То ли жадность, то ли глупость

Оценить
Депутаты Госдумы выбивают из-под денег россиян международные рельсы

Если бы кто-нибудь еще две недели назад сказал российским обывателям и российской элите, что компания Visa может отказаться от работы в России, этому бы никто не поверил. Но российские депутаты такой бесшабашный народ, что они сделали это вполне возможным. 22 апреля в Госдуму был внесен законопроект «О национальной платежной системе», по которому в России не только предусматривается своя система розничных платежей, но еще и чинятся всяческие препятствия международным системам.

Никто даже не думал и не гадал, что уже 25 апреля закон будет проголосован депутатами Госдумы. И вступит он в силу с 1 июля 2014 года.

Нужен был только повод для того, чтобы развернуть доходы под себя

Тут же вспомнилось, как неделей раньше во время дебатов по состоянию финансовой сферы в России руководитель Главного управления ЦБ РФ по области Юрий Зеленский рассказывал свое совершенно иное понимание грядущих событий. И успокаивал журналистов, министров, руководителей подразделений страховых компаний в том, что ничего страшного не случится. И все разговоры и даже действия в сторону создания российской платежной системы нужно рассматривать не иначе как созревшее мероприятие, которое сначала со смыслом и вкусом создадут, а потом осторожно будет интегрировать на мировой уровень. Реакцию России на поведение компаний Visa и MasterCard Юрий Борисович вполне одобрял, считая, что давно пора было задуматься об этом. Но вот случился повод, и слава богу.

– Мы никак не думали, что могут отключить платеж. Они же зарабатывают гигантские деньги в России. Смотрите, общее количество пластиковых карт в стране – 217 миллионов штук. Из них 205 Visa и Master. Общий объем транзакций – 26 триллионов рублей. Из них 90 процентов – по картам международным. За каждую транзакцию берется комиссия. Даже если она составляет 0,1%, это значит, что 30 миллиардов рублей уходит хозяевам платежной системы. Так что инвестиции быстро окупятся.

Неадекватная жесткость российской реакции смущала, пожалуй, только журналистов. Мы напомнили Юрию Борисовичу, что платежи ведь заблокировали не во всех банках, а только в двух, близких к друзьям президента, которые попали под санкции.

– А если по всем заблокируют? – предположил руководитель регионального управления Центробанка.

Аудитории в это верилось как-то мало. Предположили, что, скорее уж, какие-то умные и верткие бизнесмены решили под шумок отжать кусок рынка внутри России, не считаясь с рисками для сегодняшних держателей международных карт. Недели две уже ходила по заинтересованным банковским кругам информация о том, что ручки потирает Сбербанк, пробивающий идею создания российской платежной системы на базе своей карты. Когда руководители других крупных банков выступили резко против попадания в зависимость от Сбербанка, глава Центробанка Эльвира Набиуллина пообещала учесть их пожелания. Но поезд уже катился в нужном направлении. И когда саратовский Юрий Зеленский убеждал напряженных карточными делами слушателей в том, что не будет делать новая система на базе универсальной электронной карты, что «эта идея, не родившись, умерла», что и вообще «платежное приложение УЭК создано на базе MasterCard», Греф встечался с Владимиром Путиным, и тот одобрительно кивал на сбербанковские планы.

– Принято решение создать консорциум банков, которые захотят вложиться в создание крупного процессингового центра и системы платежей с помощью новой карточки. Никакой один банк не получит контроля. Планируется не более 1% акций продавать каждому банку участнику в одни руки. А ЦБ будет играть лидирующую роль в создании этой системы, потому что у него и так кор­счета всех банков открыты. Вообще всё через систему корсчетов можно сделать. Не надо никаких особых клиринговых палат, – был убежден Юрий Зеленский.

