Дмитрий Тепин: За свой дом жильцы отвечают сами

Оценить
В Саратовской области после долгих и бурных обсуждений наконец утверждена долгосрочная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В Саратовской области после долгих и бурных обсуждений наконец утверждена долгосрочная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Рассчитана она на 30 лет и учитывает настоящие и будущие потребности в капитальном ремонте 13 тысяч 369 домов. Это значит, что совсем скоро жители Саратовской области, проживающие в многоквартирных домах, начнут получать обязательные счета на оплату (а точнее, пока на накопление средств) для проведения капремонта. Ежемесячная сумма сбора в каждом муниципальном районе установлена своя. В Саратове, например, собирать будут по 6,33 рубля с квадратного метра.

В целом идея понятна – полностью переложить на население финансирование ремонта. Но весь предыдущий год у жителей региона возникало множество вопросов и к концепции, и к практическому применению программы. После того как саратовцы ознакомились с графиком проведения ремонтных работ в домах, вопросов стало ещё больше.

О том, какие же всё-таки цели программа преследует и как на самом деле система будет работать, мы расспросили министра строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрия Тепина.

– Дмитрий Валентинович, программа капитального ремонта принята и опубликована, что дальше?

– Дальше жителям региона, жильцам многоквартирных домов нужно выбрать способ накопления средств на проведение в их домах ремонтных работ. На федеральном уровне были внесены изменения в сроки начала программы. Чтобы определиться, у саратовцев есть теперь полгода, а не два месяца, как предполагалось ранее. Соответственно, первые начисления жителям будут произведены не ранее октября (то есть с октября начнутся).

– Раньше говорили о двух возможных способах копить деньги, то есть формировать фонд капитального ремонта: самостоятельно каждым домом на спецсчетах в банках и у регионального оператора – складывать деньги в так называемый общий котёл. Здесь ничего не изменилось?

– Нет, но способов по сути три. Спецсчета в банках открыть могут, если захотят, только те дома, где установлена форма управления ТСЖ или ЖСК. Для домов, находящихся под управлением УК, только один путь – к регоператору. Но и у них есть выбор. Можно складывать деньги, что называется, в общий котёл, и тогда они будут работать на все дома, которые выберут такой способ накопления, или же управляющие организации открывают у регоператора отдельные спец­счета на каждый свой дом. В этом случае накопленные домом средства будут тратиться только на него.

– То есть если жильцы какого-то дома, находящегося в ведении УК, захотят копить на ремонт через счёт в банке, им придётся отказываться от услуг управляющей компании и организовывать ТСЖ? И всё это нужно успеть за ближайшие шесть месяцев? Что делать, если они не уложатся в эти сроки?

– Ничего страшного не произойдёт. Если фонд капитального ремонта дома через управляющую организацию окажется у

регоператора, а жильцы дома решат выйти из УК в ТСЖ и копить на капремонт отдельно, например, в этом году или в следующем, они смогут это сделать. Закон им такую возможность предоставляет. Только процедура выхода займёт два года в том случае, если был выбран «общекотловой» способ накопления. Почему два года? Да потому что «общий котёл», как его привыкли называть, – это сложная финансовая конструкция. Она работает на все дома, которые участвуют в этой схеме. То есть общие накопления тратятся на всех по очереди, согласно графику проведения ремонтных работ. График рассчитан на 30 лет, «общекотловая» финансовая программа тоже будет рассчитана на 30 лет. И чтобы вывести из неё один или несколько домов, действовать нужно постепенно и осторожно, чтобы не рухнула вся финансовая конструкция. По расчётам специалистов, два года – оптимальный для этого срок.

Обратный порядок – переход от индивидуальных спецсчетов к накоплению у

регоператора – тоже возможен. На это потребуется гораздо меньше времени – два месяца.

– Вы знаете, что у граждан сложилось недоверчивое отношение к «общему котлу» и формированию фонда капремонта у регоператора? Эта структура видится людям очередной кормушкой для чиновников...

