Новые репатрианты

Оценить
Израильские впечатления саратовской журналистки с израильским паспортом

Чтобы лучше узнать страну, нужно в ней пожить. Все туристические поездки хороши для отдыха. Можно полюбоваться архитектурными достопримечательностями или какими-нибудь природными памятниками. Походить по музеям. Но вряд ли в таких путешествиях поймешь, чем живет местное население. Какие у людей заботы, проблемы и радости.

Так получилось, что с недавних пор я имею двойное гражданство. Год назад мы с мужем стали гражданами Израиля. Не буду рассказывать, как мы его получали. Скажу лишь, что вся эта процедура проходила без лишней нервотрепки. Израильские паспорта мы получили уже в аэропорту. Затем нас бесплатно доставили к месту нашего проживания. Так началась наша жизнь новых репатриантов.

Прямо скажем, жизнь не самая легкая. И главная трудность – незнание языка. Нет, спросить дорогу, сделать заказ в кафе и прочие подобные мелочи затруднений не вызывали. Ведь, как пел Владимир Высоцкий, там – «на четверть бывший наш народ». Кроме того, большинство израильтян прекрасно владеют английским. Но в министерствах, банках и прочих подобных организациях, где нужны всякие подробности и точность ответов, нашего английского не хватало. И русскоговорящих почему-то там не найти. Такие же трудности часто возникали и поликлинике, где требовалось знать всевозможные медицинские термины.

Поликлиника

Не буду рассказывать о качестве израильской медицины. Не зря многие россияне предпочитают лечиться именно в этой стране. Конечно, если есть деньги. Для израильтян она вроде бы бесплатная. Хотя это не совсем так. Все жители этой страны застрахованы в системе обязательного медицинского страхования и платят взносы. Сумма взносов зависит от дохода. Есть и такие (например, солдаты срочной службы), кто взносов не платит. При этом все получают равный доступ к услугам здравоохранения.

Сознаюсь, у меня страх перед людьми в белых халатах. Это наша российская медицина постаралась. Врачам районных поликлиник, как правило, до тебя и дела нет. А в частных клиниках с тебя сдерут кругленькую сумму. При этом поставят кучу неизлечимых диагнозов и направят на дополнительные обследования. Лишь бы вытянуть из тебя как можно больше денег. В Израиле всё не так. Там назначают только те анализы, которые тебе необходимы.

Дело в том, что в израильской медицине действует система больничных касс, которые конкурируют между собой. Существует четыре таких кассы. И у гражданина всегда есть выбор. Он может перей­ти из одной кассы в другую (но не чаще, чем четыре раза в год). И ни одна касса не имеет права ему отказать в этом. Отчисляемые взносы поступают на счет выбранной кассы. И она уже оплачивает всё лечение. Понятно, что лишних денег на ненужные обследования никто тратить не будет. Но и пропустить какую-нибудь серьезную болезнь у пациента тоже накладно. Придется платить большую компенсацию пострадавшему.

Прием у всех врачей ведется по записи. Ты сам выбираешь себе врача. Неважно, в каком городе и поликлинике он принимает. Главное, чтобы он сотрудничал с твоей больничной кассой. Впрочем, всегда можно обратиться к любому специалисту (включая медицинских светил), не связанному с твоей больничной кассой. И заплатить свои деньги. Стоит такой прием в переводе на наши деньги от 8 до 10 тысяч рублей. И твоя больничная касса вернет тебе 80 процентов от затраченной суммы. Но делать это можно не чаще трех раз в год.

Самой большой проблемой для нас с мужем оказалась запись к врачам. Нет, в самой записи ничего сложного. Один звонок по телефону – очередь назначена. Но если в направлении к нужному тебе специалисту не стоит пометки «срочно», то своей очереди придется ждать не меньше месяца. А то и дольше. Например, к одному из лучших хирургов Израиля записываются за полтора года. Правда, если быть очень настойчивым, то можно добиться приема уже на следующий день. Только для этого нужно хорошо знать иврит и быть не просто настойчивым, а буквально навязчивым. Сильно и нудно надоедать медицинской сестре, ведущей запись. Иногда даже орать. И тогда тебя поставят на ближайшее время. Лишь бы избавиться от назойливого клиента. Многие израильтяне этим успешно пользуются. И не только в поликлинике.

