Этот газ – не для нас

Оценить
Владельцы городских автобусов и маршруток не видят смысла переходить на газомоторное топливо, а у аграриев на это не хватает денег

В Сочи на 12-м международном инвестиционном форуме «Сочи-2013» губернатор Саратовской области Валерий Радаев подписал с ОАО «НК «Роснефь» в лице председателя правления компании Игоря Сечина соглашение о взаимном сотрудничестве. Соглашение включает в себя вопросы развития использования газомоторного топлива в регионе – строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), установку модулей компримированного природного газа на АЗС и в автобусных парках. Таким образом, получает своё логическое развитие кампания по переводу городского транспорта на природный газ. Но поддержат ли её частники, которых в рядах внутригородских перевозчиков подавляющее большинство?

Вопрос использования природного газа в качестве автомобильного топлива будоражит умы российских чиновников уже не впервые, причём на самом высоком уровне: то премьер-министр отметит важность перехода на газомоторное топливо, то президент потребует ускорить работу в данном направлении, то федеральный министр предложит обнулить транспортный налог для владельцев газомоторов (данную тему «Газета недели» подробно освещала в статье «Газовое движение с напряжением» 27.08.2013 г.). Как поясняют областные чиновники, начать «газомоторную революцию» в Саратовском регионе планируется с переоборудования на газ муниципального автотранспорта, коммунальной и сельскохозяйственной техники. А дальше уже к процессу газификации транспорта подтянутся, возможно, и частные автовладельцы.

Газ – дешевле, переоборудование – сложнее

Среди достоинств нового топлива – дешевизна (около 9 рублей за куб. м газа против примерно 29 рублей за литр бензина или дизельного топлива) и экологичность. Но есть и недостатки. На прошедшем в августе этого года круглом столе «Внедрение газомоторного топлива – одно из приоритетных направлений развития топливно-энергетического комплекса» представители отрасли транспортных перевозок нашли в затее немало подводных камней. Так, работающая в области автобусная техника слишком изношена, и её конструкция не выдерживает веса газовых баллонов (которые часто приходится устанавливать на крышу). Сложность представляет и обслуживание подобного автотранспорта: хранить его можно только в специальных боксах с мощной вытяжкой (либо на улице), перед ремонтом с машины необходимо спустить газ и продуть систему азотом, модульные компрессорные заправочные станции слишком дороги и так далее. Одним из важных недостатков было названо и крайне небольшое число газозаправочных станций (АГНКС) – всего шесть на целую область, из которых две в Саратове. Если Роснефти удастся исправить данную ситуацию, сильно ли это скажется на популярности перехода на «газовое движение» частного автотранспорта?

– Этих заправок должно быть не шесть во всей области, а по шесть на каждой улице, – считает предприниматель и председатель гильдии пассажирских автоперевозчиков Торгово-промышленной палаты Саратовской области Андрей Данилов, занимающийся внутригородскими перевозками пассажиров на маршрутных микроавтобусах. Однако, как добавил бизнесмен, дефицит заправок в данном случае всё равно не является решающим фактором выбора. По его мнению, никакого смысла в переходе на газ нет. Безусловно, природный газ стоит дешевле солярки, однако сложности, связанные с переоборудование дизельного транспорта на газовое топливо, эту экономию перевешивают. «Если бы всё было так просто, все бы давно ездили на этом газе», – считает Данилин.

Заниматься переоборудованием за свой счёт предприниматель не желает – только если это будет проходить в рамках какой-либо госпрограммы. Собеседнику было бы интересно взглянуть на готовые расчёты ожидаемой экономии от перехода на газ, но их что-то не видно. Отметил Данилин и некоторый дефицит демонстрационной информации по данной тематике. Немаловажным фактором было обозначено и то, что неизбежное при переводе на газ вмешательство в механику машины лишает новые автомобили гарантии от производителя.

Развивайте сеть, а там посмотрим

Есть на этот счёт своё мнение и у представителей другой сферы перевозок – транспортировки грузов. «Частично за, частично против», – говорит руководитель саратовского структурного подразделения «Единой службы перевозок», представившийся просто Александром. По мнению Александра, дизельные двигатели, используемые в современных микроавтобусах, и так относительно экономны, а вот переделанные на газ микроавтобусы обладают существенно меньшим уровнем безопасности. Так, в переоборудованном авто газ может воспламениться в случае появления искры. Для непеределанных бензиновых машин, как говорит Александр, эта опасность менее актуальна. Возможно, в дальнейшем на интенсивность перевода транспорта на газомоторное топливо в Саратовской области повлияет реальное развитие инфраструктуры газозаправок. «Когда разовьётся сеть АГНКС, тогда уже можно будет об этом думать, – пояснил Александр. – А на словах я никому не верю».

