Почему у нас такие дурацкие дороги?

Оценить
В связи с ремонтом моста через Волгу областные депутаты озаботились заодно проблемой дорожного движения в Саратове в целом. Собрали круглый стол и начали думать

Впрочем, есть подозрение, что круглый стол был созван по инициативе общественника Владлена Поляничкина. Он не первый год обивает пороги всевозможных властных кабинетов, ратуя за обустройство развязки у «Стрелки».

Елена Микиртичева

На думском мероприятии Поляничкину дали высказаться по полной программе, и он с удовольствием рассказал, куда, когда и сколько раз обращался. Вообще-то у общественника свое видение развития ситуации. Он, например, отчего-то думает, что принятие резолюции по результатам круглого стола или сбор подписей населения близлежащих к «Стрелке» домов помогут сдвинуть проблему с мертвой точки.

Но по большому счету общественник Поляничкин поднял очень важную проблему: оптимизация дорожно-транспортной сети Саратова. Потому как нынешние дороги, которые были построены в прошлом веке, не справляются со всё возрастающей транспортной нагрузкой.

Как правильно сказал на том круглом столе председатель комитета по дорожному хозяйству Саратова, раньше люди работали там, где и жили, и в центр города выбирались в лучшем случае в выходные дни. Теперь поселкообразующие предприятия в большинстве своем закрыты, люди трудятся по всему Саратову и потому вынуждены добираться до рабочих мест на личном и общественном транспорте. Понятно, дороги перегружены. Как следствие – перманентные пробки на всех более или менее серьезных магистралях.

Не секрет, что из Заводского и из Ленинского районов в центр трудно добраться утром. В Заводском районе проблему пытаются решать, обустраивая улицу Барнаульскую, которая идет параллельно проспекту Энтузиастов.

Проблема с пробкой в районе магазина «Лента» должна вскоре решиться за счет собственников мегамаркета. Потому как планируется создание отнесенного разворота. Отнесенный разворот – это такая правильная штука, когда метров за триста до перекрестка с основной дороги справа по ходу движения в Усть-Курдюм обустраивается съезд на параллельную дорогу. И уже с этой дороги автомобилисты, отправляющиеся за покупками в «Ленту», пересекают перекресток в соответствии с сигналами светофора, а не улучают момент, чтобы повернуть налево, проскальзывая между автомобилями, двигающимися в Саратов. Вопрос с отнесенным перекрестком, по словам и. о. начальника ГИБДД Саратова Юрия Носова, уже решен. Барнаульская будет приводиться в порядок по мере поступления средств в бюджет.

Но есть и другие проблемные улицы и перекрестки, изменить трафик на которых можно путем оптимизации. Например, расширив или продлив дорогу, установив разрешающие или запревающие знаки.

На том же круглом столе в думе городской депутат Андрей Карасев предложил устроить реверсивное движение на улице Танкистов, а общественник Владлен Поляничкин считает, что надо расширить до трех полос улицу Университетскую, а троллейбусы, которые идут к вокзалу, перенести на улицу Степана Разина.

Понятно, последнее слово должно остаться за профессионалами. Потому как на предложение Поляничкина сразу нашелся контраргумент у Юрия Носова. Главный дорожный инспектор Саратова напомнил, что двухполосная Университетская упирается в двухполосную Соколовую. А если сделать на Университетской три полосы, то пробка передвинется на перекресток с Соколовой. То есть проблема как минимум не решится. А как максимум усугубится.

Наверняка у специалистов, занимающихся организацией дорожно-транспортного движения в Саратове, есть наработки и предложения. Очень может быть, что предложения по улучшению движения автотранспорта есть и у обычных автомобилистов, которые регулярно застревают в каком-нибудь узком горле запредельного переулка, а рядом есть невостребованный беспредельный проезд. Мы поинтересовались их мнением...

