В январе за сокровищами десятой музы

Оценить
Что смотрели в праздничные дни жители Саратова?

С 1-го по 9 января люди проводят время по-разному. После бурной или не очень новогодней ночи все наконец уже могут собраться и устроить семейный поход в кинотеатр и найти каждому члену семьи что-то свое по душе. Мы решили посмотреть, что показывали саратовские кинотеатры в первых числах января, и выбрать соответствующий фильм для каждого члена семьи.

Выбор, по правде говоря, был не то что бы скудным, но достаточно прогнозируемым: во всех кинотеатрах примерно один и тот же набор фильмов, лишь с небольшими различиями. Основную массу составляет голливудское мейнстримовое кино. Особняком который год стоит «Дом кино» со своей арт-хаусной программой. Несложно будет догадаться, какой именно из фильмов шел там.

Кино для детей и родителей-любителей фантастики: «Хоббит: Пустошь Смауга»

Это вторая часть кинотрилогии Питера Джексона про похождения хоббита Бильбо Бэггинса (дядя Фродо – главного героя «Властелина колец»), волшебника Гэндальфа и гномов. Написанная Джоном Толкиеном много десятилетий назад добрая сказка о том, как гномы отправились отвоевывать у дракона Смауга Одинокую Гору, внутри которой когда-то жили и, что немаловажно, создавали драгоценности и оружие, по-прежнему очень популярна. Вторая часть начинается с того момента, когда главные герои направляются к человеку-оборотню Беорну, и заканчивается на том месте, где Смауг летит сжигать озерный город Эсгарот, прознав, что тамошние люди помогали путешественникам.

Идея делать «Хоббита», как и «Властелина колец», трилогией с продолжительностью каждой части почти в три часа была сомнительной. Если «Властелина колец» надо было «резать», то «Хоббита», напротив, дополнять какими-то новыми сюжетными ходами, не указанными Толкиеном. Джексон и сам это прекрасно понимал и со своей задачей еще в первой части справился на твердую «четверку», зацепившись за недосказанности в тексте англичанина и развив их до полноценной истории. Главный вопрос состоял в том, как он будет справляться со сказкой во второй части.

На мой взгляд, справился. И тоже на твердую четверку. Фильм, который идет 161 минуту, забит событиями до отказа: постоянные встречи, бои, погони, орки и драконы, сложности отношений с лесными эльфами и озерными жителями, противостояние Гэндальфа и Саурона, даже какой-никакой любовный треугольник, в котором принц лесных эльфов влюблен в эльфийку-воина, а та в свою очередь в молодого гнома.

Честно говоря, для меня этот момент был уже, что называется, «слишком»: у Толкиена этой героини не было и в помине, и поверить в любовь эльфийки к гному я не могу. Как и в присутствие в озерном городе негритянки. Я понимаю, что политкорректность правит миром, что это всего лишь статист в массовке, но о здравом смысле тоже не стоит забывать.

А вот бургомистр Эсгарота в блистательном, как всегда, исполнении нелюбимого Виталием Милоновым Стивена Фрая выписан очень живо, почти по-щедрински. Эдакая смесь Людовика XIV (скорее, внешне) с недалёкими депутатами, особенно хорошо его характеризует следующая фраза: «Это лишь простолюдины, они вечно всем недовольны. Не моя вина, что их город насквозь провонял рыбьим жиром и дегтем. Работа, кров над головой, еда – только и умеют, что блеять об этом! Значит, надо найти смутьянов и арестовать. А все эти кривотолки о переменах надо пресекать! Нельзя позволять всякому сброду кучковаться! Не успеешь оглянуться, они станут задавать вопросы, создавать комитеты, наводить справки. Выборы? Это абсурд! Я в этом не участвую!»

Последние минут сорок фильм начинает несколько проседать: чувствуется, что Джексон хотел оставить побольше материала для заключительного фильма, в котором событий будет немного, зато состоятся две судьбоносные битвы. В конце концов, его можно понять – кассовые сборы у «Хоббита» замечательные, так зачем же отказываться от лишней возможности заработать?

Кино для всей семьи: «Ёлки 3»

У кого-то родители собираются разлучить породистую собаку и дворняжку, но неудачно, кто-то постоянно помогает всем, но при этом страдает от своей сердобольности, кто-то хочет произвести впечатление на свою школьную любовь, берет по блату на вечер машину, которую тут же угоняют, а кто-то просто пришел помочь другу посидеть с детьми, пока жены пошли в спа-салон, но в результате незадачливые отцы оказываются в сумасшедшем доме. К счастью, ненадолго. Это всё «Ёлки 3».

