Заложница перемен

Оценить
Бывшая школьная учительница руководит единственной в Федоровском районе фермой и молочным производством «Николаевская буренка»

Говорят, имя определяет судьбу человека. Метаморфоза имени нашей героини отразилась и на ее жизни, связанной с переменами и привыканием к чему-то новому. Родилась она посреди Уральских гор, в поселке Павда Свердловской области. Родители приготовили для дочки имя Вера. Но человек, регистрировавший новорожденную, смутил их вопросом, какое же будет полное имя у девочки. Записали красиво и загадочно: Винирика. Позже, при переоформлении документов по ошибке заменили «к» на «н». Для близких у Винирины есть несколько вариантов сокращенного имени. А в школе, где она проработала 34 года, звали Вероникой Ивановной. Обстоятельства сложились так, что в зрелом возрасте отличнику народного просвещения Винирине Кривцовой пришлось расстаться с любимой работой и окунуться в абсолютно новую жизнь.

Череда перемен в жизни Винирины началась в детстве. Родители переехали жить в Крым. 11-летней девочке на новом месте не понравилось. Ее отправили к тетке в Нижний Тагил. Когда Винирина подросла, переехала к другой тетке в Вольск, где окончила педучилище, стала учителем физкультуры. По распределению она попала в село Николаевка Федоровского района, там и вышла замуж. Винирина поступила в Балашовский пединститут учиться на психолога, но сразу бросила, оказалось неинтересно. Через три года она с мужем все-таки уехала в Крым. Там молодая женщина отучилась в Симферопольском университете, но на защиту уже заверенного диплома не поехала: решила, зачем дублировать один диплом другим, почти таким же. Мужа Винирины Виктора тянуло в родное село. С двумя детьми семья вернулась в Николаевку.

Жизнь заставила

Заложница переменВ Николаевке Кривцовы развели хозяйство, 14 голов коров. А в 2008 году муж и сын Винирины Ивановны взяли кредит, построили ферму. Сдавали молоко от 20 коров по цене 5 руб. за литр. С деньгами была беда, их не выплачивали. Чтобы реализовывать молоко, мужчины решили организовать свой минизавод. Всё просчитали, составили бизнес-план, им снова дали кредит. Винирина Ивановна работала в школе, в дела Виктора Дмитриевича и сына Андрея не вмешивалась, лишь изредка высказывала свое мнение, говорила, что самое главное – сбыт. Мужчины к ней внимательно не прислушивались. Оказалось, Винирина Ивановна была права. И убедилась она в этом уже лично в 2010 году.

Тогда она исполняла обязанности директора школы: большая ответственность. Муж много работал и оберегал Винирину Ивановну от сложностей, не жаловался. Когда делал подсчеты, молча пил лекарства. У Виктора Дмитриевича случился инфаркт, его не стало. Винирине Кривцовой нужно было заново учиться жить. Времени на это не было, некогда было думать, что делать с семейным бизнесом.

– Лизинг, кредиты – это риск. В душе всегда есть сомнения – потяну ли. Но тогда у меня была одна мысль: мои дети должны жить достойнее, чем я, – с некоторой усталостью в голосе, но все же жизнеутверждающе замечает одновременно сдержанная и располагающая к беседе николаевская предпринимательница. – Это личная цель, а попутно мы решаем и другие, в том числе общественные задачи. Как оказалось, тот год не стал крахом для меня. Скорее, это был период становления. Я взглянула на мир другими глазами.

Винирина Ивановна с сыном решили, что индивидуальное предпринимательство она оформит на себя.

– Всё, что было у нас, муж вкладывал в дело, – продолжает Винирина Кривцова. – При этом он был очень добродушный, безотказный, никому не делал зла. Думаю, что некоторые люди после его смерти хотели бы разделить наш бизнес и взять его в свои руки. Мне пришлось, с одной стороны, восстанавливать отношения с окружающими, а с другой стороны – менять их в корне. Было много сплетен, разговоров, пересудов. Я уходила от них, не хотела никому ничего доказывать. Мысленно от этой молвы я создавала себе защиту в виде треугольной крыши и говорила себе: «Я в домике».