Дмитрий Кудинов, председатель постоянной комиссии по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре, земельным ресурсам Саратовской городской думы:

Дмитрий КудиновПРОЕКТ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ПОКА ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА БУМАГЕ

У нас существует Генеральный план развития города, и один из его подразделов посвящен развитию транспортной структуры – дорог, плоскостных и многоуровневых развязок, систем вхождения автотранспорта на территории стоянок, многоуровневых парковок и так далее.

Проблемой увеличения пропускной способности транспортной структуры города вот уже более двух лет в Саратовской городской думе занимается рабочая группа во главе с депутатом Александром Дегтяревым. Вместе с ним работают люди, которые участвуют в организации дорожного движения: специалисты из проектного института, дорожники из ГИБДД. В итоге был составлен документ – экспертное заключение по организации дорожного движения.

Разработали порядка 30 решений в отношении сложных дорожных участков Саратова. Из этих 30 мест выбрали 10 самых «кричащих», где постоянно плотное движение и образуются автомобильные пробки: улица Чернышевского, Рабочая, район 3-й Советской больницы (сейчас за ней расширили проезд на улицу Миротворцева – убрали гаражи, чтобы была возможность объезжать перекресток «2-я Садовая – Большая Садовая»). Заасфальтировали улицу Политехническую и хотели бы сделать параллельную ей улицу-дублера. Также под вниманием участки Барнаульская улица, улица Орджоникидзе в Заводском районе, плоскостная развязка на «Стрелке», дорога в Затон (вторая очередь), расшивка под мостом и так далее.

На эти 10 мест сейчас есть эскизы проектов решения. Самого проекта, требующего тщательных проработок, нет. Ведь даже на проектирование нужно порядка 15 миллионов рублей. В нашем бюджете таких сумм на данный момент нет, потому эти проекты пока остаются техническим заданием на бумаге. Но если мы достанем хоть какую-то часть необходимых денег, мы готовы и урезать количество проблемных зон, выбрав из этих десяти самые злободневные, и начать их проектировать с последующим финансированием строительства объектов. Если средства появятся, то проектированием будет заниматься проектная организация, выбранная по конкурсу на основе действующего законодательства.

Глаза бы не глядели на всё это!

Как известно, в России две беды, от которых появляются все остальные. Это не очень умные люди и дороги. «Газета недели в Саратове» попросила жителей города предложить свои варианты избавления от второй беды. Где и как можно в нашем городе оптимизировать дорожное движение?

Вячеслав Коротин

Ирина Александровна, пенсионерка:

Ирина АлександровнаНИ ПОДЪЕХАТЬ, НИ ПОДОЙТИ

Уж не знаю, как мое предложение поможет оптимизировать дорожное движение, но мое личное движение оно оптимизирует. Я живу в Елшанке. В нашем доме раньше был магазин «Магнит», а потом он переехал в дом по соседству. Теперь помещение в нашем доме пустует. А переехал магазин просто потому, что на прежнем месте подъезд к нему был очень плохой. Бывали и такие времена, что подъезда просто не было. Например, зимой. Вариантов тут несколько – либо пускай дорогу ремонтируют, что неплохо было бы, либо открывают подъезд с другой стороны дома. С другой стороны дома дорога хорошая, только мешают трубы. Надо трубы под землю убирать или сверху пускать. Удобное помещение, а простаивает без дела.

Роман, таксист:

РоманС КАЖДЫМ ДНЕМ РАБОТАТЬ ВСЁ ТРУДНЕЕ И ТРУДНЕЕ

Вопрос, конечно же, на засыпку. Так с ходу и не вспомнишь. Хотя у нас в Саратове мест таких огромное количество. Вам надо со мной поездить по Саратову, и я набросаю несколько предложений. Первое время у меня недоумение вызывал подъезд к новым жилым домам на улице 2-й Московский проезд. Стоят три дома по соседству. Два построены недавно, а один уже давно. Так вот к тому, что построен давно, подъехать можно без проблем. А к тем новеньким, которые стоят поодаль, надо подъезжать в объезд, через какие-то гаражи. С первого раза и не сориентируешься. Это не только у меня такая проблема, но и у многих моих коллег-таксистов. Эти дома совсем не на месте построены. От остановок общественного транспорта они далеко, таксисты найти не могут, через какие гаражи к ним подъезжать.