Сочтя его информированным, начали задавать вопросы про то, как будет работать система. Вот сейчас российский человек, собираясь за границу, бронирует отель, оплачивая авиабилеты карточкой международной платежной системы. Юрий Борисович ответил, что вот так сразу в России, конечно, не появится система, которая будет работать по всему миру. Но в течение года можно создать карту, которая будет работать на территории России. Она совершенно не заменит MasterCard и Visa. И наша система заработает за границей только тогда, когда мы заключим договор с MasterCard и Visa.

– И не надо нам никуда от них уходить. Никто никаких проклятий на голову MasterCard и Visa не шлет. Проклинают политиков, которые ввязывают бизнес в эти вещи. Будут у нас шлюзы, договоры, будем мы как китайцы. Посмотрите, Япония имеет свою систему. Они свои миллиарды ведь никому не отдают. И у нас за границей комиссии получат MasterCard и Visa по платежам наших граждан. Но зачем отдавать им российские платежи?

– Но китайцы и японцы не за полгода же на свои платежные системы переходили, – журналисты сомневались в том, что на нас адекватно отреагируют международные платежные системы.

Но Юрий Зеленский еще и еще раз всех успокаивал.

– Никто не говорит, что будет валютная война. Создавая свою систему, мы будем опираться на плечи супергигантов, изучать их опыт. Вызовы, риски побуждают нас принимать решения. Мы не думали, что бизнес можно отключить, как свет.

– Если я правильно понял, то поводом не доверять международным платежным системам явилось желание снизить политические риски? – спросил Зеленского директор Школы Бизнеса Диполь Владимир Видро. Юрий Зеленский подтвердил, что да, речь идет о минимизации форсмажора по этим рискам.

– Потому что политические риски были всегда. Но форсмажоров не было. Систему нам не отключали.

– Возможность включить шлюзы во внешний мир не создает ли еще больший риск?

– Конечно, колоссальный риск есть, – ответил Юрий Борисович. Но почему бы бизнесу, который занимается этим транспортом денежных средств, не получать свою комиссию? Закрывать нас занавесом не захочет никто, потому что наша страна – это прекрасный рынок, огромный торговый агент, который безупречно выполняет все свои обязательства. Вы думаете, что пять политиков на Западе могут это поломать? Я верю в здравый смысл и убежден, что мы идем правильным путем.

– Остается верить, что с нашими депутатами всё в порядке и они понимают, что делают, – с плохо скрываемым сомнением покачал покачал головой Владимир Видро.

– Сам был депутатом и могу сказать, что проникновение за ту дверь не меняет человека, – сказал Юрий Зеленский.

Форсмажор пришел быстрее, чем ждали

И вот в понедельник стали известны подробности вытеснения международных платежных систем с российского рынка платежей.

В новых правилах, которые вступят в действие 1 июля 2014 года, говорится об обеспечительном взносе, размер которого должен равняться сумме переводов денежных средств, осуществленных на территории РФ в течение двух дней. Если взнос международной платежной компанией не будет сделан, ЦБ оштрафует платежную систему на размер такого взноса. Если же оператор в одностороннем порядке прекратит оказание услуг, то регулятор взыщет штраф в размере до 10 процентов от взноса за каждый день простоя. Кроме того, платежная система обязана будет разместить серверы, обеспечивающие транзакции, на территории России, а односторонний отказ в осуществлении платежей полностью исключен. По подсчетам Visa, размер обеспечительного взноса, который компания должна будет хранить на счете в ЦБ, превысит годовой доход компании в России в несколько раз.

«Эти положения могут существенно сказаться на наших возможностях по дальнейшему предоставлению услуг на российском рынке и инвестированию в развитие электронных платежей экономики страны, которые мы осуществляли последние 25 лет», – было сказано вчера в сообщении компании Visa. Делая аккуратные заявления, компания, надо полагать, надеется на то, что у депутатов Государственной думы наступит просветление, и они внесут поправки в сырой, с колес сделанный законопроект.

Напомним, что операционный центр Visa находится в Америке, а MasterCard – в Брюсселе.