«Лучше кляр, чем пули»

Оценить
Хроники гражданской войны на Украине глазами блогеров

Недавно «Левада-центр» опубликовал отчет на тему «Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет». Было выявлено, что 90 % россиян чаще всего узнают о новостях из телевизора, 25 % – от друзей и родных, 24 % – из интернет-изданий, 19 % – из газет (в ответах могло быть указано несколько основных источников информации). Количество телезрителей среди россиян за последний год возросло, причем 85 % из них пользуются единственным источником информации.
Пока федеральные телеканалы создают однобокую картину украинского кризиса, интернет-пользователи представляют альтернативную картину, широкий спектр мнений и оценок.

«Донецк, по мнению жителей, таки Украина. Правда, ругают всех»

О том, что происходило в последние дни в Донецке, пишет жительница Запорожья veliss. Вместе с отцом, приехавшим из России, она отправилась в мятежный город, чтобы вывезти оттуда родственника. Вот ее наблюдения:

«– На трассе куча фур с продовольствием – так что голод Донецку не грозит.

– В самом городе пусто. Устрашающе пусто я бы сказала. Но Донецк работает – магазины, больницы, транспорт и даже дворники. В парках гуляют мамочки, а на клумбах цветут розы...

– Бабушек, ратующих за Россию, значительно поуменьшилось. То ли наступает прозрение, то ли дети их вывезли подальше из опасного района.

– Увозили деда сложно. Тяжело уезжать из дома, где ты прожил большую часть своей жизни. Понимая, насколько огромный шанс, что твоя квартира будет разграблена и что шансы вернуться обратно на сегодняшний день очень призрачны.

– Картинка российских СМИ, мягко скажем, отличается от реальности. Донецк, по мнению жителей, таки Украина. Правда, ругают всех. Чеченцев, казаков, местных «ополченцев» Ахметова и ... правительство Украины за промедление и отсутствие активных действий. «Мы переждём, пересидим, только делайте что-нибудь»

«Кстати, о нас, – продолжает veliss. – В начале апреля в Запорожье горожане закидали яйцами и мукой участников сепаратистского митинга. Женщин вывели сразу. А мужчин ещё несколько часов окунали в кляр. Тогда мне давило от этих событий. Их звериной составляющей. А сегодня я, посетив Донецк, понимаю, почему тогда звучало слово «Профилактика». Лучше кляр, чем пули».

Россиянин alex_serdyuk таким образом описывает столицу другой народной республики:

«Город застыл. По дороге сюда прочел в Интернете, что бомбардировщики находятся на подлете к Луганску. Это не Донецк с его размеренной и спокойной жизнью. Редкие выстрелы и взрывы слышны уж в центре города – бои идут совсем рядом. По-прежнему стоят баррикады, опоясывающие вход в администрацию. Зато рядом можно найти таксистов, у которых можно спросить дорогу к ближайшей гостинице.

Утром город оживает. Ходит транспорт, работают фонтаны, магазины, кафе, театры, кинотеатры. Единственное – многие обменники закрыты. (…) Но жизнь продолжается. Все разговоры только о войне, люди в очередях на маршрутки, в магазинах, везде обсуждают только войну, которая подошла к их городу вплотную. Огромный телеэкран в кафе показывает матч чемпионата мира по футболу, но его никто не смотрит – не до того. Тем не менее, в городе теплый летний день, выходной, на улицах много людей, гуляющих, в том числе с детьми. У памятника Ворошилову (город в 20-м веке четыре раза переименовывали из Луганска в Ворошиловград и обратно) греется на солнышке группа неформалов с пивом, один из них – колоритный панк с огромным ирокезом, загорает, разбросав свои носки и майку по ступеням у пьедестала – как в мирное время. Но где-то вдалеке ухает».

«Оружие! Где оружие?»

«Что делать? – Уезжать, – советует украинцам российский блогер Anton Nossik. Если есть еврейские корни, уезжать в Израиль. Если нет еврейских корней, в Европу и Северную Америку». Причем уезжать советует не только из зоны конфликта, а из всей страны. По его мнению, «Украина впала в сферу российских интересов. Если кто не понимает исторических аналогий, поясню: на советских картах 1940 года Польша обозначалась как область государственных интересов Германии», – пишет пользователь.

Другие пользователи, в числе которых fritzmorgen, высказывают традиционную версию о том, что «киевская хунта» находится под контролем США, а России с трудом удается противостоять провокации и не оказаться втянутым в военный конфликт: «Полную ответственность за гражданскую войну на Украине несёт Запад, который не только организовал Евромайдан, но и продолжает поддерживать испачкавшего уже руки в крови Порошенко. Если Россия введёт войска на Украину, то всю ответственность за царящий там бардак немедленно переложат на неё», – сообщает fritzmorgen.

Есть россияне, разочарованные сдержанной политикой руководства нашей страны относительно событий на Украине.

«Всё чаще в российских СМИ звучит словечко «самопровозглашённые». Основные аргументы: Путин референдум проводить не велел; пусть сами себя защищают, что это мы должны кровь проливать?; да не русские они там вовсе!

В общем, помощь России неофициальная, неправительственная и неэффективная. Она позволяет длить агонию... ровно настолько, насколько необходимо, чтобы погибло побольше «отморозков», прошедших Чечню и Афган, а также идеалистов и патриотов типа Стрелкова», –

делится своим мнением oio11.