Не стоит забывать и про «Стрелку», 1-ю Дачную, район 3-й Советской больницы. Пробки там постоянно. С каждым днем работать таксистом всё труднее и труднее. Днем практически весь город замирает. Если ты не знаешь объездных путей через дворы, то, значит, много и не заработаешь. Это хорошо тем таксистам, которые работают в фирмах, в которых клиент платит за время, проведенное в машине. То есть стоишь в пробке, например, а деньги капают. А я работаю в той фирме, в которой цена поездки строго фиксирована. Поэтому мне в пробках стоять невыгодно.

Екатерина, аспирантка:

ЕкатеринаОТ ЭТОЙ ТЕМЫ НАЧИНАЮ СРАЗУ ЗЛИТЬСЯ

Стаж вождения у меня небольшой, всего четыре года. Постоянно я машину не вожу. В нашей семье за рулем по большей части муж. Если мне вдруг надо куда-то срочно попасть, то тогда беру машину у мужа.

Дороги в нашем городе – это ужас какой-то. Не хочу углубляться в эту тему, потому что начинаю сразу злиться. Хуже, чем в Саратове и Саратовской области, я нигде не видела. Наверное, и нет хуже. Менять надо много чего, и на каждой улице буквально.

Если конкретно, то мост на 1-й Дачной в сторону СХИ заслуживает отдельного внимания. Есть там ямка такая маленькая, но глубокая. Попав в нее, можно запросто без колеса остаться.

Естественно, не могу оставить без внимания проспект 50 лет Октября. Я живу примерно в этом районе. Вечная пробка на «Стрелке». Этот проспект просто давно уже пора расширять. Поверху пустить автобусные маршруты, которые едут в сторону политеха, а те, которые в город направляются, пускай по мосту через железную дорогу едут.

Теперь про область. Дорога на Балашов. Если на мосту на 1-й Дачной можно просто без колеса остаться, то здесь за одну поездку можно остаться и без машины. Про область лучше вообще не вспоминать.

Дороги и пробки – это еще половина беды. Другая половина заключается в парковках. Парковочных мест нет, а знаков, запрещающих парковку, предостаточно. И эвакуаторы, надо отдать им должное, оперативно работают.

А еще есть у нас есть в Саратове парковочные места только для клиентов того или иного учреждения, рядом с которым они находятся. Часто такое в центре города встретить можно. Это, я считаю, неправильно. Или они уже начали городскую землю в аренду брать? Преграды всякие придумали, чтобы не клиент не смог припарковаться.

Алексей, музыкант:

АлексейЕДИНСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ – ТРАМВАИ

Мне бы хотелось бы, чтобы сделали дорогу до Сокурского тракта, а то там как после войны – даже на вторую скорость не переключишься. Эта дорога носит стратегический характер, я бы сказал. Там ведь промышленные зоны, а потом и выезд за город, через кольцо на улице Тархова. Больно смотреть, как грузовики целиком набитые едут по таким дорогам со скоростью 5 км в час.

Больное место нашего города – проспект 50 лет Октября. Ни для кого не секрет, что пора эту дорогу расширять. Правда, только расширением проблему не решишь. Однозначно. Количество машин растет чуть не с каждым днем. И это не только Саратова касается, а в целом всей России. Расширение дороги поможет на какое-то время, а потом вновь пробки.

Единственное спасение – трамваи. Вот трамваев надо больше, а то в часы пик в них уместиться проблема большая. И трамвайные пути надо стараться изолировать, чтобы по рельсам машины не ездили. Трамвай № 9, например, от Детского парка в автомобильных пробках стоит наравне с другим «нерельсовым» транспортом.

