О легкокрылых — без легкомыслия

Оценить
Голубятни в Саратове не исчезают и в двадцать первом веке

«Голубеводство – искусство большое, тайна великая, о которых легкомысленно человек говорить не должен», – говорил английский зоолог Томас Генри Гексли. Помня это напутствие, корреспондент «Газеты недели» пообщался с саратовскими голубеводами и посетил несколько голубятен.

Голубеводство в нашей стране, как и во всем мире, имеет большую историю. О том, что с самых древних времен эти птицы использовались как средство связи в военное время, рассказывать нет необходимости. Голубеводческие клубы и голубятни в Советском Союзе редкостью не были. А 1984 году было даже создано Всесоюзное объединение голубиного спорта, которое занималось организацией выставок и голубиных гонок. С распадом СССР, с резким изменением экономической ситуации (людям стало просто не до голубей, самим бы выжить) голубеводство пришло в упадок, чтобы вновь начать возрождаться в начале нулевых годов.

Дело семейное

Много голубятен в Саратове сохранилось в отдаленных от центра районах: Поливановка, 5-я и 6-я Дачные. Рассказать мне о своих питомцах согласился Иван, один из владельцев голубятни в районе 5-й Дачной.

«Разведением голубей занимается в основном мой отец. Я же только помогаю от случая к случаю. Сколько себя помню, у нас в семье всегда держали голубей. Это неудивительно – детство свое я провел в Поливановке, а там для этого есть все условия. Когда мы с родителями переехали на 5-ю Дачную, голубятня переехала вместе с нами», – говорит Иван, открывая передо мной дверь в голубятню.

Не все из родственников и друзей разделяют увлечение отца Вани. «Я неоднократно у папы интересовался, зачем ему всё это надо. Ведь практической пользы здесь и не видно. Почтовыми марками, например, и коллекционированием монет куда сподручнее заниматься. Цена коллекции просто со временем вырастет. А тут траты одни, – продолжает мой собеседник. – Мой папа занимается разведением голубей для себя. Он не участвует ни в каких выставках, не состоит ни в каких клубах. А если и есть у него друзья-голубеводы, то только из этого района».

Наконец-то мы оказываемся на голубятне. Ваня включает свет и вверх взмывает несколько десятков голубей – практически все они белые. Ваня приглашает меня пройти дальше, непосредственно к их гнездам. В голубятне тесновато, двоим нам не развернуться, поэтому Ваня остается ждать за порогом. Голуби не признали во мне хозяина и продолжали беспорядочно летать по голубятне. Зато когда меня сменил Иван, они спокойно разлетелись по гнездам. Только трое недовольных тем, что их потревожили, продолжали перелетать с места на место.

Незваные дикари

Следующая голубятня, которую я посетил, расположилась недалеко от политеха, буквально в десяти метрах от остановки трамвая № 9 «Улица Беговая». Здесь мне, чтобы понаблюдать за бытом голубей, не пришлось лезть по лестнице. Голубятни на Беговой улице установлены не на высоте, а прямо на земле. Возле них меня встречали сразу трое голубеводов – Александр Салимбаевич, Евгений Алексеевич и Николай Алексеевич.

Пока я беседовал с голубеводами, жильцы голубятни клевали корм на небольшой площадке рядом. На этой площадке смешались представители различных голубиных пород, но выделялись так называемые сизари, дикие голуби, которых в Саратове тысячи, если не миллионы. Выделялись они своей напористостью и наглостью. «Сизари – это проблема всех голубеводов. Породистые голуби их побаиваются. Дикари более агрессивные, активные. Они летают по свалкам мусорным, переносят инфекцию, от которой породистые голуби начинают заболевать. Мы вызываем ветеринаров, покупаем лекарства, но всё это стоит денег. И немалых», – начал свой рассказ Николай Алексеевич.

