велосипеды берут в пунктах проката: нужно внести залог, равный стоимости нового велосипеда, примерно 430 евро.

Бесполезный автомобиль

Несмотря на то что 85 процентов амстердамцев пользуются велосипедами, пробки в городе не редкость. Отказаться от автомобилей работников стимулируют работодатели. Маша, дочка наших друзей, девятый год живущая в Амстердаме, рассказала, что в банке, где она работает, выдают проездные на трамвай в рабочие дни. Трамваи замечательные – бесшумные и очень быстрые, из пяти вагонов, соединенных между собой. Их сеть чрезвычайно развита, и никто не стремится их убрать с центральных улиц в угоду автовладельцам. Зато у нас изничтожили трамваи, решив, что лучше заменить их чадящими автобусами. Пробки, увы, от этого не исчезли.

Выставлять свое богатство напоказ не принято. В воспитательных целях могут поцарапать дорогую машину, припаркованную на улице. Место для парковки в центре города придется поискать, особенно на узких улочках вдоль каналов. И это при условии, что заплатить придется от 60 евро и больше. В день! Дороговизна парковки – еще один способ вытеснения машин из города. Для ее оплаты есть специальные стойки. Обмануть парковочную службу не получится. Иначе порядка на улицах голландцы не увидели бы, как собственных ушей. На переднее колесо машины-нарушителя ставится блокирующее устройство. Снять его можно только после оплаты штрафа в ближайшем отделении полиции. В центре Амстердама не увидишь эвакуаторов, им тут и развернуться негде. И места, где ожидать звонка об очередной жертве-нарушителе, как у нас на улице Рахова между Советской и Рабочей, не найдешь. В общем, глупые голландцы не разобрались в выгоде этого бизнеса, процветающего у нас.

«Красные фонари» – магнит для туристов

По улицам Амстердама ходят толпы туристов. Особенно многолюдно в «квартале красных фонарей». Проституция в Нидерландах легализована, как и легкие наркотики. В Амстердаме в профсоюзе проституток числится около 6000 человек. Большинство из них женщины.

Тучи над «кварталом красных фонарей» сгустились в 2007 году, когда муниципалитет Амстердама вознамерился закрыть три четверти борделей в популярном у туристов квартале. Но потом власти всё же прислушались к мнению экспертов, утверждавших, что примерно треть туристов приезжают в Амстердам только чтобы посетить знаменитый квартал. При этом большинство, как это делали мы, лишь глазеют на витрины с полуобнаженными женщинами, не собираясь пользоваться их услугами.

Однако ночных бабочек на двух улицах вдоль каналов почти не осталось. Подсвеченные красным окошки крошечных комнат сконцентрированы теперь в узких боковых улочках. Девицы в люминесцентном символическом бельишке охотно выставляют себя напоказ, хотя красавицами можно назвать далеко не всех. Любопытно, что особенно много их вокруг Старой церкви (Аудекерк), построенной в 1306 году и действующей до сих пор. Такое вот парадоксальное соседство. Тех, кто возмущается окружающим развратом, посылают в Аудекерк.

Проституция легализована в Голландии в 2000 году, а годом позже – однополая любовь. В 2001 году был заключен первый однополый брак в мире. Между мужчинами. Страдания приверженцев нетрадиционной любви увековечены Гомомонументом. Треугольник из розового гранита, вдающийся в канал, установлен в 1987 году. Рядом с Западной церковью.

Церкви и узкие домики

В Амстердаме много церквей, не все используются по назначению: верующих становится меньше. В отличие от России, где епархии превращаются в митрополии, и для строительства культовых учреждений вырубаются скверы.

Например, Новая церковь, построенная в 1450 году рядом с королевским дворцом, стала местом для различных экспозиций, в Южной церкви работает выставка по градостроительству, колокольня Западной церкви служит смотровой площадкой (8 евро), а одна из лютеранских церквей и вовсе передана университету и используется в учебных целях.

Назвать самую главную достопримечательность в Амстердаме невозможно. Этот город достопримечательность сам по себе. Свыше пяти тысяч зданий по берегам каналов построены в «золотом» для Амстердама ХVII веке. Их бережно сохраняют. Но если сваи, на которых стоят все дома, прогнили и дом покосился, жители устраивают митинги против сноса. И в городе много откровенно покосившихся домов, что предает ему дополнительный шарм.

