Полумертвый сезон

Оценить
Выборы прошли, но политики, политтехнологи и прочие заинтересованные лица готовятся к будущим избирательным кампаниям – кто во что горазд

После выборов 8 сентября в стране наступило политическое межсезонье. Следующие значительные выборы – в Московскую городскую думу. Ориентировочно они должны состояться во второе воскресенье сентября. Но это еще не окончательно: депутаты Государственной думы от системной оппозиции предлагают перенести единый день голосования либо на позднюю осень, например, на ноябрь. Или же вернуться к мартовской дате. Согласятся ли с ними депутаты «ЕР» (читай – администрация президента), пока не совсем ясно. С одной стороны, власти выгоден тот день голосования, который не удобен абсолютному большинству избирателей. Меньше голосов – больше простора для манипуляций. С другой стороны, явка на последних выборах оказалась вопиюще низкой. С показателями на уровне 5-8 процентов проголосовавших говорить о легитимности власти весьма затруднительно.

75 процентов своих

Если о переносе единого дня говорить пока рано, то о другой реформе избирательного законодательства можно говорить как о свершившемся факте. ГД в первом чтении приняла законопроект, согласно которому три четверти депутатов региональных законодательных собраний будут избираться по одномандатным округам.

Разработчиком инициативы значится сенатор от «ЕР» из Красноярского края Андрей Клишас. Увеличение числа одномандатников в региональных парламентах и муниципальных собраниях депутатов в пояснительной записке к законопроекту объяснено с крайней степенью цинизма – мол, делается это ради «дальнейшей демократизации политической системы России».

На самом деле на протяжении последних десяти лет выборы по одномандатным округам выигрывали только единороссы. И увеличение одномандатных округов приведет только к увеличению числа «медведей» в региональных парламентах. Несомненно, партии власти, не страдающей от переизбытка репутации, будет трудновато найти такое число приличных людей, чтобы заполнить все вакансии. Но кто сказал, что все кандидаты партии власти обязательно должны быть приличными людьми (квалифицированными специалистами, просто уметь связанно говорить и т.д.) Последние выборы в саратовские думы показали, что этот набор качеств вовсе не обязателен для кандидатов-депутатов «Единой России».

Очередь за скальпом Навального

Это лично мое мнение, но представляется, что в администрацию Путина уже стоит очередь из желающих побороться с Алексеем Навальным. И если власть не решится посадить набирающего популярность политика по абсолютно надуманному делу «Крировлеса», она, скорее всего, прибегнет к помощи политических наемников. Потенциальными волонтерами могут выступить представители как системной, так и несистемной оппозиции. Побудительные мотивы их предельно ясны: постараться навредить конкуренту и одновременно не дать своим политическим шансам скатиться ниже нулевой отметки.

Одним из первых отметился, как это ни печально, Григорий Явлинский. В интервью «Новой газете» он определил цели партии «Яблоко» на перспективу: бороться с либерал-фашизмом, национализмом и популизмом. Не надо быть большим провидцем, что этими словами Явлинский подразумевает Алексея Навального и его осеннюю московскую кампанию.

Насколько опасно это для политических перспектив и политической же репутации Алексея Навального? Полагаю, что нисколько не опасно. Дело не только в трех с небольшим процентах Митрохина на московских выборах, но главное – в потере чувства реальности. Интервью оставляет ощущение, что Григорий Алексеевич Явлинский живет в каком-то другом мире. Об этом можно судить по его рассуждениям о вполне возможной победе Митрохина, случись выборы в ноябре. Я долго не мог догадаться, что чем причина такой уверенности. Потом понял: Явлинский считает, что холодная погода распугала бы волонтеров Навального, сократила число москвичей на встрече с оппозиционером, и вот уж тогда у кандидата «Яблока» появились бы шансы. Но чем мотивируется предположение, что Митрохин, выйди он во второй тур, победил бы Собянина, – известно только Григорию Алексеевичу.

В общем, понятно: «Яблоко» будет бороться с Навальным, но как, какими силами бороться? Ясно одно: в этой борьбе у партии нет никаких шансов.

