Министр Пожаров, Алла Пугачева и «Интерны»

Оценить
Общественники задумались о влиянии дурных примеров на молодежь

Как уберечь подрастающее поколение от беды, как правильно воспитывать молодежь – об этом размышляли в областной общественной палате на минувшей неделе. Называли конкретные примеры дурного влияния: областной министр экономического развития Владимир Пожаров, Алла Пугачева и сериал «Интерны». Не забывали и о положительных примерах: таковыми были президент Беларуси и, конечно же, сами члены палаты.

Стремление к тревожной кнопке

23 октября общественники вместе с представителями министерства образования и городского комитета по образованию, Роспотребнадзора, полиции и прокуратуры обсудили безопасность детей в образовательных учреждениях, после чего присутствующие наполнились стремлением установить тревожную кнопку в каждой отдаленной школе нашей области.

Заместитель министра образования Саратовской области Наталья Обрежа сообщила, что из 923 школ, гимназий и лицеев оснащены кнопками тревоги только 309 (33,5 %), а из 985 детских садов – 345 (37 %). Системами видеонаблюдения оборудованы 254 школы (27 %) и 243 детских сада (24 %), ограждение территории имеют 762 школы (82 %) и 894 детских сада (90,8 %). Все учреждения обеспечены физической охраной. Из бюджетов муниципалитетов на цели безопасности детей были предусмотрены более 300 млн рублей. При этом физическая охрана оплачивается из попечительского фонда – средств родителей.

– Ну, ясно. Я так понял, что физика – физическая охрана – у нас 100 %, а тревожная кнопка – около 30 %, – подчеркнул ведущий заседание председатель комиссии по проблемам безопасности, взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и противодействию коррупции общественной палаты Владимир Незнамов. – Понимаете, физическая охрана-то дорогая, а кнопка тревожная три тысячи стоит.

– Для муниципальных образований это тоже деньги, – ответила заместитель министра.

– Но на физическую охрану-то они находят тысяч 30, а на кнопку не находят.

– Во-первых, это ж не просто установить кнопку как таковую, а обеспечить беспрерывную связь, – заметила Обрежа. – Нужно провести техническую экспертизу, выявить технические возможности, установить связь. У нас есть отдаленные сельские учреждения, которым для того, чтобы установить связь, нужно несколько десятков километров тянуть провода.

Заместитель комитета по образованию города Саратова Владимир Еременко доложил, что профессиональная физическая охрана присутствует только на 40 % – в 122 учреждениях города. Это вневедомственная охрана, ЧОПы, которые имеют лицензии, и группы быстрого реагирования связаны со школами теми самыми тревожными кнопками. «Но в основном, конечно, охраняют наши бабушки и дедушки», – признался Еременко.

О квалификации такой охраны высказалась старший инспектор по делам несовершеннолетних городского управления МВД Нэлли Марченко. С началом учебного года в школах произошел ряд ночных краж. И дедушки-сторожа, и бабушки-вахтерши не знали, как им действовать, не смогли вовремя вызвать полицию.

Владимир Незнамов настаивал на том, что тревожная кнопка обязательно должна быть: «Бабушка ее нажмет – кто-нибудь обязательно приедет». Наталья Обрежа снова напомнила о деньгах. Проложить кабель до ближайшего райцентра (в эпоху мобильной и стационарной связи), ежемесячно оплачивать охранные услуги и в случае ЧП ждать, пока – по российским-то дорогам – приедет группа быстрого реагирования... Это не очень-то подходит деревенской школе с 20–30 учениками.

Председательствующего заинтересовало правовое поле безопасности детских учреждений. Заместитель министра пояснила, что закон об образовании обязывает обеспечить жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса. Руководитель учебного заведения и родители сами решают, как обеспечить охрану. Общественники пожелали обратиться в областную думу, чтобы были внесены уточнения, какими именно мерами нужно организовывать безопасность детей.

– Провокационный вопрос (не знаю, есть ли тут пресса или нет): если бы я зашел с улицы и спросил, всё ли у нас нормально в образовательных учреждениях, какую общую оценку вы бы дали? – обращался под вспышки фотокамер Владимир Незнамов к замминистра областного министерства образования.