Кристина, студентка:

КристинаПЕРЕСАЖИВАТЬСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЫ? НО НАШ ГОРОД ДЛЯ ЭТОГО НЕ ОЧЕНЬ ПОДХОДИТ

За рулем я недавно – в феврале только права получила. На мой взгляд, что-то поменять стоит на проспекте 50 лет Октября. И необходимо ремонтировать дороги. Притом ремонтировать так, чтобы не приходилось на следующий год вновь на этот же участок рабочих направлять. Прогресс шагнул далеко вперед. Неужели нет каких-то материалов, которыми можно дорогу отремонтировать и на несколько лет забыть про нее? А то у нас в Саратове как весна наступает, так на дорогу хоть не смотри.

Об оригинальном способе избавления от пробок я прочитала в Интернете. Предлагается наказывать штрафами тех водителей, которые ездят по городу в автомобиле в одиночестве. Другими словами, если водитель в машине один – его штрафуют. Со штрафами уже перебор. А вот в социальной сети есть сообщество, в котором каждый может найти себе попутчика. Если автомобилист найдет себе двух-трех попутчиков, которые в этот день оставят свои автомобили в гараже или на автостоянке, то на дорогах будет, соответственно, на две-три машины меньше. Если эта практика получит распространение, городские дороги немного разгрузятся. А вообще надо пересаживаться на велосипеды, как это делают во многих европейских странах. Но наш город, к сожалению, для такого средства передвижения не очень подходит.

Сергей, юрист:

СергейПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РАСШИРИТЬ ДОРОГИ?

Мой стаж вождения шесть лет. Оптимизировать дорожное движение в Саратове можно двумя способами. Первый способ: расширять дороги как можно больше и по возможности везде. Второй способ: везде, где только возможно, сделать двухстороннее движение. Конкретных примеров сейчас привести не могу. Вот когда ездишь по городу, тогда варианты сами тебя находят. Только и делаешь, что задаешься вопросами: «Почему здесь нельзя расширить? А здесь двухстороннее движение сделать?»

Если бы город действительно захотел...

Ученые знают пути выхода из дорожных проблем, но все предложения требуют вложений

Гульмира Амангалиева

Олег Распоров, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта:

Олег РаспоровГАИШНИК НА ПЕРЕКРЕСТКЕ – ЗНАЧИТ, ЕДЕТ ВЫСОКИЙ ГОСТЬ

В 50–60-е годы в нашей стране каждым светофором управлял милиционер – регулировал его в зависимости от состояния транспортного потока. Такую практику я наблюдал в наши дни в Финляндии, в Хельсинки. Сейчас же все наши светофоры зарегулированы по времени. Организацией движения на дорогах должны занимается ГАИ, но у нее нет такой задачи – сделать меньше пробок. Она ловит нарушителей дорожного движения, у нее есть задача – меньше ДТП. Но нужно понимать, что пробки способствуют уменьшению ДПТ, то есть цели у ГАИ прямо противоположные увеличению пропускной способности транспорта. Мы знаем, допустим, что постоянные пробки образуются от «Стрелки» до Вишневой, по улице Рабочей и так далее, но в час пик вы не увидите на этих участках ни одного работника ГАИ. Если уж и стоят они на перекрестке, значит приехал высокий гость из Москвы и нужно обеспечить беспрепятственный проезд. Банальная организация движения на дорогах людьми и электронной техникой позволит намного разгрузить транспортную систему города.

Но у нас, как обычно, чиновники грезят многомиллионными дорожными развязками. Ведь там, где планируется крупное строительство, делятся крупные деньги. А дела движутся медленно. Вот я, например, уже четыре года слышу о том, что на 1-й Дачной собираются построить подземный переход, а перехода нет.

Каждый конкретный узел нужно разбирать и принимать конкретные меры. Решение всегда найдется, было бы желание. Так, от 3-й Дачной параллельно основной дороге идет бульвар. Его мы строили для пешеходов, но в сложившейся ситуации его можно использовать как альтернативный проезд. Так что сделали? В Ленинском районе бульвар есть, от Кировского района до 1-й Дачной бульвар тоже есть, осталось проложить только 100 метров, чтобы можно было построить альтернативный проезд, так на его месте построили кинотеатр, а сейчас и торговый центр.