Во время пребывания в Израиле мы постарались как можно больше времени уделить своему здоровью. Поэтому в медицинских учреждениях бывали часто. И несмотря на предварительную запись и электронные очереди в регистратуру проводили у врачебных кабинетов много времени. Потому удалось понаблюдать за пациентами.

Вот религиозный еврей идет сдавать анализы. Надо отметить, что для подобных процедур врач заранее выдает пластиковые баночки. Для каждого анализа свою. Очень удобно. А для сбора кала выдается еще специальная палочка и подробная инструкция в картинках. И нарисованы эти картинки на мягкой бумаге, которая вполне сойдет за туалетную. Но я отвлеклась. Этот самый еврей с анализами важно вышагивал по коридору. Белая рубашка выбилась из брюк. Шнурки ботинок развязаны. Того и гляди наступит на них и упадет. В руке у него полная баночка только что собранного анализа. Как говорится, всклень. Отставив руку, он с гордостью и восхищением рассматривает содержимое посудины. Кстати, собрать такой анализ прямо в поликлинике нетрудно. Туалетов для этого достаточно. Причем очень чистых. И моют их каждый час. И бумага там присутствует всегда.

Отдых

Большинство израильтян старается следить за своим здоровьем. По утрам в парках столько бегунов, что просто удивляешься, как они не сталкиваются друг с другом. Бегают люди разных возрастов и комплекций. Бегают компаниями и поодиночке. У многих на предплечье закреплены какие-то приборчики. Видимо, измеряют пульс и давление. Впрочем, бегают израильтяне не только по утрам. В какое бы время мы ни попали на пляж (даже в самый солнцепек), там обязательно встретится несколько десятков любителей бега.

А вот плавают в море коренные израильтяне исключительно летом, с мая по сентябрь. Выходцев из России я не считаю. Эти купаются в любое время года. Оно и понятно. Октябрь. Температура воздуха +30 градусов, воды +25. Заходишь в море, а вокруг сплошная русская речь. Неоднократно интересовалась, почему местные жители в такую жару не купаются. Ответ один: «Нельзя, на календаре зима». По этой же причине израильские женщины в жаркие октябрьские дни носят сапоги. Идет по залитой солнцем улице модница в легком сарафанчике, а на ногах высокие кожаные, иногда с меховой опушкой сапоги.

Но я хотела рассказать об отдыхе. Летом, понятно, море. А зимой израильтяне выезжают на выходные дни в лес. Лес, конечно, с нашим сравнивать нельзя. Среди редких, чаще всего посаженных деревьев стоят столики с лавками. Разные компании жарят шашлык на стационарных мангалах. Дорога заасфальтирована. Оборудованы стоянки для машин. Никакого мусора. И на каждом шагу урны. Но лесом назвать это можно с большим трудом. И вдоль дороги натыканы памятники, напоминающие надгробия. По простоте душевной я, увидев первый такой памятник, подумала, что здесь кто-то погиб в автомобильной аварии. Но оказалось, на этих памятниках увековечены имена людей, давших деньги на посадку всех этих деревьев. Отдыхать в таком лесу мне не очень хотелось.

Но моя сестра, организовавшая эту прогулку, успокоила нас. «Тут есть неплохое местечко», – заявила она. Пришлось довериться. Скоро хорошая дорога закончилась. Машина стала подпрыгивать на кочках. Для Израиля это совершенно непривычно. Но зато мы оказались в настоящем лесу. И народу рядом никого. Костер, шашлык – всё это было позже. А сначала мы отправились за грибами. Конечно, не верилось, что в лесу под Иерусалимом можно найти какие-нибудь приличные грибы. Оказалось, что я не права. Сначала стали попадаться маслята. А когда под кипарисом обнаружилось целое семейство рыжиков, мое отношение к израильскому лесу изменилось в лучшую сторону.

А еще один-два раза в год израильтяне обязательно едут куда-нибудь за границу. Чаще всего в Европу. Благо виз им не нужно. Правда, по зарубежным странам путешествуют в основном люди, имеющие работу. А если ты, например, российский пенсионер и живешь в Израиле на пособие, то вряд ли сможешь найти деньги на подобные путешествия. Зато для таких людей организовывают бесплатные концерты. Причем очень неплохие.