– Оценку своей работе давать некорректно, пусть дадут члены прокуратуры, МВД, минздрава.

– А как мать?

– Я ведь уже сказала... – отвечала Наталья Обрежа и начинала снова называть цифры, номера постановлений...

После отчета представителей прокуратуры и полиции о том, что их ведомства неустанно заботятся о безопасности детей, но всё же редкие нарушения порядка имеют место быть, Владимир Незнамов привел в пример президента Беларуси: «Например, Лукашенко возит своих министров в тюрьму на экскурсию (а потом еще даже сажает). И если сотрудник полиции объяснит, что снял шапку – это называется «грабеж», а не «пошутил», то это отделит детскую шалость от преступления».

Светлана Мартынова вспомнила личную обиду. Год назад она, представившись членом общественной палаты, не была допущена на территорию энгельсского детского сада. Но забор находился в таком «великолепном состоянии», что зайти во двор было не сложно. «А там дети, которые за мячиком выходят на улицу. О какой безопасности можно говорить, если ты сдал ребенка, а он может спокойно выйти, и зайти может любой человек?! – возмущалась Мартынова. – Если бы я была просто прохожей, но я пришла как член общественной палаты и задала конкретный вопрос. Я не поленюсь и поеду посмотреть, в каком состоянии находится забор. А извините, у нас еще и педофилия есть. Как мы с этим боремся, если даже забор не починили?!»

Завершили заседание ностальгией по тем временам, когда, помимо услуг по образованию, школа еще и воспитывала. «А сейчас лекции прочитал – и всё».

Тоска по лошади, убитой каплей никотина

В четверг, 24 октября, общественная палата провела круглый стол в здании областной универсальной библиотеки. На этот раз думали, как уберечь население, и в особенности подрастающее поколение, от алкоголизма и наркомании.

Руководитель региональной общественной организации трезвости и здоровья, организатор круглого стола Наталья Королькова поделилась мрачным сценарием будущего. Она заметила, что сейчас у мусульман рождается в среднем 2,5 человека на семью, а у христиан не часто больше одного.

«Мы уменьшаемся, сжимаемся, – сказала общественница. – И на этом фоне еще нужно поднимать вопрос о здоровье рожденного населения. Эмбрионально-алкогольный синдром диагностируется у каждого десятого малыша. Это катастрофа! Проще принимать антитабачный и антиалкогольный законы, но это не поможет переломить ситуацию. Нельзя говорить об этом с ухмылкой. Если мы не будем заниматься профилактикой и просвещением, ни один запретительный закон не сработает. А если мы вообще ничего не будем делать, то мы получим тотальное вымирание нашей страны, и к концу 21-го века от славянского населения на территории России ничего не останется. Многим выгодно освободить такую большую территорию. Для этого нужно только одно оружие – нравственное разложение населения».

В ответ на это заявление Корольковой ее коллега Юрий Виткин возразил: «Наталья Александровна, при всем уважении к вашей деятельности тут я не согласен с вами. Вы сказали, что какие-то внешние силы пытаются сбагрить наш народ, для того чтобы захватить наши земли. Мы пытаемся сравнивать себя с индейцами, которых спаивали огненной водой, чтобы выселить их со своих территорий. Мы все время пытаемся найти себе какого-то внешнего врага. Нужно искать проблемы внутри».

Пример пагубности отсутствия подобной идеи привел Владимир Незнамов. Его раздражает, что в популярных молодежных сериалах «Интерны» и «Универ» молодые люди беспрестанно курят, а один из героев постарше – любитель коньячка. Он поделился воспоминаниями: «Я с детства помню ролик, который врезался мне в память на всю жизнь: лошадь, которая затянулась сигаретой и упала в обморок. «Капля никотина убивает лошадь». Для ребенка такая реклама – самое то». Член палаты считает необходимым воспитывать подрастающее поколение на любви к спорту: «Надо сделать так, чтобы ребенок, занимающийся спортом в школе, не был лохом, белой вороной». Присутствующие приняли с аплодисментами его заявление о том, что он подает личный пример своим детям и потому они тоже не курят и не пьют.

