От топота котов властям не спится

Оценить
Рост «тишины» как мерило любви губернатора и депутатов к народу

В феврале губернатор Саратовской области подписал закон «о тишине». Он стал одной из наиболее обсуждаемых тем на форумах саратовских лент. Кто-то назвал его законом «о топоте котов»: эти животные имеют обыкновение гулять ночью.

Кто-то защищал «губера», подписавшего закон, который инициировали «некоторые члены ОПы». Нашлись чадолюбивые комментаторы, которые предлагали штрафовать родителей, чьи дети не спят после 9 вечера (всё ради детей!). Кому-то очень хотелось запретить ремонтные работы в выходные (весьма актуально в домах-новостройках, сдающихся без какой-либо строительной отделки). Высказывались и такие крамольные предположения, что бОльшую часть законов депутаты принимают от скуки.

Тишина в Саратовской области наступала поэтапно. Сначала о ночном спокойствии земляков задумался первый всенародно избранный губернатор Дмитрий Аяцков. С 1999 года вступил в силу закон, согласно которому шуметь нельзя было с 23 часов ночи до 6 утра. Сменивший Аяцкова сибарит Павел Ипатов, видимо, особо ценил утренний сон. С апреля 2006-го нарушать покой запретили до 7 утра.

Предшественников превзошел народный губернатор Валерий Радаев, по-настоящему пекущийся о населении области. Теперь время тишины увеличилось: нам велено шептаться (а как иначе соблюсти тишину в панельном доме, где слышно, как кашляет сосед из квартиры сверху?) с 9 вечера до 9 утра.

Выспимся для подвига

Годовалый ребенок должен спать 13–14 часов в сутки. Из них 11 часов – ночью. Наверное, от того, что у саратовцев появилась возможность спать половину суток, зависит экономический прорыв в регионе. Иначе зачем власти так об этом пекутся? Выспавшиеся аки младенцы граждане таких подвигов на работе натворят, что доходы бюджета сразу вырастут, а ненавистный госдолг скукожится.

За нарушение тишины и покоя положен штраф. Обычным нарушителям тишины, то есть гражданам, нарушение обойдется в 500–1000 рублей, должностным лицам – 1000–2000, юридическим лицам 10000–20000.

В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что полиция стоит на страже покоя саратовцев. «По сведениям ИЦ ГУ МВД России по Саратовской области за 2012 год, за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время суток сотрудниками органов внутренних дел было составлено 522 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.1 закона области.

За текущий период 2013 года (пояснительная записка готовилась еще в 2013 году. – Прим. авт.) сотрудниками ОВД составлено 574 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.1 закона области».

Вроде бы число штрафов растет, но саратовские поборники тишины хотят, чтобы их (штрафов) было еще больше. Иначе как понять замысловатую фразу из той же пояснительной записки: «Принимая во внимание увеличение количества административных правонарушений, предусмотренных статьей 1.1 закона области, полагаем возможным сделать вывод о неэффективности действующей системы административных наказаний».

Значит ли это, что если полиция выявит еще больше нарушений с 9 вечера до 9 утра, то время тишины логично будет распространить на все сутки целиком? Ведь только в этом случае временные рамки не будут расти, и удастся зафиксировать число правонарушений примерно на одном уровне.

Закон любимый и незабвенный

Областной закон об административных правонарушениях появился в июле 2009 года. До этого момента административная ответственность накладывалась на граждан в рамках разных законов. Потом народные избранники собрали все в кучу, и родился закон Саратовской области № 104. Некоторые парламентарии любовно называют его областным КоАПом.

Шлифовать и совершенствовать его – одно из любимых занятий саратовских законотворцев. И то верно, ведь жизнь не стоит на месте, принимаются новые законы, влекущие новые поводы для наказания населения. За неполные пять лет существования регионального кодекса изменения вносились пару десятков раз. Справедливости ради надо сказать, что в других регионах положение аналогичное. И изобретательности региональных законописцев по придумыванию новых видов провинностей, за которые надлежит наказывать несознательных жителей, можно позавидовать.

За что же можно полиции привлечь к административке наших земляков, кроме как за несоблюдение тишины и покоя?

Например, за купание в неустановленных местах или купание во хмелю. Принимая во внимание, что купаться в Саратове не разрешено нигде, точнее, запрещено везде, какой открывается простор для заботы о безопасности граждан вкупе с пополнением бюджета! Ведь в Затоне, где пляж называется «солярием», стоят таблички «Купаться запрещено». А в воду в жаркий летний день лезут все подряд. И такого источника дохода можно лишиться, если слова Олега Грищенко «устроить пляж от «Экрана» до Ротонды», станут явью!

А еще можно привлечь за уличную торговлю с несанкционированных лотков и с рук бабулек укропом. Полиции поручено следить за теми, кто выезжает на лёд на машине. И даже за бытовыми дебоширами. В Госдуме об этом только подумали, а мы уже!

Протокол можно составить за сидение на спинках скамеек в скверах, допущение пребывания несовершеннолетних в злачных местах или пребывание детишек ночью в общественных местах без родителей (за это штрафуют не только родителей, но и владельцев заведений, пустивших деток развлекаться), сбыт самодельных спиртных напитков, проезд вне салона на выступающих частях общественного транспорта (вспомни о «колбасе»!), за нарушение порядка использования герба, флага области и надругательство над ними. А еще полиция может составить протокол на должностное лицо за невыполнение законных требований депутата областной думы и за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. И даже за самовольное изменение внешнего вида фасадов отдельно стоящих нежилых зданий, их элементов и ограждений.