Виктор Столяров, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное строительство» СГТУ им. Ю. А. Гагарина:

Виктор СтоляровВЕСЬ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК МОЖНО РАВНОМЕРНО РАСПРЕДЕЛИТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

Саратов – город старинный, купеческий. В этом купеческом городе есть уникальность: по какой бы дороге мы ни ехали по городу, мы в любом случае выедем к Волге (если поехать в том направлении, где Волга), потому что под углом 45 градусов к Волге подходят все улицы города. Эта уникальность приводит к тому, что на основные магистрали, идущие вдоль Волги, попасть можно с любой из этих дорог. А если так, то можно весь транспортный поток равномерно распределить в пространстве города.

Для этого нужно решить раз и навсегда, какое одно-единственное направление должно быть у улицы. Чтобы не было так, как сейчас: едешь один-два квартала – движение только в одном направлении, другие два квартала – только встречное движение, и нужно куда-то сворачивать. Под грузовые автомобили стоит отдать одни улицы, под легковые автомобили, автобусы и троллейбусы – другие, под трамваи – третьи. Грузовики и другие виды транспорта будут встречаться только на перекрестках. Нужно провести тщательное обследование этих улиц, провести корректировку. Быть может, на одних участках увеличить число полос за счет тротуаров для пешеходов. Тогда бы удалось избежать ежедневной картины, когда трамваи стоят в заторах из автомобилей, водители иногда их бросают прямо на проезжей части, потому что пробка, а нужно бежать по своим делам... Происходит это всё потому, что мы плохо организовали движение.

Со своими предложением я приходил и к бывшему заместителю председателя правительства, который курировал дорожное хозяйство, Александру Стрелюхину, и в областной минтранс. Но нужно помнить, что любые предложения требуют немалых вложений. Например, для регулировки светофоров, чтобы они оптимально пропускали транспортные потоки, а не работали как получится, нужно на каждом перекрестке поставить наблюдателей, которые зафиксируют интенсивность движения, состав транспортного потока, время работы светофора (так называемые циклы и такты). Только таким образом можно правильно отрегулировать все светофоры города. Ведь интенсивность движения, состав и количество автомобилей в городе меняется, а работа светофоров ведется по установкам многолетней давности. Если светофоры сейчас и попадают на оптимальный вариант, то чисто случайно. Между тем мы уже забыли, что в светофорах можно менять количество тактов – одну полосу сделать левоповоротной, вторую правоповоротной, а третью для движения прямо.

У нас в Саратове есть четыре путепровода, по которым можно переехать железную дорогу. Мы не можем попасть на другую часть города, не проехав по одному из этих четырех участков. Это очень серьезная причина городских задержек и заторов. Конечно, эту проблему можно было бы решить, построив новые путепроводы. А если бы город действительно захотел, то удалось бы построить две автомагистрали над железной дорогой: магистраль в четыре-шесть полос от Ленинского района в Заводской, а над ней магистраль с движением в противоположном направлении. Никаких развязок здесь уже не надо, только подъем на эстакадах. Либо можно было бы сделать круговой подъем и спуск по спирали. Съезды с путепроводов соединялись бы с улицей Астраханской или Рахова – достаточно далеко от железной дороги, чтобы сбрасывать транспортные потоки. Город освободился бы от избытка машин, всё движение было бы сосредоточено на магистралях.

Другой момент – парковки. В Саратове в этом плане творится страшное дело: паркуемся порой в два ряда, на проезжей части, загораживаем дорогу, оставляя вместо трех полос одну. Чтобы этого не происходило, нужно изучать парковочные места. Надо определить то расстояние, которое водитель автомобиля готов пройти до парковки, чтобы не бросать автомобиль на дороге и не загонять его на тротуары и газон. Удобны были бы высотные многоэтажные парковки.