Заместитель министра образования Наталья Мазина сообщила, что за 9 месяцев текущего года от алкоголизма умерло два жителя области, тогда как в прошлом 12 человек. Эти цифры вызвали сомнение у председателя общественной палаты Александра Ландо, он попросил замминистра «не обольщаться»: «Они (психоактивные вещества. – Прим. авт.) ведь травят организм, следовательно, вызывают ряд расстройств и заболеваний. В таком случае давайте смотреть раннюю смертность. Я сомневаюсь, что какой-то наркоман смог прожить до 90 лет».

Также Ландо не понравились положительные отзывы Мазиной об активной работе центров здоровья: «Наталья Васильевна, вот давайте не будем обращаться в эти центры. Служба Саухина ими занималась: оказалось, что это дутые центры, есть только на бумаге. По два человека в день проверят, а пишут, что сто». Замминистра с ним не согласилась. Она рассказала про особую комиссию в их министерстве, заседания которой практически не пропускает губернатор Валерий Радаев. В завершение Наталья Мазина сказала: «Здравоохранение не может работать в одиночестве. От вас, присутствующих, я хотела бы услышать: а что нужно дополнительно сделать?»

Правда, чуть позже Наталья Королькова заметила: «Хочу сказать, и пусть не обижаются на меня члены правительства, что созданный несколько лет назад координационный совет по здоровому образу жизни при губернаторе ни разу не собирался. Ни разу! Надеюсь, что если наш сегодняшний круглый стол поможет собрать хотя бы один раз этот координационный совет, то, может быть, мы что-нибудь изменим? А то у нас личный пример сейчас – господин Пожаров, который всей области заявляет о том, что нужно продвигать местный алкогольный бренд! Да пусть они его продвигают сами, при чем тут правительство, которое должно не бренд алкогольный продвигать, а здоровый образ жизни?!»

Ее поддержала Светлана Мартынова, которая задала представителю министерства образования вопрос: «А что такого делается, чтобы мы смогли дать какие-то рекомендации?» Тут круг замкнулся... Общественница вспомнила свое детство, когда она посещала спортивные мероприятия, пела строевые песни, раз в месяц с классом мыла школу. Многое исходило и от семьи. Времена изменились. Сейчас в пример показывают семью Аллы Пугачевой: «Мало того что это разница в возрасте – раз, суррогатное материнство – два. Ну не по-христиански это!» По мнению Мартыновой, полная загруженность детей будет лучшей профилактикой от наркомании и алкоголизма.

Член общества анонимных наркоманов возразил и рассказал о себе: «Я находился под тотальным контролем своей семьи. Не помогло, представляете. Дошел до дна».

Заместитель начальника управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области Эдуард Аблязов сообщил о том, что с нового года будет внедрена система раннего выявления употребления наркотиков. Анкетирование будет проводить областное министерство образования. В прошлом году уже проверили 300 школьников и студентов, этом году 400. Выявлен всего один потребитель наркотиков.

Общественницу Ольгу Пицунову заинтересовало, насколько будут ущемлены права тех детей, о которых выяснится, что они употребляют психоактивные вещества. Аблязов ответил, что тестирование будет проводиться на добровольной основе. «Никаких прав тестирование не лишает. Давайте начнем с себя, нужно показывать пример. Я, как директор института законотворчества, сдам тест первый!» – сделал официальное заявление Александр Ландо.

Другой член анонимного общества пожаловался на то, что о них не знает общественность: «Мы обращаемся во все рекламные агентства, говорим о статье 10-й – бесплатной социальной рекламе. Реакция такая: наркомания – это что-то плохое, с этим лучше не связываться». На это журналист издания «Глас народа» сообщила, что областным министерством информации были выданы гранты десяткам СМИ на распространение бесплатной социальной рекламы. Александр Ландо поддержал: «ГТРК «Саратов», ТВЦ, например, выиграли достаточно приличные суммы денег, наша задача – заставить запустить социальные ролики в СМИ. Они ж не любой ролик туда пустят, а только тот, который хорошо сделан».

После двухчасовой дискуссии было принято решение обратиться во все инстанции, которые тем или иным способом могут повлиять на пропаганду здорового образа жизни, с предложением активизировать свою работу и вести борьбу с этим злом единым фронтом.