Решения разные, а суть одна

Приоткроем тайну, которую в нашей области, похоже, мало кто знает: в некоторых регионах отменены положения местных законов, согласно которым полиция должна составлять протоколы за административные правонарушения. Это произошло в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской области, Дагестане. Впрочем, список можно продолжить, если погрузиться в изучение определений коллегии по административным делам Верховного Суда РФ.

Чтобы не быть голословными, вот номера дел: 5-АПГ12-21 от 29.08.2012 г., 46-АПГ13-2 от 27.02.2013 г., 78-АПГ13-15 от 14.08.2013 г., 20-АПГ13-9 от 23.10.2013 г. Разные номера, разные даты, разные заявители. Начинают судиться в регионах, доходят до Верховного суда: Мосгордума возражает Мосгорсуду, прокурор Самарской области оспаривает решение обл­суда, губернатор и заксобрание Питера против городского суда, апелляция представителя президента Дагестана на решение Верховного суда Республики Дагестан.

Что же общего в определениях коллегии?

Во всех этих документах говорится следующее: «Дела об АП, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, рассматриваются, а соответственно, и протоколы об АП составляются уполномоченными органами исполнительной власти, их должностными лицами, входящими в систему и структуру исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также учреждениями, их должностными лицами, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации.

Между тем полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел... и не входит в систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

То есть составлять протоколы по региональным законам должны специально обученные люди из исполнительной ветви власти области. Ведь «...законодатель субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органов внутренних дел, полиции, подразделений ДПС и ГИБДД полномочиями по составлению протоколов об АП, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации».

В Волгоградской области с тонкостями административной ответственности по областному закону разбиралось управление минюста.

В конце ноября прошлого года ведомством подготовлено соответствующее экспертное заключение. Начальник управления Максим Колесников прямо говорит о том, что негоже возлагать местным властям какие-либо полномочия на федеральные органы. Будь то полиция, наркоконтроль или противопожарная служба. Посему «исследуемый Кодекс» надлежит привести в соответствие федеральному законодательству и Колесникову об этом доложить.

Протоколы по любви

Итак, в Москве, Питере, Самаре и Дагестане полицейские уже не могут составлять протоколы по правонарушениям, прописанным в местных законах. Нормотворчество никто не ограничивает. Штрафовать можно за всё, что пожелает душа заботливого законодателя: можно запрещать дергать кошек за хвост, плевать на газон в нечетные дни недели, лазить на чердак в темное время суток... Но вот протоколы составлять за все эти безобразия должны не сотрудники полиции, а специалисты из исполнительной власти региона.

То есть «кто девушку ужинает, то ее и танцует». Государственная структура, она же полиция, финансируется за счет государственной казны, значит и законы исполняет федеральные. Полиция – это вам не милиция, которой перепадало из местных бюджетов. В Саратовской области полиция – как ветреная девушка. Всё норовит совместить объятия легального спонсора с объятиями младшего партнера. Без денег, но по любви... Простительно, ведь пока никто не пытался оспорить в суде местный закон. То ли народ нелюбопытный, то ли после изгнания ненавистного Павла Ипатова между всеми ветвями власти, областными и федеральными, воцарилось удивительное единодушие.

P. S. Редакция «Газеты недели» направила прокурору Саратовской области Владимиру Степанову запрос, соответствует ли федеральному законодательству положение закона № 104 о наделении сотрудников полиции полномочиями по составлению протоколов по административным правонарушениям, предусмотренных областным законом. Старший помощник прокурора по связям со СМИ и общественностью Татьяна Казаченко заверила, что ответ будет подготовлен в месячный срок.

 


[кстати сказать]

Больше запретов, хороших и разных?

Пытаясь навести порядок на своих территориях, законодатели всячески стараются уберечь свой народ от всяческих негативных явлений. Для чего без устали шлифуют региональные законы об административных правонарушениях.

В Белгородской области, например, существовала норма «умышленное загрязнение проезжей части улиц и дорог».

Озабочены были на Белгородчине и тем, чтобы народ употреблял исключительно легальную водку и другие крепкие напитки. Табу было наложено не только на продажу самогонки, но и на изготовление и хранение с целью сбыта, а равно и без цели сбыта «крепких спиртных напитков домашней выработки». У нас карается только сбыт, а здесь даже себя любимого нельзя было порадовать самодельным напитком. И за покупку самогонки полагался штраф. И за продажу самогонного аппарата тоже.

Еще законотворцы Белгородской области пекутся о высоком моральном облике населения. А посему административное наказание устанавливалось за «нарушение общепринятых норм нравственности» и за «получение сексуальных услуг», как и за «размещение объявлений об оказании сексуальных услуг, а равно объявлений, смысл которых подразумевает оказание сексуальных услуг».

В Красноярске краевые депутаты желали достойной жизни братьям нашим меньшим. Потому и ввели наказание за «ненадлежащее содержание животных, скота и птицы». И на остановках общественного транспорта старались навести порядок: штрафы полагались за «непринятие мер по установке на остановочном пункте маршрута указателей, содержащих информацию о движении пассажирских транспортных средств».

В Самарской области в центре внимания оказались дети, которых пытались оградить от публичных действий, направленных на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма и трансгендерности. И от пропаганды педофилии. Чтобы у детей не сформировались искаженные представления «о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений» и «о соответствии социальным нормам интимных отношений между совершеннолетними и несовершеннолетними лицами».

Все эти новации Верховным судом РФ признаны недействующими. Но главное, что депутаты искренне считали, что делают жизнь своих избирателей лучше.