Музыкальный энтузиаст

Оценить
Он любил одеваться «артистически»...

«В садике наискосок «Липок» толпа любителей, в поздние сумерки, подковой окружив эстраду, слушала поредевший после войны симфонический оркестрик и наблюдала за извивами дирижера – городской знаменитости, прямоволосой, как Лист, и черно-синей, как Паганини». Городская знаменитость, описанная Константином Фединым в романе «Необыкновенное лето», – Григорий Кондратьевич Ершов.

Он родился 14 ноября 1881 года в селе Крутец Малиновской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. В 1890 семья переехала в Саратов и поселилась в одном из беднейших городских районов – в Глебучевом овраге. В первый день приезда девятилетний мальчик услышал игру духового оркестра и весь день как зачарованный ходил за музыкантами... А потом понял, что не знает, где находится его дом, начал плакать и попал в полицию, откуда его только утром забрали родители.

Осенью Григорий был принят в трёхклассное городское училище. После его окончания в 1894 году был отдан на пять лет на воспитание музыкантам Балашовского резервного батальона, квартировавшего в Саратове. Через пять месяцев уже научился играть на валторне и подрабатывал на катке и танцах. Для заработка переписывал ноты, спал по три-четыре часа в сутки. Ему приходилось помогать семье, где подрастали два младших брата: Иван и Петр, которые чуть позднее тоже выберут для себя творческие профессии художника и скульптора.

В автобиографии Ершов абсолютно точно зафиксировал время, лето 1896 года, когда он услышал звуки скрипки и «сразу полюбил её больше всех других инструментов». Играть учился сам, до крови натирая пальцы левой руки. В 1905 году был принят в музыкальную школу по классу скрипки профессора Ярослава Гаека и успешно занимался там до 1910 года. Талантливого юношу собирались отправить стажироваться в Париж, но он переболел малярией, которая привела к атрофии мышц левой руки, и Григорий два года не мог взять скрипку в руки.

С 1910-го по ноябрь 1914-го Григорий Ершов играл в симфоническом оркестре при Коммерческом собрании. В 1918-м организовал симфонический оркестр Саратовского Губисполкома и Губвоенкомата и до 1923 года был дирижёром этого оркестра. С 1922-го по 1926 год преподавал по классу скрипки и альта в консерватории и музыкальном училище. Параллельно Григорий Кондратьевич с поразительной неутомимостью занимался общественной работой. Сухое перечисление сделанного этим человеком приводит в изумление.

Самодеятельный оркестр на гвоздильном заводе «Новая Этна», детская музыкальная студия в трамвайном парке, духовые и симфонические оркестры, хоры из людей самых разных возрастов, детские музыкальные студии... Саратов, Энгельс, Ртищево, Турки... Завод «Новая Этна», трамвайный парк, ремонтный завод РУЖД, медицинский институт, ремесленные училища, школы ФЗО, госпитали в годы Великой Отечественной войны... С 1926 года возглавлял музыкальную часть драматического театра имени Карла Маркса, некоторые из актёров старшего поколения вспоминают, как охотно он занимался с молодежью, пришедшей в театр из театрального училища. В театральном училище, к слову, работала жена Ершова – Клавдия Гавриловна.

С годами сходство с Паганини музыкант потерял, а вот на постаревшего Листа был по-прежнему похож. Тем более что любил одеваться «артистически»: бархатная куртка и бант вместо галстука.

В 1961 году Григорию Кондратьевичу исполнилось 80 лет. В его архиве сохранилось огромное количество поздравительных официальных телеграмм и тёплых слов, адресованных ему семьями музыкантов Кнушевицких, Гохманов, актёром Борисом Андреевым и баянистом Иваном Паницким, другими его многочисленными учениками и поклонниками. Среди учеников Ершова – Роман Тихомиров, музыкант, кинорежиссер и сценарист, работавший на «Мосфильме» и «Ленфильме», снявший фильм-оперу «Евгений Онегин» и в течение нескольких лет работавший главным режиссером Ленинградского театра оперы и балета. Ершов первым заметил талант Юрия Симонова и поставил за дирижёрский пульт двенадцатилетнего мальчика, ставшего теперь известным в России и за рубежом дирижёром.

Не стало Григория Кондратьевича Ершова в конце августа 1962 года.