«Телепортация в воздушное пространство»

Оценить
Аэропорт-гармошка: мысли уже есть – денег не хватает

В Саратовской областной думе в минувший вторник обсуждали архитектурный вид нового аэровокзала на территории нового аэропорта и другие амбициозные проекты, которые сделают жизнь нашего региона лучше.

Центральные места в зале заседаний областной думы занимали её спикер Владимир Капкаев и председатель общественной палаты области Александр Ландо. Александр Соломонович в своей фирменной манере расстреливал докладчиков бесконечными очередями вопросов. Отвечая на них, один из выступавших – заместитель председателя областного правительства Юрий Моисеев – даже перешёл на повышенные тона.

В поле – с нуля

О строительстве нового аэровокзала в Сабуровке местные чиновники говорят уже давно. Как пояснил собравшимся куратор проекта Юрий Моисеев, новый

аэропорт будет рассчитан на международные перевозки и сможет принимать все виды воздушных судов, в том числе и такие большие, как Боинг-747, но с «ограничениями». По словам Моисеева, это первый в истории современной России проект подобного уровня, реализация которого началась в чистом поле «с нуля». Сейчас идет закладка щебня и бетона – предполагается, что в 2015 году уже будет готов аэродром, а в сентябре 2017 года планируется сдать аэропортовый комплекс. Площадь пассажирского терминала составит 25 тысяч кв. м, пропускная способность – один миллион человек в год. Терминал будет оснащён пятью контактными выходами на посадку с возможностью гибкого использования. В новом аэровокзале найдётся место и магазинам беспошлинной торговли.

Узнав о том, что расчётами пассажиропотока занималась голландская фирма, председатель общественной палаты Ландо поинтересовался: неужели подобные работы не могут выполнить российские компании? В ответ Моисеев рассказал, что отечественные фирмы предлагали исполнить заказ в духе «какой вам нужен пассажиропоток, такой и напишем». «Вот он – подход», – заключил Моисеев. По его словам, из-за такого подхода Росавиация и не принимает работы российских компаний на веру.

Портал в воздушное пространство

Большое внимание на обсуждении было уделено облику будущего аэропорта: выяснилось, что существует два разных архитектурных проекта.

Первый – максимально простой, ясный, экономичный и эффектный. Он сделает новый аэровокзал города похожим на строящийся сейчас аэропортовый комплекс в Ростове-на-Дону. Присутствующим показали фотографии, и представитель проектировщика сравнил это современное чудо с «воздушными воротами» и «порталом, телепортирующим пассажиров в воздушное пространство».

Второй проект поражал воображение ещё больше – здесь внешний вид комплекса был выполнен в образе «динамичной волны», состоящей из множества вертикальных панелей. Как сообщил непростым слушателям представитель проектной организации, этот образ был навеян волжской волной, ветром, солнцем (Саратов, по его мнению, город с большим количеством солнечных дней) и светотенью. Внутри здания аэропорта запланировано организовать зелёные зоны с настоящими деревьями, где пассажиры смогут отдыхать в ожидании рейса. По словам докладчика, авторы проекта считают, что спланированный ими аэропорт будет похож на «неофициальный символ» города – саратовскую гармошку.

Но второе решение архитектурного облика обойдётся, оказывается, дороже и на стадии строительства, и в обслуживании. Хотя зачем считать чужие деньги? Спикер напомнил, что аэропорт будет строиться за счёт средств инвестора (власти надеются, что в этой роли выступит компания Виктора Вексельберга «Ренова». – Прим. авт.), поэтому цена его возведения – не самый главный вопрос. По словам Владимира Капкаева, наиболее подходящий вариант строения должен быть выбран в течение недели.

Проект Б
Проект Б

Если сам аэропорт строится на деньги инвестора, то взлётно-посадочная полоса – на федеральные средства, а необходимая дорожная и коммунальная инфраструктура прокладывается за счёт областного бюджета. Но уже на сегодняшней стадии обсуждения выяснилось, что с областными деньгами всё не так просто. Заместителю председателя саратовского правительства Моисееву сейчас требуются 90 миллионов рублей на проектирование южного подхода к аэропорту. Но вряд ли он их получит. «90 миллионов, к сожалению, в нынешних условиях для нашего бюджета достаточно крупная сумма, надо глубоко понимать, на что мы эти деньги израсходуем», – сказал позже журналистам спикер областного собрания Владимир Капкаев и пояснил, что Моисееву придётся предоставить дополнительные аргументы важности строительства этого подхода.

