Бюджетно-водочные страдания

Оценить
Областное правительство предостерегли от излишней активности

Продвижение местной алкогольной продукции, развитие потребительской кооперации и расширение сельской торговли – вот что волновало межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка Саратовской области на минувшей неделе. Причем алкогольная тема тревожила экспертов особенно. В очередной раз было сказано, что из-за левой водки, активно продающейся с саратовских прилавков, сильно страдает региональный бюджет. Целый миллиард проходит мимо казны.

Чужая, не своя

«Употребляют» жители Саратовской области крепко. В результате подсчётов проданного за прошлый год алкоголя получилось, что на каждого жителя региона приходится по 10 литров крепких алкогольных напитков и почти по 30 литров пива. То есть примерно по литру водки и по 2,5 литра пива на человека в месяц. Как показывает анализ структуры реализации алкогольной продукции, из крепкого алкоголя чаще всего покупается водка. Но, как уточнила основная докладчица по алкогольному вопросу первый замминистра экономики области Юлия Винокурова, продаётся в Саратовской области преимущественно водка чужая, в частности казахстанская, да ещё и нелегальная и нелегально, то есть без акцизных марок и без соответствующей лицензии на продажу.

На долю местной алкогольной продукции приходится всего несколько процентов. Доведение этой доли хотя бы до 50 процентов, по словам Винокуровой, позволит обеспечить пополнение регионального бюджета более чем на 600 миллионов рублей в год. По словам чиновницы, перевес возник потому, что в Казахстане стоимость водки в три раза ниже, чем в среднем по России: у нас средняя цена 170 рублей за 0,5 литра, а водка соседей стоит 50–60 рублей за тот же объём. «Условия неравной конкуренции вызывают сокращение в области лицензированных торговых точек, как следствие – рабочих мест и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней», – говорит Винокурова.

Попытки выровнять ситуацию областное правительство предпринимает начиная с июля. На территории региона реализуется «план мероприятий по продвижению ликёро-водочной продукции местного производства на внутренний потребительский рынок». Он включает, например, работу по выявлению и ликвидации мест несанкционированной торговли алкоголем. С начала 2013 года было проведено 756 рейдов, в ходе которых выявлено 175 несанкционированных торговых точек. Только за сентябрь было изъято из продажи 4,2 тысячи бутылок со спиртосодержащими жидкостями, почти 3 тысячи из них произведены в Казахстане, остальное – местный суррогат.

Способствовать продажам местной винно-водочной продукции поручено муниципалитетам. Именно их головной болью сделана задача сократить долю нелегальной водки на местных рынках и насытить их собственной (т. е. областной) алкогольной продукцией.

УФАС: полегче на поворотах

Узду на областных чиновников с их планом продвижения местного алкоголя и вытеснения «чужого» попыталась накинуть представительница антимонопольной службы. Начальник отдела контроля товарных рынков регионального управления ФАС Ольга Евсеева заявила, что недопустима сама постановка вопроса о продвижении конкретных товаропроизводителей (в данном случае местных) на какие бы то ни было рынки (в данном случае ликеро-водочный Саратовской области). По словам Евсеевой, такой подход является прямым нарушением антимонопольного законодательства в целом и закона о защите конкуренции в частности. Более того, попытка регионального правительства повлиять на структуру рынка с помощью предоставления каких-либо преимуществ местным производителям будет расцениваться как целенаправленное нарушение действующего законодательства.

Министр экономики области Владимир Пожаров поспорил с представительницей регионального УФАС, обратив её внимание на то, что в других регионах местная продукция давно продвигается на внутренних рынках и что в некоторых субъектах РФ до 80 процентов рынка занимает алкоголь местного производства. И областному правительству некуда деваться. Чтобы не допустить потерь отчислений в региональный бюджет, нужно продвигать местную продукцию на рынок и пресекать оборот контрафактной продукции.

Магазины работают, колбаса продаётся

Розничный товарооборот системы потребительской кооперации за 9 месяцев текущего года составил более миллиарда рублей. Председатель правления регионального союза потребительских обществ Владимир Осипов рассказал членам комиссии, что система потребительской кооперации сегодня – это 257 действующих магазинов, 208 из которых находятся в сельских поселениях. При этом 132 магазина расположены в отдаленных и труднодоступных посёлках с численностью менее 300 человек. Основной объём товарооборота приходится на магазины, доля предприятий общепита – около 10 процентов. С начала года населению в магазинах потребкооперации было продано 6,2 тыс. тонн хлебобулочных изделий, 803 тонны картофеля, 1,1 тыс. тонны овощей, 1,3 тыс. тонн мяса. Торговля эта лучше всего развивается в сёлах Федоровского, Энгельсского, Аткарского, Советского, Екатериновского, Турковского, Романовского и Алгайского районов.