Храм и берёзки

Оценить
Почему жители не хотят, чтобы в сквере строили церковь, и почему она там все-таки будет

За последнее время стало известно о строительстве нескольких церковных объектов на территории парков и скверов Саратова: три храмовых сооружения в парке имени Гагарина, воскресная школа в Детском парке, храм в сквере «Берёзки» на улице Шелковичной. Недовольство местного населения строительством иного культового сооружения достигает порой такого напряжения, какое не часто наблюдается при строительстве на зеленых территориях новых торговых точек и жилых домов. Что так не нравится горожанам и за что так ратуют представители Русской православной церкви?

«А нас кто-нибудь спросил?»

Год назад часть зеленой зоны сквера «Берёзки» по улице Шелковичной Фрунзенского района заняли под строительство парковки для сотрудников торгово-офисного центра «Тесар». Летом прошлого года появилась новая угроза. Больше половины оставшейся территории сквера отведено под строительство храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

«А нас кто-нибудь спросил, нужен ли он нам? Есть у нас в посёлке на 24 дома небольшой храм на месте бывшего медпункта НИТИ, хватает, верующих-то десятка два наберётся, остальные только за водой ходят 19 января. В конце концов, можно существующий храм расширить, зачем же сквер губить? А три дня назад приезжала дама из горкомимущества, прихватила двух священников и экзальтированную верующую пожилую женщину, пытались меня убедить, что всё делается правильно. Помогите, пожалуйста, к местной власти обращаться бесполезно, да и сам губернатор каждый день мимо ездит, дорога наша правительственная. У Радаева В. В.,наверное, так стёкла затонированы, что он не замечает такого безобразия, проезжая мимо», – написал в июне 2013 года пенсионер Владимир Катусов на портале «Лица губернии». Письмо адресовалось заведующему сектором по охране окружающей среды городской администрации Игорю Шопену. Ответа пенсионер так и не получил.

Обратившиеся к нам в редакцию жители улицы Шелковичной рассказали о том, что было дальше:

– Осенью прошлого года приезжала техника, вырыла и залила фундамент. Но мы жаловались во Фрунзенскую администрацию. Оказалось, на строительство разрешения не было. И готовый фундамент закопали землей.

Работы по возведению храма возобновились неделю назад. Были вырублены около двух десятков деревьев – как утверждают наши собеседники, абсолютно здоровых.

– Теперь понятно, почему тогда они остановились: просто для прикрытия, чтоб в этом году продолжить работы. Очень возмущает тот факт, что нашим детям гулять негде! А еще если начнется стройка, то уж и подавно нам деваться некуда будет! – говорят разгневанные жители.

На перекрестке трех дорог

Стоит перейти дорогу, как взгляд сразу же наталкивается на билборд с изображением будущего храма. Желающих оказать посильную помощь просят внести пожертвования, ниже указываются банковские реквизиты.

За билбордом несколько десятков метров занимает пустырь. Некогда густая зеленая трава теперь торчит желтыми пучками, между ними – земля, перетертая в пыль множеством пар обуви. Это потоптались работники муниципального предприятия «Саргорсвет». Из земли торчат ровными рядами пни, блестят свежими желтыми срезами.

В нетронутой части сквера в полуденный час мамы с детьми и пенсионеры. Уже слышно, что сидящие на скамейке женщины обсуждают строительство нового храма.

– Я не против строительства храма, – делится своим мнением с «Газетой недели» пенсионерка Людмила, гуляющая с внучкой. – Но как нам быть? Вот отобрали место под стоянку. Раньше дети бегали среди деревьев, теперь бегают среди машин. Детских площадок в наших дворах нет. Где детям играть?! Знаете, куда нам приходится ходить? В «Сиротскую долину», где живут «несчастные» люди (Зеленая долина, элитный квартал рядом с Октябрьским ущельем. – Прим. авт.).

Каждый из встреченных здесь пожилых людей вспоминает, как он, будучи сотрудником научно-исследовательского технологического института, собственноручно высаживал деревья в этом сквере, поливал, поддерживал чистоту. Будут ли эти люди ходить в новый храм, зная, что ради его возведения уничтожили их деревья? Вряд ли. Неправильно, считают они, построить священное место, разрушив что-то другое.

– Мы два года просили и ждали, чтобы нами привезли песок – детям играть. А здесь так легко отдают епархии целый сквер... – говорят мамы.

На вопрос, почему они считают, что отдают сквер целиком, ведь зеленый участок еще остался, молодые мамы отвечают так: «Построят храм, рядом домик... Епархии ведь палец в рот не клади – вся аллейка в итоге будет их».

Претензии у отдыхающих в полуденный час есть и по поводу расположения будущего храма. «Храм не строят на перекрестке дорог, его строят на самом высоком месте», – считают одни. «Сюда будут ходить три старушки. Всё. Но даже им тяжело будет добраться до храма, который стоит на пересечении трех дорог», – говорят другие. Более циничные высказываются так: «Это как придорожное заведение. Кто сюда придет? Тот, кто совершил преступление, а сюда по пути заехал грех отмолить?!»

На вопрос, ходят ли они в церковь, все мои собеседники ответили отрицательно.

Всё разрешено

Для того чтобы выслушать противоположную точку зрения, достаточно перейти дорогу и пройти несколько метров в направлении Октябрьского ущелья. Здесь находится православный приход храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова Саратовской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат), инициировавший строительство нового храма.