Не в восторге голубеводы, да и птицы, и от того, что по соседству с голубятней недавно установили мусорные баки. Николай Алексеевич ведет меня «полюбоваться» этими баками. Только за горой мусора контейнеры мне удалось увидеть не сразу – пришлось обойти кругом. «Мусорка здесь недавно появилась. Раньше она стояла где-то на другой территории. Конечно, здесь ей не место. Но даже если и решили её установить, то должны были установить и заграждения, и платформу, и подъезд обеспечить. И вывозить мусор должны регулярно, не позволять, чтобы он накапливался. Сейчас лето на дворе, самое жаркое время года. Вот голуби и начинают болеть от такого соседства», – жалуется Николай Алексеевич.

Чтобы продемонстрировать воинственный характер сизарей, Николай Алексеевич предложил мне кинуть голубям горсть корма. Как и следовало ожидать, практически все зерна достались диким голубям. Медлительным и скромным породистым птицам пришлось довольствоваться лишь теми зернышками, которые их наглые сородичи не приметили.

Жизнь под трепет крыл

Голуби хорошо знают, в какую из двух голубятен им надо лететь на ночлег. В одной живут голуби элитных пород, а в другой – обыкновенные. В одной из голубятен скоро планируется пополнение – голубиха высиживает птенцов. Высиживать потомство ей предстоит в среднем три недели.

Жители близлежащих домов, по словам голубеводов, к разведению голубей относятся положительно. Периодически навещают голубятни, подкармливают птиц. Часто на площадку перед голубятнями приходят мамы с детьми, чтобы покормить красивых птиц.

Жизнь Александра Салимбаевича всегда была связана с голубями. Где бы он ни был, с ним всегда были рядом эти птицы: «Я когда в Саратов переехал, мне приходилось голубей держать в разных местах. Потом познакомился с голубеводами, построили здесь одну голубятню, потом другую привезли – рядом установили. А у меня еще одна голубятня есть недалеко отсюда».

У саратовских голубеводов есть, как он рассказывает, своеобразный кодекс чести: «Голубеводы стараются дружить друг с другом, помогать. И у нас есть договоренность о том, что чужих птиц к себе не переманивать: я твоих не ловлю, ты моих не ловишь. Голубеводство держится на нашем энтузиазме, поэтому помогать друг другу просто необходимо».

Уже собираясь прощаться с голубеводами, я обратил внимание на то, как по направлению к кустам двигается кошка – наверное, надеясь поохотиться. Но Николай Алексеевич меня успокоил: «Соблазн у кошек и котов велик. Но кошки, которые здесь живут, к такому количеству птиц привыкли и с инстинктами борются. Редко на наших голубей нападают. А если и нападают, то безуспешно».

Пернатый бизнес

Голубеводы собираются на этом месте практически каждый день. Число жильцов в голубятнях постоянно увеличивается. «Мы и покупаем голубей, и привозим их из разных мест. Я вот лично привозил голубей из Туркмении. А большинство выводится у нас здесь уже», – говорит Александр Салимбаевич.

Где в Саратове можно купить голубей? Ответ очевиден – на Сенном рынке. «Минимальная цена – 500 рублей. Средняя – 1500. Самые дорогие голуби – бухарские малоносы. Они стоят где-то 4–5 тысяч. Но у нас здесь их нет. Мы таких не держим. Мы держим в основном голубей бакинской породы, – продолжил Александр Салимбаевич. – Кстати, покупая птицу на базаре, надо быть осторожным. Вот вы, если захотите что-то продать, на базар повезёте разве лучшее? Лучшее вы себе оставите! Голуби не исключение».

При желании и изобретательности разведение голубей может приносить прибыль. Одна из укоренившихся традиций – выпускать голубей на свадебном торжестве. Выпускать в небо их полагается дважды – перед входом в ЗАГС (как символ прощания с холостяцкой жизнью) и после выхода из ЗАГСа (символ начала новой счастливой семейной жизни). Отпустить пару голубей в небо в Саратове стоит от 500 рублей. Сейчас такую услугу предлагают чуть ли не все агентства, занимающиеся организацией праздников. Только советуем побеспокоиться о заказе голубей заранее – не всегда они могут быть в наличии. Особенно во время свадебного бума.