Жанр новогодней комедии сразу предполагает несколько пунктов, которые должны быть выполнены: 1) картина должна быть доброй, 2) не перегруженной подтекстами, 3) постоянно веселой, но можно время от времени разбавлять ее драматизмом, а лучше – мелодраматизмом, 4) наконец, и без этого точно никак, она обязана закончиться хеппи-эндом. «Ёлки 3» всем этим позициям соответствуют, но, как обычно, оставляют массу вопросов.

У этой серии (а я лично не сомневаюсь, что со временем появятся «Ёлки 4», «Ёлки 5» и т. д., учитывая хорошую прокатную судьбу фильмов) есть две собственные характерные черты: 1) масса героев с разных концов страны кочуют из фильма в фильм, 2) они непременно как-то связаны друг с другом, даже если и не знакомы лично. Кто-то исчезает, кто-то появляется в каждой части фильма, как, например, лыжник (Александр Домогаров-младший) и сноубордист (Александр Головин) или две главные звезды киносерии Боря (Иван Ургант) и его лучший друг Женя (Сергей Светлаков), которые, как правило, блистают не только именами, но и объективно являются участниками самых интересных и смешных историй, что неудивительно, поскольку они сами любят дорабатывать сценарий.

В каждой картине есть своя ключевая идея, объединяющая всех. В первом фильме это теория шести рукопожатий, по которой получается, что все люди на Земле знакомы; во втором – идея, что мы все – иголки с одной елки; а в третьем и того проще – добро, как бумеранг, всегда возвращается, а потому надо помогать всем людям. В общем, идеология каждый раз простая, но доходчивая.

В третьей ленте старые и новые герои постоянно пытаются помочь друг другу, но что-то вечно им мешает – то посторонние обстоятельства (герои Урганта и Светлакова по ошибке садятся в автобус, перевозящий сумасшедших, и так оказываются в «палате № 6»), то собственная же упертость (Елена Кравчук, героиня Анны Чиповской, несмотря на все знаки и доводы о том, что не надо улетать в Лондон, чтобы познакомить свою породистую собаку с другим породистым псом, делает это и пожинает плоды).

Разумеется, в конце фильма всё заканчивается благополучно – люди встречаются, мирятся, находят свою любовь и т. д. и т. п. В общем, то, что, в других фильмах смотрелось бы приторно, здесь вполне к месту и обоснованно. В конце концов, новогодняя комедия должна быть веселой, легкой и непринужденной, и с этой задачей Бекмамбетов, Ургант, Светлаков и другие, как бы мы к ним ни относились, справляются. Тем более что фильм местами способен удивить красиво сделанными отсылками то к «Иронии судьбы» (в который раз), то к «Пролетая над гнездом кукушки», то ко всем слезливым мелодрамам про животных.

Понятно, фильму можно задавать бесконечные вопросы. Скажем, почему некоторые истории обрываются на полуслове (почти трагичный персонаж Гафта теряется на полфильма и в сущности справляет Новый год один) или стоит ли персонажу Светлакова повторять из фильма в фильм замечательную, но совсем не детскую фразу, которую он каждый раз применяет в экстремальной ситуации: «Девушка, когда вы злитесь, вы такая сексуальная»? Но мы этого делать не будем. Максимум зададим один вопрос: не стоит ли остановиться сейчас, пока «Ёлки» смотрятся хорошо? Как показывает жизнь, редко даже вторая часть бывает лучше первой. А тут уже третья.

Кино для детей: «Иван Царевич и Серый Волк 2»

Точнее, не кино, а анимационный фильм. Как и в первой части, во второй создатели тоже весьма вольно обошлись с традиционными русскими персонажами. Здесь внезапно оказывается, что Черномор никакой не злодей, вернее, злодей поневоле, когда надевает (как правило, случайно или не по своей воле) бороду. А без нее – натура вполне добрая и даже творческая, Отелло, к примеру, мечтает сыграть. Собственно, он и становится главным антагонистом второго фильма: царевна Василиса заскучала, обиделась на своего Ивана Царевича, вот и решил ее папа как-то исправить ситуацию – нанял в качестве похитителя подрабатывающего ныне клоуном Черномора, который должен был украсть Василису, да вот не судьба – борода некстати нашлась. Так что похищение вышло натуральным. Но, разумеется, как и во всех добрых сказках, Иван Царевич найдет Василису и спасет ее, по пути побывав с Серым Волком на луне.