– Что мешает этим людям прийти к нам в храм и поговорить об этом? – удивляется помощник настоятеля прихода Юрий.

Храм и берёзкиСлужители прихода сразу же показывают разрешение на строительство храма, которое выдала городская администрация 9 апреля этого года. По документу под строительство храма выделяется участок в 1017 квадратных метров. Общая площадь здания храма составит 439,43 квадратного метра; рядом будет располагаться служебно-бытовое здание площадью 173,4 квадратного метра.

Комитет по дорожному хозяйству и транспорту администрации города, руководствуясь решением комиссии по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений, выдал разрешение на снос 23 деревьев: 11 вязов, 4 ясеней, 1 тополя и 7 берез фаутных (то есть с повреждениями). Разрешением указано воспользоваться до 23 июня 2014 года.

Информацию о том, что строительство храма началось еще в прошлом году, но было приостановлено по причине отсутствия соответствующего разрешения, служители прихода категорически отвергли:

– Мы не спиливали деревья и не закладывали фундамент до тех пор, пока не получили на руки правоустанавливающие документы, – рассказал настоятель прихода отец Михаил. – Прошлой осенью я уже ходил в администрацию, писал пояснение в ответ на заявление жителей. В заявлении говорилось о том, что мы якобы это всё уже сделали. Единственное, что мы на тот момент сделали, – установили по периметру ленточный фундамент под забор. Юрист сказал нам о том, что мы, владея правом собственности земельного участка, можем огородить его под будущее строительство – это нужно в целях безопасности людей. Потом нам посоветовали не лезть на рожон, а дождаться разрешения на строительство. По этой причине мы отказались даже поставить забор.

Жизненно необходим

Строительства храма прихожане ждали много лет. Нынешнее помещение прихода (здание медпункта НИТИ-Тесар) изначально планировалось как временное. Территория под храм была рядом со сквером «Березки» обозначена в генплане города. Прихожанки Людмила Протопопова и Мария Лёвина делятся своим мнением:

– Не понимаем, что не нравится жителям. Деревья, которые срубили, были старые, аварийно опасные – это еще бывший глава администрации Фрунзенского района признал. Будет построен храм, вокруг него будут высажены цветы, установлены те же детские площадки (сейчас при каждом храме строят площадки, чтобы дети играли, пока родители на службе) – это ведь хорошо! Посмотрите на храм Владимира в Детском парке, многие ведь тоже выступали против его строительства. Вокруг храма – убрано и чисто, а то, что принадлежит городу, облуплено и неухожено.

Местная религиозная организация отмечает, что волна неприязни накатилась на нее после сноса деревьев под парковку для автомобилей сотрудников «Тесар». По слухам инициатором расширения парковки стал столичный гость Дмитрий Медведев. Во время одного из своих визитов он заметил недостаток парковочных мест – это в первую очередь создавало неудобства для его кортежа. Говорят, что деревья для стоянки вырубали представители ФСО (Федеральной службы охраны России) безо всяких разрешений. Все претензии в итоге вылились на руководство «Тесар».

– Да, сорок лет назад посадили деревья, но ведь время идет вперед. Если бы не построили автомобильную стоянку, дорога в принципе была бы непроезжая. Это жизненно-актуальный вопрос, от которого никуда не деться, – говорит помощник настоятеля прихода Юрий.

Так же жизненно необходим здесь и храм, считают служители церкви и прихожане: «По утрам от сквера отъезжает ГАЗ-53, груженный бутылками и шприцами. Там у нас находится шинок, там – пивной ларек, тут – развлекательный комплекс. Храм здесь необходим, чтобы человек когда-нибудь пришел сюда и сказал: «Господи, что я делаю!» Разве научится плохому молодежь, которая ходит в храм? Нужно поднимать духовный уровень нашей нации при помощи таких очагов нравственности.

Несостоявшийся детсад

Таковы мнения двух непримиримых сторон – атеистов и верующих, горожан и местной религиозной паствы, оспаривающих между собой кусочек зеленой территории. Впрочем, спор уже разрешенный. А победителей, как говорится, никто не судит.

Удивляет другое. Рядом с «Березками», прямо напротив прихода храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова, утопает в кронах деревьев пустующее здание. Раньше здесь находился детский сад, принадлежащий НИТИ-Тесар, потом – областной детский реабилитационный центр. Пять лет назад центр для детей-инвалидов под предлогом аварийного состояния помещения был перенесен в район Крекинга. «Раньше больные дети приходили в местный приход каждые выходные, молились и причащались. А после того как нас перевели на Крекинг, дети стали сильно болеть – думаю, это связано с выбросами», – рассказала сотрудница реабилитационного центра Екатерина Гончар.

В 2011 году компания «НИТИ-Тесар» во главе с депутатом городской думы Юрием Ерофеевым выставила на продажу бывшее здание детсада за 100 миллионов рублей (отказавшись, правда, от первоначальной суммы в 200 миллионов). Покупатель не нашелся до сих пор, здание дожидается его, пребывая в полнейшем запустении. И это притом что очереди в единственный детский сад в этом районе тянутся на несколько лет вперед. Малыши, так и не дождавшись места в детском саду, уходят в школу. Но пока они еще дошкольники, мамы и бабушки, пройдя мимо закрытых ворот несостоявшегося детского сада, будут водить их в «Сиротскую долину».