На улицу Хлестакова!

Оценить
Первоапрельский фестиваль изменил формат

1 апреля, как известно, никому нельзя верить. Но если бы вам в этот день вдруг сказали: «Собирайся быстрее, сейчас в клубе On Air начнется Хлестаковский фестиваль», то поверить стоило.

Несмотря на все перемены, которые происходили с филологическим фестивалем, время проведения оставалось неизменным: 1 апреля – по новому стилю день рождения Николая Васильевича Гоголя, отца Ивана Александровича Хлестакова. А ведь дело Хлестакова, нашего выдающегося земляка, мастера профессионально имитировать бурную деятельность и выдавать себя за важное лицо, о России-матушке думающее, живет и по сей день, и хлестаковых мы видим частенько, но уже не только в театре, но и по телевизору.

Организаторы позиционировали новый фестиваль как некую перезагрузку, и коснулась она не только места проведения. Актовый зал СГУ великоват для аудитории, которую собирает фестиваль, On Air же подходит в самый раз – казалось, еще чуть-чуть, и негде будет яблоку упасть. Один из ведущих, Кирилл Захаров, объяснял: «Мы находимся в новом месте, потому что наконец-то постигли суть образа, в честь которого назван наш фестиваль: Хлестаков – это первый гламурный хипстер, описанный в русской литературе». Что еще было нового? Осовременивание в первую очередь. Если раньше фестиваль выглядел более академичным, то теперь он напоминает немного Студенческую весну.

При этом то, что мы увидели 1 апреля, стало вишенкой на торте, ведь очень многое происходило на просторах Интернета. В середине февраля появилась группа мероприятия во «ВКонтакте», которую модерировал лично Хлестаков. Иван Александрович шутил: например, к фотографии Путина с Януковичем цитировал слова городничего «Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Сосульку, тряпку принял за важного человека!» и предлагал угадывать по картинкам цитаты из Гоголя, а в качестве приза обещал привезти кастрюлю супа из Парижа и произвести в фельдмаршалы. Но, главное, были предложения о продвижении бренда Хлестакова в Саратове – от выпуска собственной валюты, создания Хлестаковских игр и пива «Хлестаковское» до идей появления службы такси «Ревизор» и гостиницы «Хлестаков». Некоторые ратовали за установку памятника Ивану Александровичу и даже переименование одной из улиц в его честь. Может быть, когда-нибудь... Научный руководитель Института филологии журналистики Валерий Владимирович Прозоров пошел еще дальше и уже на самом фестивале в шутку предложил Саратову новое имя – Подкатихлест (Хлестаков был родом из села Подкатиловка).

Сам же фестиваль представил немало проектов – начиная от «Хлестаковской музыкальной шкатулки» воспитанников дошкольной академии «Топ-топ» до представления гипер-супер-маркет-молла «Хлестаковский» от Школы юного журналиста СГУ.

Во-первых, мы увидели самого Хлестакова. На сцене за него развернулась настоящая борьба – завидный жених все-таки. Впрочем, ухаживали не только за Хлестаковым, но и за зрителями: «Ну что же вы такой нерешительный?! Женат?! И не на мне?!» Филологи не забыли обыграть знаменитый факт соотношения количества женщин к мужчинам на филфаке, представив в видеоролике варианты заголовков в желтых газетах: «Ветреная барышня: невеста Хлестакова замечена в обществе женатых мужчин» («Северная пчела»), «Петербургский чиновник женился на провинциальной мымре» («Вестник Европы»), а то и совсем кошмарное «Он хотел увезти меня в Саратов!» («Молва»).

Там, где пылают такие страсти, обычно бывают и танцы. Состоялась некая дуэль между «рокерами» и «народниками». Если рокеры танцевали под англичан Muse, то народники и под русскую народную, и под украинские песни. Но в конце концов они, разумеется, помирились. Чтобы ни у кого не возникло сомнений насчет того, к чему отсылал этот номер, его предварили словами: «Внутри труппы произошел идеологический и территориальный раскол».

Следом – торг за конфискат, собранный в ларьке Коробочки. На кону – метла Солохи («универсальное средство передвижения в условиях городских пробок»), черевички Оксаны, летающие галушки, мел Хомы Брута («поможет избавиться от нелюбимых преподавателей и назойливых поклонников»). Чтобы заполучить один из артефактов, нужно последним назвать предмет: то вид танца, то блюдо украинской кухни, то русского художника девятнадцатого века. Зал оказался подготовленным и заставил ведущих бегать с микрофоном от одного зрителя к другому.

А что же гипер-супер-маркет-молл «Хлестаковский»? Оказалось, что там есть всё, что нужно для жизни: набор для супа «Редкая птица», подарочный набор «Борзые щенки», энциклопедия имен «Маниловка» и даже «Храм уединенного размышления», то бишь туалетная кабинка. Такая фантазия у будущих журналистов.

Но лично мне больше всего понравилось небольшое видео, в котором умельцы из Института филологии и журналистики переделали знаменитую консольную игру про водопроводчика Марио на игру про Гоголя и его путешествия. И в этой игре «Гоголь» перепрыгивает через чудовищ с табличками «цензор» и «критик» (первый раз неудачно); после того как «съедает» Пушкина, вырастает в размерах и в буквальном смысле «носом» сбивает противников. Но апогей всего этого веселого бреда наступает тогда, когда из трубы (!) показывается голова Белинского. Марио-Гоголь попадает под огонь критики (снова буквально), после чего... кидает в Белинского второй том «Мертвых душ». Что было дальше, вы прекрасно знаете.