– Я не разделяю такую точку зрения, хотя и рекомендую всем жителям региона принимать решение при выборе способа накопления средств на капремонт в пользу спецсчетов в банках. Регоператора будут постоянно проверять контролирующие органы. Прокуратура, ОБЭП, счётная палата, финнадзор, контрольно-ревизионная комиссия и прочие – представители этих структур станут, я полагаю, постоянными обитателями рег­оператора. Будут следить за чистотой его работы и обращения со средствами жителей. Я просто сочувствую тем чиновникам, которым придётся работать в регоператоре. Эта организация сложна в управлении. Да вы только представьте себе тот объём работы, который ежедневно предстоит выполнять её сотрудникам!

Если сейчас в регоператоре окажется большинство домов, а по нашим прикидкам их там будет именно большинство, то ежедневно его специалисты будут проводить не менее 15 аукционов на выбор подрядчика и, соответственно, заключать 15 договоров на выполнение ремонтных работ в тот же день. В этот же день принимать 15 работ по уже сделанному ремонту, ежедневно проводить по 7 проверок в каждом доме – это уже по 100 проверок в день получается. При этом все проверки будут проходить в разных районах области. Реально это или нет? Такой вопрос даже не ставится. Регоператор обязан будет это делать, ему придётся справляться.

– Но если в принципе можно было бы обойтись без регионального оператора, тогда для чего вообще нужно его создавать?

– Идея нынешней программы капитального ремонта, да и всего действующего Жилищного кодекса, заключается в реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства. Итогом государственной реформы в идеале должен стать день, когда все жители многоквартирного дома осознают, что их дом – это только их дом. Не государственный и не чей-либо ещё. А потому за всё, что с этим домом происходит, они отвечают сами. Сами принимают решение, ремонтировать или не ремонтировать, а ждать, когда дом развалится. Если решат ремонтировать, то самим устанавливать, как и по какой цене.

Понимаете, люди сами скидываются на ремонт, сами нанимают подрядчика, сами принимают у него работу. Всё это вроде такие простые, понятные и давно, казалось бы, всем известные вещи, но, к сожалению, до сих пор едва ли не подавляющая часть наших сограждан то ли не соглашается с этой позицией, то ли даже не задумывается об этих вещах. И федеральное правительство в идее программы капремонта предусмотрело создание регионального оператора, исходя как раз из того, что большая часть российского общества инертна.

Если люди, собственники квартир, по каким-то причинам не могут собраться и договориться между собой, принять решение по капитальному, в частности, ремонту своих домов (не понимают, не успевают или просто не хотят), им на помощь придёт региональный оператор. И его основная задача – это гарантировать начало накопления средств на капремонт и проведение ремонтных работ не позже установленных графиком сроков. Вы знаете, я на самом деле был бы счастлив, если все 13 тысяч 369 домов, которые вошли в региональную программу капремонта, решили бы не связываться с региональным оператором и стали бы копить средства самостоятельно через спецсчета в банках. Это означало бы, что жители Саратовской области осознают свою ответственность за свои дома. Но пока мы далеки от этой идеальной картины.

– Создание организации-помощника – единственная роль государства в программе капремонта? Если жильцы сами должны копить и оплачивать ремонтные работы, то, надо полагать, бюджетного участия ждать не стоит?

– Стоит. Во всяком случае на начальном этапе реализации программы. Например, уже в текущем году в Саратовской области запланирован капитальный ремонт некоторых конструктивных элементов в 539 домах. Собственных накоплений населения на эти работы ещё не будет или их будет немного. Поэтому государство в лице Фонда содействия реформированию ЖКХ примет участие в финансировании ремонта. Региону выделили 146 миллионов рублей. Вполне возможно, участвовать будут и местные бюджеты – областной и муниципальные. Но этот вопрос пока не решён.

В следующем, 2015 году фонд также профинансирует часть ремонтных работ в многоквартирных домах Саратовской области. Другое дело, что сейчас невозможно назвать пропорции финансирования – доли бюджета и собственных накоплений жильцов. И будет ли финансовая поддержка от государства через 3, 5 или 10 лет, тоже сложно сказать.

Поэтому ориентироваться и рассчитывать жителям нужно только на собственные силы.

Но здесь важно понимать, что в программе капитального ремонта многоквартирных домов основная роль государства – это не финансирование, а централизация процесса.