Плохая компания Явлинского

Прискорбно, но Явлинский оказался в одной компании с Жириновским. Правда, лидер ЛДПР не стал скрывать своей ненависти к Алексею Навальному за изы­сканными оборотами. Он выступил со знаменитой речью о «600 тысячах идиотов, голосовавших за бомжа из Марьино». Ощущение от речи этого самого себя возбуждающего гражданина-господина только одно: в некоей клинике его явно заждались. Но иного пути сохранения себя на политической сцене кроме как вступления в «антинавальнинский фронт» Жириновский не видит. Популярность падает, хамство и антисемитские штучки давно приелись всем кроме сокращающейся целевой аудитории, голосование в ГД показывает, что ЛДПР давно уже сателлит «ЕР».

Для нас, саратовцев, эта речь интересна лишь тем, что по левую руку от Жириновского стоял наш депутат Антон Ищенко. Для деятеля ЛДПР это, наверное, большая честь, у остальных же возник вопрос, кто этот ни разу не пошевелившийся за 3 минуты 40 секунд человек?

Можно с большой уверенностью предсказать, что «Справедливая Россия» с удовольствием бы подключилась. Но свой потенциал партия Миронова-Левичева исчерпала участием в анекдотической истории с Левичевым и болгаркой. Кстати, и в этом представлении не обошлось без участия нашего земляка: в штурмуемой квартире был саратовец Роман Переверзев – активист штаба Алексея Навального.

Об отношении коммунистов лучше всего говорят цитаты из интервью, которое дал опять же наш земляк, а нынче вождь коммунистов столицы Валерий Рашкин.

«Без программы собрал голоса недовольных Навальный. Это, я считаю, технология, которая запущена на выборах... Первое – чтобы отобрать голоса у недовольных, чтобы не допустить второго тура. По опросу Собянин набирал 32 процента. Во втором туре он бы ничего не набрал. (Заметили – практически все политики знают результаты второго тура, которого не было. – Д.К.). Я ответственно об этом говорю. Навальному дали карт-бланш. Бей по голове Путина, но потихоньку. Бей по голове Шойгу, Медведева, Собянина... Ты будешь не по зубам ни прокуратуре, ни судам. Ты будешь герой. Все так и получилось. Сегодня не знают, что с ним делать – то ли сажать, то ли нет. Если он будет продолжать свою политическую деятельность и претендовать на пост президента, его посадят», – сказал Валерий Рашкин.

Да, чуть не забыл: активное участие в кампании против Навального принимает лидер «Демвыбора» Владимир Милов. Впрочем, серьезно относиться к словам политика, чья партия уверенно набирает 0,6 процента во всех выборах, где принимает участие, не стоит. Это так, казус. Участие Лимонова только украшает этот диспут–клуб вчерашнего дня.

Битва, которой не должно быть

По моему глубокому убеждению, битва, которой не должно случиться, это битва между Алексеем Навальным и Михаилом Прохоровым. К сожалению, есть предпосылки, что сражение это может все-таки произойти. В телепрограмме «Поединок» ведущий кремлежурналист Владимир Соловьев настойчиво подводил Прохорова к этой мысли. Надо отметить, что вслед за Путиным (программа вышла в эфир еще до Валдая) Соловьев не называл Алексея Навального по фамилии. «Второй кандидат» и так далее. «Тот, кого нельзя называть» – кремлевская постановка по мотивам книг Джоан Роулинг.

Соловьев упорно наталкивал Михаила Прохорова на сравнение его результатов на президентских выборах с результатами Навального на выборах мэра Москвы. И Прохоров на эту провокацию поддался. Начал говорить, что он набрал 800 тысяч голосов, в то время как Навальный – всего лишь 600 тысяч. И что неизвестно, какими были результаты, если бы у Прохорова была возможность принять участие в выборах 8 сентября. При этом ни явка, ни значимость выборов как-то не учитывались. Есть только один результат: 27 процентов Навального на выборах мэра Москвы и 20 процентов Прохорова в Москве на президентских выборах.

Немного маслица в едва загоревшийся костер подлило «Эхо Москвы», которое провело опрос о сравнительной популярности Алексея Анатольевича и Михаила Дмитриевича. И первый победил второго с результатом 66 процентов против 34. Понятно, что потенциальный избиратель Прохорова более спокоен, респектабелен. Да, он хочет перемен, но постепенных, эволюционных. Сторонники Навального куда более радикальны. «Перемен требуют их сердца». Сразу и радикальных. Но представляется, что общего между сторонниками Навального и сторонниками Прохорова все же больше, чем различий. Главное – понимание, что нынешняя власть завела страну в тупик. Какими темпами выходить из тупика – вопрос тактический, но не стратегический.

