95 процентов «неавторов»

Оценить
Вместе или врозь, кто пишет, а кто делает вид, что пишет, – вопрос открытый

Его могло и не быть. Еще в прошлом году наметились определенные финансовые трудности, из-за чего продолжительность мероприятия сократилась с трех дней до двух. В начале этого года его бессменный руководитель Михаил Богатов не скрывал того, что ситуация для проведения неблагоприятная. И более того, вероятно, ничего не получится. К счастью, обошлось. А вот что в будущем – вопрос. Речь идет о поэтическом фестивале «Центр весны».

Впрочем, все эти разговоры остались за скобками непосредственно фестиваля, и на мероприятиях обсуждались другие, не менее важные проблемы. Непосредственно о поэтических чтениях речь пойдет в конце, пока же уделим внимание другим темам.

300 саратовцев

Начался фестиваль 18 апреля с пресс-конференции на тему «История и перспективы литературной жизни города» в областной научной универсальной библиотеке. На самом деле получился, скорее, круглый стол. Михаил Богатов сразу очертил три магистральные темы для обсуждения: самиздат в Саратове (здесь слово предоставили главному редактору рукотворного журнала «Утка 76» Алексею Кацу), политика публичных чтений в клубах и сетевая лирика. Несмотря на то что дискуссия длилась два часа с лишним, последней темы так и не успели подробно коснуться, хотя Михаил обозначил предварительно одну серьезную проблему, активно проявившуюся именно в последнее время и именно благодаря соцсетям. Если ранее пришедшего графомана можно было отправить восвояси с рекомендацией изучать классику и современную поэзию, то сейчас на обвинение в графоманстве можно услышать ответ: «Как мой текст может быть примитивным, если каждый мой стих во «ВКонтакте» сразу набирает по 70 лайков?» Соответственно, возникает вопрос, следует ли вообще их учитывать.

Наиболее оживленную дискуссию вызвала тема о поэтических площадках. После рассказа Елены Зарьковой, организующей поэтические вечера в рок-баре «Magic», слово перешло к Елене Калякиной, бывшему руководителю литературного клуба «Солитон», нынешнему организатору постоянных литературных чтений в клубе «Honky Tonk». Калякина сказала, что на поэтические вечера можно смотреть с двух точек зрения – коммерции и искусства. С точки зрения коммерции важно количество выступающих, с точки зрения искусства – качество. «На данный момент эти принципы почти не встречаются в нашем городе вместе, – продолжила Елена. – Я бы не сказала, что поэтические вечера в Саратове, где бы они ни проходили, являются действительно достойными с точки зрения концертной и духовной. Безусловно, эти мероприятия связаны с общением, встречей авторов, возможностью каждого человека выступить и с коммерческим интересом принимающего заведения. Я бы не сказала, что авторы, выступающие на саратовских площадках, вообще являются авторами. Примерно 95 процентов...»

На этом моменте в зале началось оживление. Калякину попросили уточнить, что именно она имеет в виду. «Если человек читает вещи, в которых нет авторского видения вообще, даже на взгляд очень неподготовленного слушателя, то относиться к этому можно по-разному, но, на мой взгляд, это не интересно», – ответила Калякина. Что же делать в таком случае? «Поднимать культурную подоплеку», – говорит Елена, приводя в качестве примера «Литературные среды», которые шли некогда в том же Honky Tonk. Особенностью формата этих чтений являлось то, что там читались стихи современных российских авторов, а затем непременно обсуждались. После посещения нескольких подобных мероприятий и чтения своих стихов произведения становились лучше, уверена Елена. Сейчас же этого, к сожалению, не наблюдается: «Нет проблемы провести поэтический вечер – для этого вообще ничего не нужно, а провести уже что-то стоящее сложно».

Что делать в этой ситуации – тут у многих выступающих были высказаны свои суждения. Лично я считаю, что на любых чтениях должны присутствовать хотя бы два любопытных автора, чтобы заставить графоманов задуматься: велик шанс, что если они выступят только с одним поэтом сильнее себя, то он просто будет воспринят как белая ворона. Впрочем, возможно ли претворение этого варианта в жизнь – тоже большой вопрос: не так уж много в принципе пишущих и выступающих в Саратове авторов, чтобы была возможность решить эту проблему без головной боли. По подсчетам Калякиной, их примерно 300, что на самом деле и много, и мало.

В погоне за рейтингом

Второй день фестиваля открылся творческой встречей с самарским писателем Леонидом Немцевым, а также его лекцией об истории восприятия поэзии. Мы не будем подробно на этом останавливаться, поскольку, при всей своей интересности, это мероприятие было рассчитано в большей степени на тех, кто более или менее подкован в поэзии.