«Если бы было достаточно заправок в городе, на трассе и в соседних регионах, я бы перешёл на газ», – делится мнением глава грузоперевозчика ООО «Ланкс» Андрей Лёвкин. По его мнению, как раз отсутствие должного количества заправочных станций является главной причиной отказа от использования газового топлива. Надо заметить, что в автопарке компании «газовые» машины уже имеются, но работают они на пропано-бутановой смеси. Предлагаемые же правительством нововведения основываются на внедрении метана.

Аграриям нужно софинансирование

Переоборудование сельхозтехники на использование газа тоже считается делом проблематичным. Как было озвучено на вышеупомянутом круглом столе, после установки баллонов техника становится менее устойчивой. Об инициативе правительства с «Газетой недели» согласился поговорить председатель управления ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ершовского района «Содействие» Николай Кузьмин. Чтобы лучше вникнуть в суть вопроса, собеседник связался с главой ООО «МТС Ершовское» Александром Бесшапошниковым (по словам Кузьмина, данное предприятие является одним из крупнейших в России сельхозпроизводителей, имеет в распоряжении 150 тысяч га пашни и большое количество сельхозтехники).

– Можно поставить газозаправку в Ершове, но конечный потребитель-то находится в поле, за десятки километров, – объясняет Николай Иванович. – Солярку мы можем привезти туда в ёмкостях и брать её из них уже на месте. А как в этом случае поступать с газом?

Идею транспортировки газового топлива при помощи передвижных газозаправочных станций (что предлагалось делать пассажироперевозчикам на круглом столе) собеседник посчитал абсолютно неприемлемой из-за более чем внушительной стоимости подобных машин (как пояснили мне в облминпроме, цена только лишь кузова такого агрегата, без несущей автомашины, в среднем составляет 18-20 миллионов рублей). Но газовые баллоны можно заправлять и непосредственно на АГНКС, привозить их на место и складировать в специальном хранилище. Это будет стоить относительно недорого. «Затея целесо­образна хотя бы даже из-за экологичности газа и низкой его стоимости», – считает Кузьмин.

Однако главное препятствие в переводе сельхозтехники на метан заключается в сумме необходимых вложений на её переоборудование: областные сельхозпроизводители просто не в состоянии понести таких масштабных расходов. По словам председателя КФХ, подобная идея уже поднималась несколько лет назад самим аграриями, однако тогда её сочли нереальной в свете слишком высоких затрат. Для реализации планов перехода на газ фермерам необходимо софинансирование либо какие-то преференции.

«Надо посчитать, сколько это будет стоить в рублях, – говорит Кузьмин. – Если чуть меньше, чем стоимость комбайна, то эту идею лучше забросить».

 


[кстати сказать]

Сбербанк России и «Газпром газомоторное топливо» заключили соглашение о сотрудничестве

Пока перевозчики и фермеры сомневаются в нужности перехода на метановое топливо, в России сделан ещё один шаг навстречу «газомоторному будущему»

В рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2013» Сбербанк России и ООО «Газпром газомоторное топливо» заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф и председатель совета директоров ОАО «Газпром», председатель правления – генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков.

Соглашение определяет сотрудничество сторон, направленное на расширение и популяризацию использования природного газа на автомобильном транспорте, коммунальной, сельскохозяйственной технике и оборудовании. Взаимодействие в рамках соглашения поможет информировать российские регионы о современных технических средствах и развитии инфраструктуры для производства, хранения и использования природного газа в качестве моторного топлива.

«Использование финансовых продуктов Группы Сбербанка в рамках реализации проектов модернизации и развития инфраструктуры и транспортной системы городов России позволит создать дополнительные экономические и социальные эффекты для правительств регионов, – отметил Герман Греф. – Соглашение позволит также ускорить обновление пассажирского автотранспортного парка».

«Сотрудничество с финансовыми институтами – важная составляющая развития российского рынка газомоторного топлива. Используя финансовые инструменты, потребитель получит широкие возможности для перехода на более экономичный, экологичный и безопасный вид топлива. Сотрудничество также позволит расширить ассортимент техники и оборудования, использующих природный газ», – сказал Виктор Зубков.