Борьба с Навальным не принесет политических дивидендов, не смягчит каменное сердце нашей власти. Об этом хорошо написал в «Ежедневном журнале» Игорь Яковенко: «В любом случае, Навальный выиграл от того, что не участвовал в валдайской подтанцовке, а Рыжков проиграл. Судя по «Воскресному вечеру с Владимиром Соловьевым», крупнокалиберные телеорудия сейчас будут работать на Рыжкова, а также, возможно, на Прохорова, для того чтобы сместить Навального с самозахваченного им поста «лидера несистемной оппозиции». Впрочем, можно не сомневаться, что как только Рыжков или Прохоров достигнут популярности, которую можно конвертировать в серьезный политический вес, эти орудия будут перенацелены на любого из них».

Самый качественный асфальт

Единственное место, где наши саратовские власти умеют укладывать качественный асфальт, это политическое поле. Через этот асфальт уже который год не может пробиться ни один росток.

Главное политическое событие политической жизни в Саратовской области на ближайшее время – это выборы в городскую думу. Конечно, если раньше не состоятся выборы губернатора. Выборы в городскую думу должны были состояться в марте 2016 года. Если останется прежней дата единого дня – то в сентябре того же года. Если сохранятся позиции Олега Грищенко, то нас ждет та же картина, что и в марте 2011 года. А именно сплошные фальсификации и протаскивание своих людей. Глава Саратова видит думу не парламентом, где идет обсуждение городской жизни, а неким клубом своих поклонников, согласных с ним во всем и всегда. И лишь трем-четырем депутатам позволено сомневаться и задавать вопросы. Если течение времени не повлияет на взгляды Олега Грищенко на российский парламентаризм, то будущие выборы можно смело выборами не считать. А именовать примерно так: «Назначение друзей главы города (однопартийцев, коллег по работе на СПЗ) депутатами городской думы».

Выборы в городскую думу – событие настолько далекого будущего, что больше об этом, наверное, говорить не стоит. Тем более что наша политическая жизнь богата неожиданностями, то кого в Москву заберут, то арестуют.

Продолжительность нашего межсезонья дает основания считать, что большинство политических сил впадет в анабиоз. Или не выйдет из него. Давно уже ничего не слышно о местном «Яблоке». И об успехах «Справедливой России», за исключением строительства торгово-развлекательных центров, ничего не слышно. Что будет с «Коммунистами России», сильно заявившими о себе на прошедших выборах, – опять же неясно. Правда, причина тут иная, большинство «верных ленинцев» люди не самые молодые. Хватит им запала вести борьбу со столь отдаленными перспективами?

Перспективы КПРФ во многом зависят от того, останется ли в Саратове Александр Анидалов или же вслед за предыдущими вожаками коммунистов переберется в столицу. Удар, полученный Анидаловым на довыборах в областную думу, слишком силен. Он может решить, что классовая борьба в нашем регионе не имеет никаких перспектив. И в самом деле, результат соперничества Анидалова с Сергеем Нестеровым выглядит гротеском.

Анидалов – умница, закаленный боец, трибун и, наконец, просто по-человечески симпатичный мужчина. И Нестеров, никакими из этих качеств не обладающий. Считающий себя опытным хозяйственником (интересно, кто еще разделяет это мнение?), не добившийся приемлемого результата ни на одном участке, куда кидала его партия. Банное хозяйство так не пережило расцвет, мир и спокойствие не царят в муниципальных объединениях Саратовской области. Не оратор, даже внешне проигрывает. Наверное, если бы такое соперничество состоялось в США или в другой стране, где демократия не достигла таких высот, как у нас, результат был бы очевиден. Однако наши избиркомы легко могут доказать, что ни ум, ни умение общаться с людьми, ни внешность – ничто не играет роли, когда перед избиркомом поставлена задача протащить кандидата N куда-либо. Загадка здесь только одна: кому так дорог Нестеров и почему его все время куда-то назначают?

Несколько слов о «Гражданской платформе». Результат 8 сентября в партии считают удовлетворительным – для первой попытки. Сейчас ГП разрабатывает план системной работы на период до выборов в городскую думу.

P.S. Несколько слов об Алексее Навальном, которому в этом материале отведено столько внимания. Его незарегистрированная партия «Народный альянс» в Саратове фактически не представлена. Но если слова о намерении идти в регионы станут частью программы, то сторонников Навального здесь достаточно. Если они организуются, и у нас может быть по-настоящему интересно.