Перейдем к последовавшей затем в музее-усадьбе Борисова-Мусатова открытой лекции преподавателя Высшей школы экономики Петра Сафронова на тему «Высшее образование: что это значит?». На первый взгляд, тема этой лекции с трудом вписывалась в общее настроение фестиваля, однако это не помешало ей оказаться интересной, злободневной и, так же как и в предыдущем случае, вызвать дебаты, которые могли бы, наверное, продолжаться и дольше, не будь программа чтений такой плотной.

Петр Александрович назвал несколько тезисов, которые говорят о неблагоприятной ситуации с университетами (он сразу оговорился, что под «университетами» подразумевает и академии с институтами в том числе). В силу остро развитой конкуренции во внутриакадемической среде сейчас идет очень жесткая борьба за пожизненные контракты, публикации, рейтинги цитируемости и вообще возможность удержаться в академии. Это ситуация повсеместна и характерна не только для России. Из-за этого, как и из-за сокращения финансирования вузов, выпускникам всё сложнее становится заняться академической карьерой. Парадокс, но эта ситуация легче всего может переживаться именно в нашей стране благодаря созданию системы подавляющей формальной бюрократической отчетности, которая возникла из-за падения финансирования.

Никита Герасименко
Никита Герасименко

В свою очередь «общая неблагоприятная пессимистическая ситуация способствует возникновению стратегии анклавной модернизации в ситуации, когда какие-то учебные заведения и территории высшего образования получают льготы и привилегии, позволяющие им не считаться с общим усилением формального давления на преподавателей и студентов. За счет этих льгот в анклавах развивается своя, абсолютно оторванная от остального пространства жизнь, позволяющая добиться успеха в кратко– и среднесрочной перспективе». Однако если для анклава это хорошо, то для всей системы в целом имеет тяжелые последствия.

Стратегия нынешней политики анклавов во многом обусловлена рейтингами вузов. Однако, как показывают исследования, серьезные изменения практически не касаются высоких позиций. Иными словами, если какой-то вуз теоретически может подскочить в рейтинге в сравнительно короткие сроки с условного 500-го места на 350-е, то падение вуза, занимающего 7-ю строчку, на ту же 350-ю практически невозможно. Это вредит и тем, и другим, поскольку наиболее авторитетные университеты начинают смотреть свысока на остальных, а «догоняющие», соответственно, опускают руки, не веря в возможность догнать. Университеты начинают музеефицироваться и словно бы ставят таблички «не заходить». Всё чаще звучат разговоры о традициях, и, что хуже, появляются спекуляции на этом.

Что же предлагает Сафронов? Разные пути. Например, отказаться от идеи того, что университет – это нечто необходимое само по себе. Более того, «в будущем, когда вы будете слышать словосочетания вроде «фундаментальные науки», «классический университет», вы сразу должны знать, что это еще один гвоздик в гроб живой университетской мысли и продолжения академического существования в более или менее продуктивной форме». Другой выход – не облегчение, а усложнение требования на каждом следующем уровне. Поступить в университет должно быть легко, а окончить – сложно. Как сам Сафронов относится к рейтингам? «Та перспектива, из которой я сегодня говорю, – это перспектива, которая отрицает сам факт необходимости академических рейтингов».

Графит и Нель Зя

Константин Арбенин
Константин Арбенин

Сразу после лекции Сафронова состоялась встреча с именитым московским поэтом Виталием Пухановым, представившим свою новую книгу «Школа милосердия». К сожалению, объем статьи не позволяет рассказать об этом, несомненно, интереснейшем мероприятии. К слову, это была не единственная презентация: в первый день фестиваля на чтениях тольяттинский поэт Сергей Сумин представил местный альманах «Графит».

Немного собственно о чтениях, ведь именно они являются главным мероприятием фестиваля, и в этом году по традиции на них яблоку негде было упасть. За два дня выступило примерно сорок участников не только из Саратова, но и из Самары, Тольятти, Уфы, Сызрани, Волгограда, Камышина, Санкт-Петербурга и Москвы. Как и ранее, уровень выступивших разнился, и хоть откровенных провалов не было, некоторые авторы смотрелись довольно блекло. На то есть и объективные причины: можно соглашаться или не соглашаться с калякинскими 95 процентами, но факт, в общем-то, очевидный: Саратов не Москва, и квота у нас ограниченная, тут не до выбора. Хотя, к слову, мне не показалось, что местные авторы проигрывали в чем-то приезжим. По традиции не обошлось без дебютов, наиболее ярким из которых лично для меня стало выступлением молодого человека под псевдонимом Нель Зя. Модельной внешности парень монотонно читал под «минус» стихи, однако вопреки опасениям, которые, уверен, могли возникнуть у многих, его творчество оказалось довольно оригинальным и остроумным. Для многих приятным сюрпризом стало выступление петербургского артиста Константина Арбенина, известного в качестве солиста групп «Зимовье зверей» и «Сердолик».