Газовое движение с напряжением

Оценить
Переоборудование пассажирского транспорта на использование в качестве топлива природного газа выгодно и невыгодно одновременно

«Внедрение газомоторного топлива – одно из приоритетных направлений развития топливно-энергетического комплекса». Круглый стол по этой теме прошел в минувший четверг в манеже Дворца спорта в рамках 5-го саратовского индустриального форума. Организатором выступило министерство промышленности и энергетики Саратовской области. Проблему обсуждали представители региональных министерств, газовой промышленности и автотранспортных предприятий области.

Есть шесть, а надо 28

Открыл обсуждение заместитель министра промышленности Владимир Белгородцев. По его словам, в 2013 году в России на газовых двигателях работают 103 тысячи автомобилей. Но это количество мало кого устраивает. Президент страны поставил задачу войти в число лидеров по использованию газового топлива. И уже подписано премьером Медведевым распоряжение о разработке мер господдержки по производству и обороту транспортных средств и сельхозтехники, работающих на природном газе. До конца года министерства должны предоставить правительству комплекс мер, направленных на доведение доли газомоторов в общественном и дорожно-коммунальном транспорте до серьёзных величин. В городах-миллионниках речь идет о 50 процентах, в городах с численностью населения до 300 тысяч человек – до 30 процентов, в городах с населением до 100 тысяч человек – до 10. Не совсем было понятно, какой вариант полагается 840-тысячному Саратову. Но пока нам подходит с большой натяжкой только третий вариант.

По словам начальника отдела природопользования регионального минпрома Сергея Гумаюнова, в Саратовской области сейчас функционирует шесть автомобильных газонакопительных компрессорных станций (АГНКС, проще газозаправок) – две в Саратове, по одной в Петровске, Балашове, Александровом Гае и Екатериновке. Есть еще два передвижных автомобильных газозаправщика. При этом загрузка перечисленного оборудования составляет всего 11 процентов. Однако, по словам чиновника, перспективные потребности газового транспорта оцениваются в 28 станций.

Бизнес-интересы Газпрома и Роснефти

Важность перехода на газомоторное топливо попробовал обосновать и начальник транспортного управления ООО «Газпром трансгаз Саратов» Сергей Сидоркин. По его словам, 42 процента вредных выбросов в атмосферу приходится именно на долю автотранспорта, а в определённые дни этот показатель доходит до 90 процентов. По мнению Сидоркина, большим плюсом для внедрения газомоторов в нашей стране является развитая сеть газопроводов, при этом Саратовская область – одна из самых газифицированных в РФ. К тому же в России гарантирована стоимость газа в размере не более половины от стоимости бензина.

Представитель газовой отрасли порекомендовал автомобилистам «не уповать на то, что нет станций» и «не использовать это как контраргумент в развитии данного направления», а «просто приобретать заправщики и возить газ себе на предприятие – заправлять технику и работать». Развитию газомоторной отрасли, по мнению этого специалиста, мешает лишь нежелание руководителей предприятий приобретать подобную технику. Сидоркин сравнил газозаправщики с бензовозами, «которые есть у всех», и пояснил, что стоят они не так много.

Отметим, что все шесть АГНКС области обслуживаются силами ООО «Газпром трансгаз Саратов». А газпромовские структуры занимаются переоборудованием автомобилей на использование газового топлива. Так что всем ясно, что развитие газовой топливной альтернативы для «национального достояния» – не просто благие намерения, а ещё и бизнес, к которому будут допущены только близкие высшей власти структуры. Саратовские чиновники рассказывают о желании Роснефти устанавливать модули компримированного природного газа на АЗС и в автобусных парках. Так что ничего необычного не было в том, что газозаправочный оптимизм разделили далеко не все присутствовавшие.

Баллон саратовской маршрутке, что корове седло

По словам Сергея Гумаюнова, одним из сдерживающих факторов перехода на газовое топливо в Саратовской области является сильная изношенность автотранспорта (в первую очередь государственного): 62 % автомобилей и 57 % автобусов имеют срок эксплуатации свыше 10 лет. Это делает их переоборудование невозможным. Это подтвердил и заместитель начальника управления пассажирских перевозок Борис Кайданов. Переоборудование порядком изношенных «маршруток» вряд ли будет иметь экономический смысл для частных предпринимателей. Большегрузные автобусы, перевозящие сейчас пассажиров в Саратовской области, до этого уже отработали по 10–12 лет в Европе. Установка большого количества газовых баллонов утяжеляет машину, и конструкция кузова после рейдов по разбитым дорогам области преждевременно выходит из строя. А сложившаяся практика закрепления газовых баллонов на крышах автобусов грозит проблемой с гаражами, не рассчитанными на такую высоту. Установка же баллонов в салоне, практикуемая некоторыми предпринимателями, недопустима по соображениям безопасности.

