«Фруктовый сад», враг деревьев

Оценить
Избранные места из переписки горожанина с властями

К нам в редакцию обратился с письмом Николай Владимирович Попов, профессор, доктор биологических наук, заслуженный работник здравоохранения России. Его история – один из эпизодов борьбы против незаконных вырубок деревьев, которые в Саратове в объявленный президентом Год охраны окружающей среды проходят особенно интенсивно. Но если на Первомайской улице на защиту деревьев выходили жильцы целых кварталов во главе с общественниками, то восстановить ущерб из-за спила деревьев рядом со своим домом на улице Челюскинцев пытается только он, в одиночку. Николай Попов направил ряд писем в административные структуры, и началось его общение с бесчувственной бюрократической машиной.

«Чиновники дают разрешение на совершение противоправных действий, но не несут никакой ответственности за последствия нарушений, перекладывая при этом ответственность на простых граждан города, предоставляют им самостоятельно бороться и, если они такие смелые и умные, разрешить проблему» – так коротко сформулировал суть проблемы наш собеседник.

Вид из окна на овощной ларек

17 августа жители дома № 28/32 по улице Челюскинцев проснулись в 6 часов утра от шума бензопилы. Работники городского муниципального предприятия спиливали деревья. Несмотря на протесты жителей жилищно-строительных комплексов «Мелиоратор» и «Корунд», вышедших на улицу, все деревья были спилены и оперативно вывезены. Работники руководствовались разрешением городской комиссии по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений, подписанным заместителем главы администрации Волжского района Сергеем Червяковым и председателем дорожного хозяйства Валерием Данилиным. Деревья 25-30-летнего возраста признали сухими, хотя, как утверждают все жители, они были зелеными и здоровыми. Деревья росли на газоне и достигали 15-20 метров в высоту. На месте трех вырубленных деревьев впоследствии расширил торговую площадь овощной ларек. По иронии судьбы, он называется «Фруктовый сад». Работают в нем азербайджанцы, но не исключено, что владеет точкой кто-то другой.

«Особый цинизм этого преступления заключается в том, – пишет нам Николай Владимирович, – что рубка зеленых, здоровых деревьев проведена на глазах у жителей, которые участвовали в их посадке в 80-х годах прошлого столетия». Вид из окна на деревья стал частью его привычной жизни: «На них висели скворечники, и зимой прилетали снегири. А что я должен видеть из окна теперь? Овощной ларек».

Вначале жители двух домов возмущались, занялись сбором подписей против акта вандализма. Но со временем гражданский пыл угас, и только Николай Попов пошел дальше, хотя не имеет ни достаточного здоровья (недавно перенес инфаркт), ни юридического опыта для борьбы с властями.

«Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»

«Как отстоять свои права?» – ввел в поисковике профессор, и Всемирная сеть дала ему ответ. Руководствуясь указаниями, 19 августа он написал ряд обращений: председателю комиссии по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений муниципального образования «Город Саратов», губернатору и прокурору области. В письмах он подчеркнул, за счет спила трех деревьев была увеличена торговая площадь овощного ларька – в этом автор видит коррупционную составляющую происшествия. Спиливали «сухие» деревья ранним утром, пока жильцы домов спали или не успели вернуться с дачи.

Что ответили на это чиновники? Каждый орган избрал свою линию ухода от ответственности.

Управление по работе с обращениями при губернаторе спустило «вниз по лестнице» эту жалобу в комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, а также главе администрации Саратова Алексею Прокопенко. На этом работа управления закончилась.

Комиссия по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений на территории города Саратова в лице Ю.А. Васильева сообщила, что сделала то, о чем просил ЖСК. В комиссию поступило заявление от жилищно-строительного комплекса «Корунд» с просьбой обследовать и дать разрешение на снос придомовых насаждений. Комиссия на разрешение не поскупилась. По протоколу от 4 июня 2013 года «2 сухих и 3 сухо-вершинных деревьев» было снесены. «С условием дальнейшей компенсационной посадки деревьев под контролем специалистов администрации Волжского района», – указано в ответе. И добавлено в завершение: «Нареканий со стороны ЖСК «Корунд» в наш адрес не поступало». В каких недрах дома нужно искать некоего по имени ЖСК, который попросил снести деревья и не сделал нареканий после их спила, – не уточняется. Так же, как и то, когда специалисты Волжского района начнут контроль над компенсационной посадкой деревьев. Контролер нашелся, дело за малым – найти исполнителя компенсационной посадки.

Прокуратура Волжского района после рассмотрения обращения направила его начальнику ОП №1 для проведения доследственной проверки. Расписался в документе заместитель прокурора Волжского района А.А. Васильев. Сходство инициалов двух чиновников – от городской комиссии по сохранению насаждений и районной прокуратуры – насторожило Николая Попова. «Один рубит, другой отвозит – получается, как у Некрасова», – с горькой усмешкой говорит он.