Учиться без устали

Заложница переменВинирине Ивановне пришлось окончить курсы индивидуального предпринимателя, ветеринара. Бухгалтерскую науку она постигала сама. Первое время продукцию «Николаевской буренки» никто не знал и не покупал. Ее Винирина Кривцова раздавала работникам своей бригады. Было неимоверно трудно. Потом фермеры закупили охладитель, начали собирать молоко еще у населения. Сбыт наладился. Продукцию минизавода забирают больницы, детские сады, излишки – энгельсский молокозавод. «Николаевская буренка» выпускает молоко в пленке, сметану, сливки, ряженку, снежок, йогурт, кефир, адыгейский сыр, творог, масло.

У сельхозпредприятия в аренде еще и 2800 га земли, которую нужно обрабатывать. В прошлом году применили новую технологию борьбы с сорняками, миллион рублей как от сердца оторвали, а ожидаемого результата не получилось. К тому же Винирина Кривцова приобрела в лизинг комбайн и два трактора. Чтобы свести концы с концами, в этом году она оформляет кредит. Ей тяжело, но помощники всегда рядом. Работая параллельно в другой организации, Андрей поддерживает Винирину Ивановну, особенно в технических вопросах и в поле на комбайне. У дочки Оксаны подрос малыш, этим летом она готовила для бригады. Людей в хозяйстве мало, и все они универсалы. Например, агроном по совместительству еще и механизатор.

За короткий период Винирина Кривцова научилась многому, а хочется ей узнать еще больше. Осенью вместе с другими предпринимателями она приняла участие в бизнес-миссии в Германии. Делегация побывала на одной из немецких ферм. В животноводческом комплексе на 500 голов коров работает сам хозяин, его дети со своими семьями и два наемных работника. Автоматикой ферма не напичкана, но ручной труд используется по минимуму, всё механизировано. Всех коров дружная семья доит чуть больше часа. Но ничто Винирину Ивановну так не удивило, как то, что государство предоставило главе хозяйства кредит на 10 млн евро на 30 лет под три процента. Познакомившись с российскими фермерами в поездке, федоровская предпринимательница узнала много полезного по семеноводству, осеменению. Руководитель николаевской фермы вместе с ветеринаром уже привезли семя голштинов и герефордов. Заинтересовали ее запатентованные изобретения молодых балашовских специалистов. Они усовершенствовали плуг, переоборудовали обыкновенный комбайн в двухбункерный: один бункер – для сбора урожая, другой – для очистки зерен.

Проблемы – двигатель развития

Заложница переменРаньше минизавод в Николаевке работал в холодное время года на сухом молоке. Но качеством продукции Винирина Кривцова недовольна. Поэтому нынешней зимой, пока нет натурального молока, производство остановлено. Руководитель предприятия планирует улучшать качество за счет реконструкции, расширения производства, увеличения численности поголовья до 50–60 коров. Тогда молочное производство будет работать на свежем молоке и зимой. Для этого николаевская предпринимательница стремится попасть в программу развития семейных ферм. На реализацию такого проекта предоставляют 2,5 млн руб. Их можно потратить на что-то одно по выбору – на ту же реконструкцию, на покупку племенного скота или на приобретение техники.

На минизаводе в Николаевке были заместитель министра сельского хозяйства Саратовской области Надежда Кудашова и руководитель министерства, зампред областного правительства Александр Соловьев. Они оценили чистоту и порядок на ферме, похвалили вкусную продукцию. Документы для участия в программе Винирина Кривцова готовила еще в прошлом году, но безрезультатно. Предпринимательница настроена решительно. Она будет добиваться включения своего хозяйства в программу семейных ферм и в этом году. Ни животноводческих комплексов, ни молочных производств в Федоровском районе больше нет. Сегодня звонят из близлежащих учреждений в Николаевку, интересуются, когда же снова появится продукция.

Винирина Кривцова не считает себя необыкновенно целеустремленной. Просто, по ее мнению, человек несмотря на возраст не должен останавливаться на достигнутом, тогда его жизнь продолжается. Винирина Ивановна надеется, что перемены к лучшему в ее жизни продолжатся.