Все эти проекты были представлены на 12-м международном инвестиционном форуме «Сочи-2013». Кроме строительства нового аэропорта в селе Сабуровка, Саратовская область представляла свои планы на реконструкцию производственных мощностей цементного завода в городе Вольске, на перепрофилирование комбината по уничтожению химического оружия в посёлке Горный, на создание туристического комплекса в Хвалынском районе.

Саратовский областной мышьяк

Министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский кратко напомнил собравшимся историю с уничтожением химоружия в поселке Горный. Здесь был построен первый в России завод для этих нужд, создана социальная инфраструктура закрытого городского округа «Михайловский» (с детским садом, поликлиникой, жилыми домами). В 2005 году первый этап уничтожения был завершен. На этапе уничтожения последствий уничтожения химического оружия саратовским учёным удалось найти способ переработки отходов в сырьё, которое может быть использовано «на острие технического прогресса». Речь идёт о выработке высокочистого оксида мышьяка, применяемого в производстве твердотельных лазеров, сверхскоростных интегральных схем, сверхъярких светодиодов, высокоэффективных солнечных батарей и специальных видов стекла. Как считает министр, реализация данного проекта будет одним из шагов к восстановлению отечественной радиоэлектронной промышленности, по которой в своё время был нанесён сильный удар. Общий объём инвестиций в проект оценивается в 1,1 млрд рублей, срок окупаемости вложений – 3,5 года, срок реализации проекта – с 2013-го по 2015 год. Инвестором видят всё ту же «Ренову». Как отметили в облминпроме, в дальнейшем новое производство может привести к созданию на базе Горного научно-технического центра России по проблеме химии мышьяка.

Цементная атмосфера

Третьей презентацией стал проект реконструкции цементного завода в Вольске. Его представил заместитель генерального директора ОАО «Вольскцемент» Вячеслав Лепаев. Сейчас завод принадлежит международному концерну Holcim, а вообще ведет свою историю еще с 1897 года. В августе 2012 года было принято решение о модернизации завода, в результате которой, например, из пяти существующих старых печей будет оставлена лишь одна. В конечном итоге сократится потребление заводом тепловой и электрической энергии, воды и газа, увеличатся налоговые поступления в бюджет и значительно уменьшится выброс вредных веществ в атмосферу. «Все мы знаем проблему Вольска, когда пейзаж частенько затуманивался – и сейчас такое бывает – пылевыбросами», – сказал Лепаев. По его словам, ранее на производстве уже была произведена модернизация всех пылеулавливающих устройств, что снизило выбросы до существующих ныне значений. Новая модернизация подразумевает снижение выбросов ещё в несколько раз. На реализацию проекта планируется потратить 350 млн евро, основные работы будут проведены в 2014–2016 годах.

Как заметила представительница администрации Вольского района, данный проект – «большое благо для Вольска», так как «высокая запылённость местной атмосферы способствует развитию болезней органов дыхания, повышенной аллергизации и высокой онкологической заболеваемости жителей». А в последнее время появились жалобы и от автолюбителей: за ночь заводская пыль оседает на автомобилях, а после дождя образует на них некое подобие цементного панциря. Кроме того, добыча сырья для завода осуществляется взрывным методом, что разрушает окрестный жилой фонд.

Курорт регионального значения

Проект туристического комплекса в Хвалынском районе включает в себя развлекательную и спортивную составляющую, туристские деревни и гостиничный комплекс. Презентацию проводила заместитель министра молодёжной политики, спорта и туризма Саратовской области Ирина Шатылко. По словам чиновницы, на сегодняшний день Саратовская область находится на 5–7-й позиции в Приволжском федеральном округе по росту внутреннего туристского потока. В качестве места для строительства комплекса Хвалынский район был выбран не случайно – на его территории уже работают музеи, санатории и центр реабилитации, а в последнее время неплохо развивается сеть гостевых домов и мини-отелей. Как предполагает Шатылко, по итогам реализации проекта годовая посещаемость туристами Саратовской области увеличится в 4 раза – до 1,2 млн человек. Ориентировочная стоимость проекта составляет минимум 7,5 млрд рублей. Пока проект находится на стадии предложения, ведутся поиски источников финансирования. Конкретного инвестора найти еще не удалось.