Мало ли примеров того, как человеку один на один приходится сталкиваться с бесчувственной бюрократической машиной? Чиновники – как рычажки, винтики одного механизма, которые в режиме конвейера прессуют, отводят, перекладывают с места на место маленького человечка с его бедой. При этом они сообщают, что и помогли бы, но это не по закону, не в их компетенции, нет денег. Выбирайте нужное.

«Деревья в неудовлетворительном состоянии на недопустимо близком расстоянии»

Далее, 21 августа, Попов обратился в городскую администрацию и в областной комитет охраны окружающей среды и природопользования. Письма стали длиннее, эмоциональнее. «Уничтожение здоровых живых деревьев вместо сухих стало возможно исключительно по преступной халатности ответственных лиц, осуществляющих реализацию решения администрации Волжского района. Представители администрации, выдав разрешение на вырубку «сухих» деревьев, фактически перепоручили ее проведение организаторам акта вандализма. Тем самым представители администрации еще раз расписались в своей несостоятельности и недееспособности. Такие манипуляции с разрешительными документами не только подрывают авторитет государственных структур, но позволяют надеяться на безнаказанность при совершении тех или иных правонарушений. Складывается общее мнение о том, что самый простой путь нарушить принятые нормативные документы или даже законы – это получить разрешение чиновника, который не несет никакой ответственности за реализацию незаконной операции», – писал заявитель в своем письме в городскую администрацию.

Ответа от обоих учреждений пришлось ждать почти месяц. Комитет охраны окружающей среды описал непростую цепочку. Итак, комитет полагается в этом вопросе на комиссию по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений, которая по заявлению конкретных лиц доверяет обследование специалистам муниципального предприятия «Саргорсвет». Эти специалисты указали на «неудовлетворительное состояние зеленых насаждений, а также на недопустимо близкое расстояние от многоквартирного жилого дома». Есть ли замечания к работе комитета? – их быть не может. Обращайтесь, пожалуйста, граждане, в ответственные за деяние нижестоящие органы. А какой спрос с городского «дровосека» из «Саргорсвета»?

Администрация Саратова в трехстраничном письме также не указала на решение проблемы. Она только повторила, что спиленные деревья были в «неудовлетворительном состоянии» и находились в «недопустимо близком расстоянии от многоквартирного жилого дома».

«Фруктовый сад», враг деревьевПопов заметил, что расположение любых торговых точек на дворовых территориях, а также на газонах, запрещены п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10. Кроме того, согласно современным нормам, допустимое расстояние от торговых точек до окон жилого дома в сентябре 2014 года планируется увеличить до 6 метров. А ларек, расположенный на газоне по улице Челюскинцев, практически вплотную примыкает к дому № 28/32 и занимает часть пешеходной дорожки.

Здесь городская администрация ссылается на Жилищный кодекс: согласно статье 36, «собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в установленных законодательством пределах… На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по инициативе любого собственника (большинством голосов) может быть решен вопрос о ликвидации торговых объектов».

Ученый-биолог Николай Попов иначе как «правовым вакуумом» это явление не называет. СанПиН и Жилищный кодекс столкнулись лбами. И пока чиновники снимают с себя всяческую ответственность за происходящее, уничтожаются только находящиеся «на недопустимо близком расстоянии к жилым домам» деревья и расширяются буквально прирастающие к домам торговые точки.

«Уверен, что такое невозможно на территории государства Азербайджан, граждане которого работают в проблемном овощном ларьке, – пишет в обращении Николай Владимирович. – Продавать «в кустах», конечно, неудобно, но администрация Волжского района должна заботиться и об условиях жизни горожан. Всем очевидно, что создание нестационарных точек торговли, не оборудованных канализацией, водопроводом, с временной подачей электроэнергии, не несет ничего хорошего. Напротив, значительно ухудшает санитарно-гигиеническое состояние территории (грязь, мусор, хранение продуктов на земле, использование территории под туалет и т.д.). С моей точки зрения, граждане Волжского района заслужили более хорошего отношения и более качественного торгового обслуживания, не связанного с риском для здоровья», – заключает Попов.

Теперь Николай Попов ждет дальнейшей реакции прокуратуры Волжского района. Он признается, что вести судебную тяжбу с администрацией в одиночку ему крайне тяжело из-за ухудшающегося здоровья. «Я хочу, чтобы чиновники отвечали за те действия, которые они совершают. Чиновник должен ответить. Если мы будем избавляться от таких чиновников и на их место ставить людей, которые опираются на закон, как и во всех демократических странах, то подобных ситуаций больше не будет», – уверен ученый.