Если сейчас не централизовать выполнение задач по капремонту, то через 5, 10, 30 лет все дома будут аварийными. Это не касается домов ЖСК и некоторых ТСЖ, где люди давно привыкли самостоятельно решать общедомовые проблемы. Здесь и на капитальный ремонт средства собирают давно, и условия жизни в таких домах гораздо комфортнее. Но в большинстве своём многоквартирные дома в регионе постепенно ветшают, потому что их обитатели просто не хотят брать на себя ответственность за их состояние. Государство, понимая эту ситуацию, своей программой обязывает граждан заниматься вопросами капитального ремонта своих домов.

– Саратовцы потихоньку начинают знакомиться с ключевой составляющей региональной программы капремонта – планом-графиком проведения работ по домам и годам. И уже начали обнаруживать, мягко говоря, некоторые странности. Например, есть в списке дом 1961 года постройки, в котором никогда не было горячей воды, даже трубопровода такого нет, и у всех в квартирах стоят газовые колонки. Тем не менее в программе на 2019 год запланирован капитальный ремонт системы горячего водоснабжения в этом доме. Другой пример: в доме, сданном в эксплуатацию в 2012 году, уже на текущий 2014 год запланирован капитальный ремонт крыши, а также систем ГВС и ХВС. Полагаем, это не единичные случаи. Как их понимать?

– Это может быть как техническая ошибка, так и роль человеческого фактора. Информация о домах собиралась специально для этого сформированными группами специалистов из числа администраций муниципалитетов. Совместно с ТСЖ, ЖСК и управляющими компаниями они формировали базу данных по многоквартирным домам. Учитывались такие факторы, как дата введения дома в эксплуатацию, дата проведения в каждом доме первого (последнего) капитального ремонта, техническая документация и другие критерии. У каждой информационной группы есть доступ к электронной информационной базе (специальная компьютерная программа). Туда они вручную заносили данные по каждому дому. Вполне реально, что кто-то из специалистов мог допустить ошибку при вводе сведений в базу. Например, дом, сданный в 2012 году, скорее всего, ошибочно был записан как построенный в 1912 году. И именно поэтому компьютерная программа поставила его одним из первых в очереди на капремонт.

Такие ошибки нужно обнаруживать и срочно исправлять. И здесь я рассчитываю на внимательность и содействие собственников квартир.

Жителям нужно познакомиться с таблицей, найти свой дом и посмотреть, когда и какой ремонт ему предписан. Если возникнут сомнения в логичности плана-графика (видов ремонтных работ и их сроков) или обнаружится явная нестыковка в технических характеристиках, как в том примере про отсутствие системы ГВС и планах на её капремонт, необходимо сообщить о найденной ошибке по телефону горячей линии областного минЖКХ, которая будет обнародована в ближайшее время. Такие же горячие линии создаются в каждом муниципальном районе. Специалисты всё запишут и внесут исправления.

– Ещё один практический вопрос, который волнует многих жителей региона. Возможно ли внесение изменений в план-график? Например, можно ли поменять местами виды ремонтов или сроки их проведения? Что-то отремонтировать раньше или позже, чем было запланировано изначально?

– Внесение изменений в программу пре­дусмотрено законом. Один раз в год будет проводиться её актуализация. Сроки проведения того или иного вида ремонта определялись из эксплуатационных характеристик конструктивных элементов. То есть проведение ремонта планируется к моменту окончания срока эксплуатации тех или иных инженерных сооружений. Программа по сути своей гарантирует, что ремонт будет проведён не позднее указанных сроков. Раньше срока отремонтировать то, что остро нуждается в ремонте, конечно, можно. Главное, не позже. Но денег при этом должно хватать и на те работы, которые будут проводиться по графику. То есть не исключено, что жильцам для проведения какого-то ремонта раньше срока придётся собирать чуть больше определенного на сегодняшний день тарифа. Тариф тоже в каком-то смысле подвижен. Меньше указанной суммы (например, по Саратову 6,33 рубля с кв. м) собирать нельзя, больше – можно. Жильцы смогут вообще прекратить копить на какое-то время, если наберут 30 процентов от оценочной стоимости всех предстоящих в доме ремонтных работ.