Интересно, как высказались незадолго до того, как в конце прошлой недели был объявлен план мирного урегулирования конфликта, два российских литератора.

Блогеры цитируют высказывание публициста и писателя Александра Проханова: «…Разве Путин не получил от Совета Федерации право применять армию в случае, если начнётся избиение русских? А теперь мы своих – не бросаем? На Украине не избивают русских? Оружие! Где оружие? Если на глазах у русского народа Донецк и Луганск превратятся в кровавые ямы, если произойдёт избиение русских, мы, русские, не сможем дальше называться народом. Враги будут танцевать на наших гробах. Мы, ничтожные и жалкие, примем любую оккупацию. «Оружие! Дайте оружие!» – взывают Донецк и Луганск.

Мы хотим понять Кремль и государственную власть. Эта власть действует в неведомых нам обстоятельствах... Но дайте оружие! Где оружие? Российская власть воздействует на киевских безумцев политическими и моральными средствами. Неустанно бьётся в Организации Объединённых Наций Виталий Чуркин. Но Чуркиным нельзя сбивать вертолёты. Чуркиным нельзя бинтовать раны, полученные от разрывных пуль. Дайте оружие!»

Много споров в Сети вызвало также рассуждение журналиста и драматурга Дениса Драгунского (сын детского писателя Виктора Драгунского, герой его «Денискиных рассказов»), появившееся на сайте «Эха Москвы»:

«Самый верный шаг России был бы – предоставить Киеву военную помощь. Помочь законному правительству обезвредить вооруженных сепаратистов. Тем самым Россия достигнет двух целей. Во-первых, восстановит отношения с соседним дружественным государством. Во-вторых, ликвидирует опаснейшую угрозу для себя самой. Ведь Украина в самом крайнем случае может отсечь Донбасс и Луганск. России же этакий кошмар на своей территории нужен, как кошке триппер, извините. И понимание этого растет».

Нерадостные перспективы

Заработает ли план мирного урегулирования конфликта, предложенный украинским президентом Петром Порошенко?

Один из топовых украинских блогеров Игорь Бигдан (ibigdan) верит в это с большим трудом. Он предлагает три сценария развития событий, каждый из которых приведет к трагическим последствиям для жителей Донбасса.

Первый вариант: стороны нарушат договоренности по мирному урегулированию кризиса, силовая атака приведет к свержению народных республик. «Сепаратисты засядут внутри, в каждом доме, и уничтожить их можно только вместе с городом. Нерадостная перспектива, правда? Местным жителям придётся бежать, только чтобы выжить. О благополучии, достатке, нормальной жизни придётся забыть.

Второй вариант: если украинская армия не будет атаковать. Вы (обращается он к ополченцам. – Прим. авт.) останетесь самопровозглашёнными ДНР и ЛНР, армия окружит мятежные города кордонами с колючей проволокой, донецкая экономика умрёт. Всё равно вам придётся бежать – чтобы не умереть с голоду».

Третий вариант, который с сомнением рассматривает украинский пользователь: «вернуть как было»: города останутся в целости и сохранности, местные царьки продолжат пилить бюджет, делясь крошками со стола с населением». Этот путь развития событий на удивление тоже является тупиковым. Донбасс, по его мнению, станет лишним балластом для Украины, таким образом, она «быстрее придет к новому Майдану или погибнет без реформ, под грузом коррупции, из-за отсутствия нефти и газа. И вы опять-таки потеряете всё, что у вас есть, утянув при этом на дно всю страну», – делает вывод ibigdan, обращаясь в жителям юго-востока страны.

«Скотный двор с пенсией аж в 300 долларов – главное, что больше, чем на Украине»

«Посмотрите, где и в каких условиях живет «герой Новороссии»! Гроб несут по его родной улице, на которой… нет асфальта, и похоронная процессия перепрыгивает через глубокие ямы, месит ужасную грязь. Там можно ходить только в сапогах. Покойника торжественно приносят в жуткий пошарпанный многоквартирный дом, который много лет не знал ни ремонта, ни элементарной покраски, – там его квартирка. Посмотрите на этих соседей – это, очевидно, очень бедные и несчастные люди. Местные депутаты «Единой России» произносят речи: «Игорь был очень честным человеком и не мог оставаться в стороне, когда у братского народа такая беда… Если юго-восток потерпит поражение, то Майдан может случиться в России, а он этого не хотел. Мы хороним народного героя. Он погиб за нас, за наших детей и внуков…» Бедные люди слушают и верят. Да, им некогда заняться своим домом и своей улицей – они спасают «Новороссию» от «правосеков». Они сражаются, чтобы у Украины было такое же безнадежное путинское будущее, в котором они живут уже сейчас. Скотный двор с пенсией аж в 300 долларов – главное, что больше, чем на Украине».

Так тот же украинский пользователь ibigdan описал похороны нашего земляка из Балашова Игоря Ефимова.

Напомним, 16 июня отряд ополченцев, в котором служил Игорь Ефимов (он являлся членом казачьей организации), отправился в разведку на двух машинах, но попал в засаду. Балашовец получил тяжелое ранение головы и скончался вечером того же дня на операционном столе.