За ширину фасада платили налоги, поэтому стандартная ширина дома, выходящая к каналу или на улицу, шесть метров. Шире могли себе позволить очень богатые. Есть и совсем узкие домики, шириной не больше двух метров. Понятно, что и лестницы в таких строениях крутые и узкие, двоим не разойтись. В верхней части фронтонов расположены такелажные балки с крюками. Чтобы поднимать лебедкой предметы обстановки, по лестнице не то что рояль, стул не пронесешь.

Еще одно самобытное явление – дома-баржи. Их по берегам каналов больше двух тысяч, в каждую баржу подведены коммуникации.

Голландцы – знатные цветоводы. На любом, самом маленьком пятачке гнездятся плетущиеся розы, незаслуженно забытые в России мальвы, гортензии, поражающие обилием шапок цветов разных оттенков. В скверах и парках, которых немало, разрешено выгуливать собак.

На площади Ватерлоо, вблизи здания мэрии, несколько веков шумит ежедневно блошиный рынок. И никого не волнует, как выглядят старые патефоны и седла для велосипедов, поношенная обувь и сумки. Рынок не собираются разгонять, напротив, считают достопримечательностью. В отличие от саратовских властей, приходящих в негодование от вида трусов, продающихся в рядах за Крытым.

Первый раз я была в Амстердаме пять лет назад. За прошедшее время он стал «ближе» к Саратову: во многих местах появились кучи мусора, которые не спешат убирать. Возможно, богатейший муниципалитет мира заключил контракт на уборку с сомнительной фирмой?

По ценам в экскурсионных проспектах можно проследить инфляцию. Так, часовая прогулка по каналам летом 2009-го стоила 8 евро, сейчас 13,5. На дневную экскурсию в Бельгию – Брюссель с заездом в Антверпен – можно было отправиться за 53 евро, теперь в 65 евро обойдется лишь один Брюссель.

Главный порт Роттердам

Хоть Амстердам и столица, правительство заседает в Гааге. Еще с ХIХ века. А главным портом страны теперь является Роттердам. Туда мы отправились в последний день нашего тура. Вый­дя из вокзала, оказались среди современных домов. На наши вопросы, где тут старый центр, получали ответ, что мы уже в центре. На нашем плохом английском всё же смогли узнать, что этот город не похож на Амстердам, и милых домиков вдоль каналов тут нет. Зато есть поражающие воображение вантовые мосты через реку Маас: белый «лебедь-мост» и красный мост Виллема.

Туристов в Роттердам не возят. Может, поэтому так радовался нам служитель музея в старой гавани. Он предлагал заглянуть в помещения древних грузовых барж. Мы изумлялись, узнавая, что вход бесплатный.

По реке Маас одна за другой идут в порт груженые баржи. Город просторный, несмотря на велодорожки, велосипедистов мало. Тут комфортно передвигаться на машинах. И еще одна милая деталь: в некоторых местах трамвайные рельсы проложены через газоны. И трамваи кажутся кораблями, плывущими по нежной траве.

В центре Роттердама расположены «кубические дома». Архитектурный изыск, граничащий с безумством или извращением, голландского зодчего Пита Блома. Представьте себе кубик, повернутый к земле под углом в 45 градусов и вставленный в каменный стебель одним из углов. По замыслу архитектора, он создал в городе подобие леса, а эти дома – подобие деревьев. В каждом кубике расположена трехуровневая квартира. Один из владельцев такой квартиры пускает осмотреть свое жилье за три евро. Ну, очень на любителя.

Где-то я прочитала, что в амстердамцах силен дух противоречия, и они никогда не укажут правильную дорогу туристу. Может, поэтому кассирша на вокзале продала нам билет до Роттердама с пересадкой в Утрехте. Возвращаясь назад, мы обнаружили, что есть масса прямых поездов с интервалом в 10 минут. Наверное, добрая женщина хотела, чтобы мы лучше узнали Голландию, созерцая ее просторы из окна поезда.

Голландия – страна воды, велосипедистов и игрушечных домиков