Пройдем по улице Шевченко

Оценить
Правильнее было бы связать ее с именем Костомарова

Есть в центре Саратова недлинная улица, которая носит имя основоположника украинского литературного языка Тараса Григорьевича Шевченко. Летом по непроезжести своей зарастала разной травой. И хотя преобладающим растением был просвирник, зелеными семенами-шишечками которого любила лакомиться местная детвора, в былые времена называлась эта улица Крапивной. На короткой этой улице собралось немало памятников архитектуры, и эхо прошлых событий, кажется, так и витает над ней.

В самом начале на правой стороне стоит четырех­этажное здание областного управления потребительской кооперации. На нем мемориальная доска с портретом Алексея Ивановича Рыкова – первого после Ленина председателя Совета народных комиссаров. Еще будучи саратовским гимназистом, Рыков стал на путь революционной борьбы. Жизнь профессионала-подпольщика требовала периодической перемены мест. В одном из писем Алексей Иванович вспоминал: «Передо мной, как в кинематографе, мелькали страны, города, люди и события. Я все время куда-то устремлялся на извозчиках, железных дорогах, пароходах. Не было квартиры, на которой я прожил бы более двух месяцев. Дожив до 30 лет, я ни разу не выправил себе паспорта, так что я понятия не имею, что это такое значит – иметь постоянную квартиру». В Саратове Рыков тоже сменил несколько адресов. Но именно этот, в начале прошлого века еще двухэтажный частный дом, где Алексей Иванович некоторое время снимал жилье, стал как бы постоянным местом прописки памяти о нем (подробнее о Рыкове в номере от 14.06.2011).

Рядом с Облпотребсоюзом находится памятник архитектуры – типичное административное здание середины прошлого века, построенное для Октябрьского районного комитета коммунистической партии. Сейчас в нем администрация этого же района. А напротив еще одна мемориальная доска с портретом Арсения Алексеевича Кокушкина – профессора, члена Академии транспорта РФ. Установлена она на здании поликлиники «Саратовтрансавто», появившемся здесь в 1977 году благодаря усилиям Кокушкина. Его же старания способствовали становлению баскетбольной команды «Автодор» – одной из самых титулованных провинциальных команд.

Там, где улица Шевченко подходит к Вольской, справа столетие тому назад располагалась усадьба графа Уварова, который в 1902 году приобрел керосиновый двигатель и динамо-машину и осветил не только свое владение, но и улицу перед ним, для чего установил столб с электрическим фонарем. Так что угол Крапивной и Вольской улиц – место, где в нашем городе впервые появилось стабильное электрическое уличное освещение.

А слева – памятник истории и архитектуры, возведенный в 1905 году по проекту Дмитрия Федоровича Стерлигова. В нем располагались канцелярия губернатора, два губернских присутствия и губернский статистический комитет. В советские годы здание стали использовать для нужд медицинских учреждений. И сейчас здесь действует поликлиника № 14. На левой же стороне после пересечения с Вольской расположился еще один памятник архитектуры начала прошлого века – оригинальный особняк купца Тимофеева, который ныне передан саратовской епархии.

Николай Костомаров
Николай Костомаров

Третий памятник архитектуры того же периода украшает улицу справа перед пересечением с улицей Чапаева. Дом братьев Грингоф с уникальными металлическими воротами относится к числу переселенческих построек, составляющих одну из особенностей архитектуры нашего города. Ныне в этом особняке – центральная детская музыкальная школа. На этой же стороне, где-то в середине последнего квартала улицы Шевченко, не так давно еще стоял двухэтажный домик с резными деревянными воротами. В нем более полутора веков тому назад снимал жилье известный деятель русской и украинской культуры, историк и писатель Николай Иванович Костомаров (подробнее о нем в номере от 07.08.2012). В Саратове он отбывал ссылку за участие в деятельности нелегального Кирилло-Мефодиевского общества. В том же тайном обществе состоял и Тарас Шевченко, попавший в конечном счете еще дальше, на пустынный Мангышлак. Возвращаясь в 1857 году из ссылки по Волге, Тарас Григорьевич надеялся встретиться с другом. Но так как Костомаров оказался в отъезде, Шевченко встретился с его матерью. «Добрая старушка, – писал поэт в дневнике, – она узнала меня по голосу, но, взглянув на меня, усомнилась в своей догадке. Убедившись же, что это действительно я, а не кто иной, она приветила как родного сына, радостным поцелуем и искренними слезами».

В 1939 году, когда искали, как увековечить 125-летие со дня рождения Шевченко, благодаря домику, где кобзарь пробыл всего «с полудня до часу пополуночи», улицу назвали его именем. Хотя было бы справедливее присвоить улице имя Костомарова, прожившего в Саратове почти девять лет. Домика с установленной на нем соответствующей мемориальной доской уже нет. Теперь здесь стройплощадка.