Россиянам – российский отдых

Оценить
Правительство изобрело новый способ развития внутреннего туризма

Для того чтобы заставить россиян путешествовать по России, нужен особый стимул. И в правительстве его, кажется, нашли. В федеральном агентстве по туризму РФ разработали специальную программу «Отдых» по стимулированию внутреннего социального туризма. Программа обяжет работодателей оплачивать путёвки на российские курорты для своих работников и членов их семей. А в качестве поощрения подарит бизнесменам некоторые налоговые льготы.

Другими словами, развивать внутренний туризм правительство по обыкновению решило методом кнута и пряника, то есть в принудительно-поощрительном порядке.

Скидка + скидка + скидка

Новая программа Ростуризма предполагает создание новой организации, которая будет оптом закупать у туристических предприятий путевки (в санатории, гостиницы, базы отдыха). За счёт оптовых покупок туристические предприятия должны будут по идее предоставлять хорошие скидки. Затем эти путёвки должны передаваться тем предприятиям-работодателям, которые заключили договор со спецорганизацией – закупщицей путёвок. И уже на предприятиях путёвки будут реализовываться среди работников.

На каждом этапе движения путёвки, по задумке Ростуризма, к ней должна прилагаться значительная скидка, что в конечном итоге должно удешевить путёвку на 40–50 процентов. На размер скидки повлияют финансовые возможности компании-работодателя и категория, к которой относится гражданин (сотрудник предприятия, член его семьи, ветеран труда).

По логике Ростуризма, значительное удешевление тура автоматически сделает отдых в России более привлекательным для российских туристов. То есть в федеральном агентстве по туризму РФ всерьёз надеются, что за полцены граждане предпочтут отдыхать в своей стране, а не в привычных уже турциях-египтах, и начнут охотней выбирать для отдыха, например, Пермь вместо Мюнхена или Суздаль вместо Брюгге.

В Ростуризме утверждают, что с придуманной ими схемой согласились многие региональные администрации и ряд ведомств федерального правительства. По оценкам Ростуризма, в случае внесения всех необходимых изменений в российское законодательство программой «Отдых» смогут воспользоваться до восьми миллионов человек в год.

Глава Ростуризма Александр Радьков сообщил, что при разработке программы Ростуризм ориентировался на зарубежный опыт. Например, во многих европейских странах (Франция, Италия, Швейцария) существует такое понятие, как «отпускные чеки». В России изначально планировалось тоже ввести такую же чековую систему. Но потом реформаторы переориентировались на более инновационные технологии. Предполагается, что для россиян будут выпускаться специальные пластиковые карточки, по аналогии с теми, что выпускаются авиакомпаниями для накопления бонусов, на которые потом можно покупать билеты. Ростуризм уже согласовал этот вопрос с Центральным банком России и рядом коммерческих банков. Предполагается, что банки даже смогут предоставлять кредиты для покупки путевок.

Налоговые пряники и «обязаловка» под кнут

Первый закон, который придётся изменить в рамках реализации программы «Отдых», – это Налоговый кодекс РФ. Вопрос о том, как заставить работодателей заключать договоры со спецорганизацией по закупке путёвок, предполагается решить с помощью налоговых льгот. Ростуризм предлагает считать финансовые средства, которые компания направит на приобретение путёвок для своих сотрудников и членов их семей на российские курорты, дополнительными затратами. То есть с этих денег предприятиям не нужно будет уплачивать налог на прибыль. При этом деньги работодателя, которые его работник получает на путёвку, предлагается исключить из базы налога на доходы физических лиц.

Кроме того, в российском госагентстве по туризму очень надеются, что бюджеты всех уровней даже не заметят вывода части средств из налогооблагаемой базы. Прежде всего потому, что направлены они будут на внутренний туризм, то есть люди будут путешествовать по своей стране, платить гостиницам, ресторанам, различным перевозчикам, у которых возрастет прибыль, отчего увеличится сбор налогов, и он компенсирует выпадение доходов на другом фронте. По расчётам экспертов Ростуризма, бюджеты всех уровней даже могут выиграть от реформы около 10 процентов плюсом к доходам. Правда, чтобы этот «выигрыш» получить, регионам придётся активней развивать и совершенствовать свой туристический комплекс. И работы в этом направлении, кстати, по плану агентства, простимулируют рост занятости в регионах и будут способствовать выводу туристических предприятий из тени.

Предложенные новшества и изменения в налоговой сфере отражены в соответствующем законопроекте, который уже был рассмотрен и принят Госдумой в первом чтении в конце прошлого года. Документ, конечно, ещё будет изменяться, а пока известно, что в нём предусмотрено ограничение для сотрудников на получение путёвки за счёт работодателя – не чаще одного раза в два года. Кроме того, сумма, которую работодатель обязуется оплатить сотруднику и членам его семьи за отпуск, должна быть прописана в трудовом договоре. Правда, чёткого критерия для этой нормы нет, так как не каждая компания может позволить себе выделить на одного сотрудника, например, 60 тысяч рублей.

Эксперты отмечают, что в случае принятия законопроекта бюджетные компании автоматически подчинятся новым правилам, в отличие от частных коммерческих организаций. Однако и их, скорее всего, обяжут выполнять новые гостребования согласно Налоговому закону. При этом нигде в законопроекте не сказано, где организациям брать деньги на оплату турпутёвок своих работников. И как считают эксперты, всеобщая обязаловка больно ударит по финансам прежде всего малого бизнеса.