«Иван Царевич и Серый Волк 2», к счастью, по-прежнему является хорошим анимационным фильмом, рассчитанным на детей. Конечно, заигрывания со взрослыми тоже есть, но если в первой части они были равномерно распределены по всей картине, то в этот раз создатели решили поступить иначе – дали в начале ударную дозу взрослых шуток, а потом свели их к минимуму. Шутки эти в основном отсылают к политике. Например, царь говорит про тридевятое царство: «У нас здесь не скучно, а стабильно». Через пять минут Иван Царевич твердит о том, что оборонную мощь надо налаживать, что стрелки надо переводить, чтобы меньше спать. Прямо противоположных, либеральных позиций придерживается Василиса. Как видим, все страну строят, и нет в той стране порядка. Что-то напоминает. Может, потому и хочется по привычке вместо «Иван Царевич» сказать «Иван Дурак».

Кино для родителей и старшего поколения: «Развод в большом городе»

Русские прокатчики, как часто бывает, смекнули и перевели название фильма не дословно (в оригинале было «Что знала Мейзи», картина – вольная интерпретация одноименного романа Генри Джеймса), а по сути придумали новую, куда более звучную табличку. Чтобы зритель повелся, держа подсознательно в уме «Секс в большом городе» или «Любовь в большом городе». Это тот случай, когда якобы остроумная шутка вызывает омерзение абсолютным отсутствием связи с предметом разговора.

В фильме действуют четыре фигуры: бывшие супруги Сюзанна (Джулиана Мур) и Бил (Стив Куган), их дочь Мейзи (Оната Эйприл) и их нынешние супруги Линкольн (Александр Скасгаард, сын знаменитого Стеллана Скарсгаарда) и Марго (Джоанна Вандерхам). Центральной фигурой всего фильма становится Мейзи (надо отдать должное режиссерам Скотту Макгехи и Дэвиду Сигелу, они сумели показать всю историю глазами ребенка: это видно, с одной стороны, и не видно, поскольку акцент на этом не делается), биологические отец и мать девочки не способны стать ей нормальными родителями. Их место занимают нынешние супруги. Как таковых действий в фильме нет, гораздо больше творческий тандем режиссеров интересует психологическая обрисовка героев. В сущности, всё движение в фильме происходит по кругу, каждый раз с новой стороны приоткрывая кого-то, но не до конца, подводных течений, как у Чехова, хватает.

Родителям Мейзи нет до нее дела: Бил – бизнесмен, он постоянно в разъездах, зарабатывает неплохие деньги, но для чего – не совсем понятно, ведь ни до кого ему дела нет. Не лучше и Сюзанна – рокерша, вечно разъезжающая со своей группой по гастролям. Надо заметить, то ли ее слава уже сходит на нет, то ли её и не было никогда, но гастроли в автобусе – это не только образ жизни, но и своего рода кабала, когда каждое отменённое выступление грозится влететь в копеечку. Понятно, что до дочери ей тоже дела нет. Вскоре после развода каждый из супругов обзаводится новым спутником жизни: Сюзанна находит простоватого, но добродушного бармена Линкольна, Бил женится на бывшей няне Мейзи – Марго. В сущности, няней она, теперь уже с Линкольном на пару, и остается.

Но центральная фигура фильма, понятное дело, сама Мейзи. Маленькая девочка, замечательно сыгранная Онатой Эйприл, выглядит именно так, как может и должен выглядеть ребенок ее возраста в подобной ситуации: чувствуется, что она очень многое вынуждена держать в себе, она привыкла, что когда родители забирают ее, чуть ли не выхватывая из рук Марго и Линкольна, они интересуются только тем, как их бывший супруг теперь поживает с новой пассией, да пересказывают свои проблемы. Между тем Мейзи сама же к родителям и бежит, только завидев. Однако до поры до времени...

Данный фильм показывает, конечно, нестандартную ситуацию, редко встречающуюся в жизни, но это ни капли не умаляет его художественных достоинств. Фильм недаром хвалили на Западе и хвалят в России. Стоит ли удивляться, что он провалился в прокате?