Бесплатный концерт

В небольшом городке Рамат Гане недалеко от Тель-Авива два раза в месяц устраивают концерты для русскоязычной публики. На данное мероприятие желательно приходить заранее. Зал на 300 мест очень быстро заполняется. Те, кто приходит первыми, занимают целые ряды для своих знакомых. А те, кому места не хватило, терпеливо ждут в проходе. Но вот на сцену выходит ведущая и объявляет о начале концерта. Прежде всего, она предлагает стоящим занять все свободные места. Держать места для опоздавших запрещено. Но таковых практически не оказалось. Несколько человек сумели занять свободные кресла. Остальные устраивались как могли. Одна шустрая бабушка достала заранее приготовленную газетку. Аккуратно постелила ее и уселась прямо на ступеньках. Многие последовали ее примеру. Один мужчина умудрился даже прилечь на ступеньках и блаженно вытянул ноги. Кто-то уселся прямо на краю сцены.

Концерт начался. Флейтист, пианист и вокальный квартет из Польши попеременно сменяли друг друга на сцене. Все лауреаты разнообразных международных конкурсов. Неплохой концерт. Но я хочу рассказать не о музыкантах, а о публике. Центральное место в первом ряду занимала очень пожилая пара. Импозантный старик в очках и его супруга. Волосы на голове бабушки выкрашены в ярко-рыжий цвет. На голове соломенная шляпка. Губы подкрашены. Во время исполнения произведений Моцарта старушка прикорнула на плече у своего мужа. Проснулась, лишь когда заиграла веселая ритмичная музыка. И дед стал подергивать плечами в такт. Надо сказать, что не один этот старик так реагировал на музыку. В зале многие притоптывали, прихлопывали и размахивали руками. Женщина, стоящая у самого входа, вообще пустилась в пляс.

Но были на концерте и те, кто попал туда явно случайно. Сидящая рядом со мной женщина периодически зевала. А одна семейная пара решила во время концерта перекусить. Достали бутерброды и с удовольствием жевали их, запивая колой. Среди взрослой публики затесались и двое детей. Мальчики лет десяти. Видимо, родители решили приобщить своих чад к прекрасному. Оба ребенка явно скучали. Один пытался снимать происходящее на айпад. Потом это занятие ему надоело. Он нашел какую-то стрелялку и занялся более интересным для него делом. Но его попытки увильнуть от просмотра концерта были пресечены отцом, отобравшим игрушку. Другой мальчишка питался изобразить из себя меломана. Однако хватило его минут на десять. Затем он стал зевать и потягиваться. Кончилось тем, что он достал из кармана 3D-очки и стал через них разглядывать публику. Но подавляющему большинству зрителей концерт понравился.

Выборы

Как гражданке Израиля удалось мне поучаствовать в выборах. Выбирали мэра поселка, где мы жили у родственников мужа. Вроде всё как у нас. Предвыборные обещания, концерты для избирателей прямо перед мэрией, плакаты. Но все кандидаты и партии в равных условиях. И не похоже, чтобы были какие-то карусели и вбросы. Нам заранее прислали карточки избирателя. И в день голосования, захватив эту карточку и израильский паспорт, я отправилась на избирательный участок. Он, кстати сказать, находился в школе.

Был обычный рабочий день. Занятия в школе никто не отменял. Правда, вход в избирательный участок был отдельный. У входных дверей толпились сторонники различных партий и кандидатов. Никто не мешал проводить им агитацию. Кто-то раздавал воздушные шарики, кто-то просто показывал на буквы своего кандидата. Я забыла сказать, что имена всех кандидатов были зашифрованы под определенными буквами. Эти буквы были указаны на всех предвыборных плакатах. И избиратель должен был их запомнить заранее.

В комнату, где сидела избирательная комиссия и наблюдатели, пускали только по одному избирателю. Даже муж с женой не могли войти вместе. Оказавшись один на один с избирательной комиссией, я показала свой паспорт и отдала карточку. Отметив мою явку в своем списке, председатель выдал мне два конверта – белый и желтый. И показал рукой в центр зала. Там стояла голубая ширма. Я зашла за нее и увидела столик. На нем были разложены белые и желтые карточки с буквами кандидатов. Белая – за мэра, желтая – за партию. Или наоборот. Не помню. Главное, надо было не перепутать. Положить белую карточку в белый конверт, а желтую – в желтый. И после этого конверты по одному опустить в урну. Вместе они не пролезали.

Скажу честно, мне было все равно, за кого голосовать. Я не знала ни партий, ни кандидатов. И пошла на эти выборы ради чистого любопытства. Чтобы сравнить их с нашими. Поэтому я предварительно спросила совета у родственника, у которого была прописана. В конце концов, ему жить в этом поселке, а не мне.