Помимо всего перечисленного, газовые автобусы сложны в обслуживании: перед ремонтом их необходимо загонять на станции скачивания газа, после чего ещё продувать систему азотом. Более того, хранение их может осуществляться только в боксах с постоянно работающей мощнейшей вытяжной вентиляцией. В противном случае технику придётся оставлять на улице. Понятно, что позволить себе подобные боксы может далеко не каждое предприятие. Велика и стоимость модульных компрессорных заправочных станций.

– Крупных транспортных пассажирских предприятий в Саратовской области три. Все остальные – с численностью парка от 15 до 20 единиц. Им этот комплекс двенадцатимиллионный, безусловно, не по карману, – пояснил Кайданов.

Еще один минус: запас хода газовых двигателей составляет только 60 процентов от возможностей бензиновых моторов, а это значит, что автомобилю на газе придётся делать больше дозаправок, что при существующем уровне развития газозаправочной сети в области весьма непросто.

Газпромовский Сидоркин защитил идею с другой стороны. Намекнул, что автобусный парк можно и заменить: проблема расшатывания кузова решена в автобусах новой конструкции с укреплёнными фермами. Прямо сказал, что не надо гнаться за количеством баллонов, устанавливаемых на крышах старых транспортных средств. Да и в салонах располагать газовые баллоны, по его словам, неопасно, если регулярно проходить технический осмотр и предусмотреть дополнительные меры безопасности.

Подводные камни в виде сложностей с заправкой, ремонтом и даже банальным хранением таких машин однозначно обернутся дополнительными расходами для муниципальных бюджетов. И даже если на пере­оборудование транспорта вдруг подкинут большой куш из федерального бюджета, расхлебывать последствия новшества придется именно муниципальным властям. Ну и людям, конечно. Ведь именно им придется сидеть в одном салоне с газовым баллоном и гадать, не рванёт ли он в следующую секунду у тебя за спиной.

 


[кстати сказать]

Нажимайте на газ!

Сегодня в мире насчитывается свыше 17 миллионов единиц транспортных средств, использующих в качестве топлива природный газ. Лучше всего с газификацией транспорта дела обстоят в Иране. И вот в апреле нынешнего года мы решили догнать лидера. Сначала Дмитрий Медведев отметил важность перехода России на газомоторное топливо. Потом Владимир Путин потребовал от правительства поощрений владельцам газового транспорта.

В Японии на газ переводится почти весь парк общественного транспорта, похожая ситуация в Нью-Йорке и Лондоне. Почему в цивилизованном мире использованию газомоторного топлива уделяется столь пристальное внимание? Первая (и, возможно, самая главная) причина – в экологии. По данным Газпрома, в сравнении с традиционными бензиновыми двигателями применение газовых агрегатов снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду в среднем в пять раз. При этом вдвое уменьшается шумность автотранспорта. Экономика якобы тоже выигрывает – на четверть снижается расход топлива, удваивается пробег двигателя, в 1,5–2 раза увеличивается срок замены масла. А еще, по данным Газпрома, цена природного газа внутри страны в разы меньше цен на бензин (9 рублей за куб. м газа против 29,3 рублей за литр АИ-92).

И вот в апреле 2013 года председатель российского правительства Дмитрий Медведев на совещании по развитию автомобильной промышленности уже отметил важность перехода России на газомоторное топливо. По словам Медведева, это позволит изменить ситуацию с транспортными расходами и может повысить конкурентоспособность экономики страны в целом. А президент Владимир Путин даже потребовал от правительства ускорить работы в данном направлении, оговорив возможность предоставления поощрений владельцам газового транспорта. Глава федерального минэнерго Александр Новак и вовсе предложил обнулить транспортный налог для обладателей газомашин.

В США насчитывается 110 тысяч единиц газотранспорта и более тысячи газостанций для его обслуживания. И США с этими цифрами в рейтинге газомоторной славы за 2012 год явно проигрывают Ирану, где эксперты насчитали 3,3 миллиона «газовых» автомобилей и почти две тысячи газозаправочных станций. Чуть отстаёт от Ирана Пакистан. Здесь 3,1 миллиона газомашин, хотя больше газовых заправок – 3,3 тысячи. Далее по списку идут Аргентина, Бразилия, Китай, Индия.

Среди лидеров в газификации транспорта почти нет европейских держав, исключение составляют разве что Италия (740 тысяч машин, 7-е место) и – не­ожиданно – Украина (390 тысяч газоавтомобилей, 8-е место). У России только 20-е место – 80 тысяч работающих на газе машин и всего 250 газозаправочных станций. В Германии, кстати, на сопоставимое число машин 904 газозаправочные станции.