Скоростной трамвай в Саратове – тоже идея на уровне обсуждения. Есть участок, на котором предлагалось провести трамвайные пути в транспортном тоннеле под землей. Но это небезопасно для города: здания стоят слишком близко, очень много подземных коммуникаций. К тому же это очень дорого. Эстакадой пройти подобные участки более выгодно.

 


[кстати сказать]

Несбывшиеся ожидания,

или Ужасы прошли мимо

На самом деле это меня очень радует, что мои ожидания не сбылись. Потому что ожидания были самые что ни на есть алармистские. То есть я ждала чего-то страшно ужасного. Что город превратится в одну сплошную пробку, что домой, к парку Победы, придется ходить пешком, а с дачей надо будет завязать. Я уже готова была купить рюкзак, потому как именно с ним удобно передвигаться на значительные расстояния.

Елена Микиртичева

А тут... Подвалило счастье. Причем внутри города оно подвалило сразу после закрытия моста. Жители Энгельса отказались от личного транспорта и пересели на автобусы. Причем я слышала, что многие из жителей заволжского города мечтают о том, чтобы мост не открывался вовсе, потому как на автобусах перемещаться быстрее. Но при наличии машины и доступного моста понты не позволяют пользоваться общественным транспортом. А тут и амбиции не страдают, и время и нервы в сохранности.

То есть первый этап ужаса прошел мимо. Следующий этап апокалипсиса, по моим подсчетам, должен был прийтись на первые после начала ремонта моста выходные. Это когда все дачники и прочие любители загородного отдыха рванут на природу. А потом, понятно, обратно. И на этом обратном пути всё сойдется в одной точке, то есть на одной дороге, и жизнь там остановится.

И опять облом. Причем в хорошем смысле этого слова.

Нет, в позапрошлое воскресенье мы попали в изрядную пробку. Но образовался автозатор не по причине излишка машин, а из-за серьезной аварии, которая случилась практически на въезде в поселок Юбилейный. А пробка началась на полпути между заправкой «Торэко» и магазином «Лента».

Кстати, о «Ленте». Во-первых, и это приятно, там наконец привели в порядок коротенький участок асфальта на дороге, которая ведет к магазину. Еще неделю назад там были такие руины, что проехать можно было только шёпотом. То есть очень медленно, аккуратно спускаясь колёсами машины в каждую из многочисленных выбоин.

Во-вторых, грустное. Не все водители знают, что поворот налево к «Ленте», это если двигаться в направлении Усть-Курдюма, запрещен. Знака, честно говоря, я не видела. А судя по многочисленным нарушителям, газеты читают и телевизор (радио) смотрят (слушают), а может, и на знаки внимание обращают не все водители.

Но продолжим пробочную тему.

Да, после шести вечера на мосту у Пристанного и по всему дальнейшему до Саратова маршруту движение более интенсивное, чем, например, в прошлом году. Но машины не стоят. Начиная от «Ленты» скорость потока машин замедляется примерно до 20–30 километров в час. Но машины, повторяю, движутся! Мой приятель возвращался с дачи около восьми вечера и утверждает, что шел на приличной скорости, то есть километров до 50–60 в час.

И еще один резко отрицательный момент – движение по обочине. Есть такие нетерпеливые люди, которым катастрофически некогда. И они начинают гнать справа по обочине. И нещадно пылить, потому как наши обочины – это исключительно грунт. Сухой и пыльный. Нет, джигиты были всегда и везде, хотя... По логике на них вроде как должна быть управа у виде сотрудников ГИБДД. Но в минувшее воскресенье неторопливый (по причине замедленного трафика) поток машин обогнали несколько затонированных дорогих авто. В асфальт они, судя по всему, попали на светофоре, что на въезде в Юбилейный. Аккурат на этом светофоре работали регулировщики, которые торопыг беспрепятственно пропустили. Или не заметили? Впрочем, может, регулировщики не имеют права задерживать нарушителей ПДД?