Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Злой критик

Оценить

Вообще, критики – это тоже люди, которым свойственно ошибаться. И автор проекта «Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым» – не исключение. Иногда он отправляется на концерт и обнаруживает, что его субъективная точка зрения явно не совпадает с точкой зрения других людей. Но не может ничего поделать с собой и все равно пишет.

Ocean JetI

Что: Ocean Jet
Где: «Metro»
Когда: 6 ноября

С чем у вас ассоциируется Кострома? Золотое кольцо России, ювелирная столица России, драмтеатр Островского... Ок, не буду лукавить, я залезал в википедию. Для меня Кострома всегда была городом, который я путал с Калугой – так же, как иногородние путают Саратов с Самарой, смутно представляя их отличия. Но когда-нибудь до Костромы надо будет добраться – город-то красивый. А вечером, например, выбраться на концерт Ocean Jet, которые недавно выступали у нас.

Вообще, да простят меня костромичи (да, я снова залезал в википедию), но Ocean Jet звучат так, как будто они родом совсем не из Костромы. Я бы даже сказал, не из России. Чистой воды европейский электро-рок в лучших традициях датчан Nephew и им подобных групп. По правде говоря, автор этих строк не большой любитель кальки с Запада, но в некоторых случаях понимает, что лучше уж калька, чем никак. Впрочем, про Ocean Jet точно нельзя сказать, что это тот самый рак, который на безрыбье может сойти за рыбу.

Перед концертом у меня были опасения – не соберут. Все-таки не самая раскрученная группа, да и подстраховки в виде саратовского разогрева не было (вот, кстати, тот случай, когда и заморачиваться не надо – кого, как не Radioaction, звать в таком случае?). Однако, придя на концерт, я сильно удивился, увидев достаточно плотную толпу, да еще и активно подпевающую, а ведь песни-то англоязычные. Но это тот случай, когда тебе приятно ошибиться.

А еще приятно ошибаться, рассуждая в духе «ну вот приедет хорошая группа, а толку? Шоу наверняка не будет, звук запорют». Ничего подобного. В тот вечер акустика в «Metro» была отличной (впрочем, я особо и не припомню, чтобы у них были проблемы с этим). Что же касается презентации самих себя, то ребята привезли с собой световое шоу, так что и здесь все снова на высшем уровне. Настолько на высшем, что хочется даже побрюзжать, найдя недостаток. Один я нашел, хотя едва ли кто, кроме меня, может это вообще отнести в недочеты: поскольку у костромичей что ни песня, то 100-процентный хит, рано или поздно ловишь себя на мысли, что «переел» или тебе просто нужен какой-нибудь проходнячок, чтобы по-настоящему оценить главные песни. Когда же главной может стать любая... Впрочем, я действительно брюзжу.

ЭлектрофорезII

Что: Электрофорез
Где: «Metro»
Когда: 8 ноября

«Электрофорез» мне надо было посетить. В том смысле, знаете, когда нужно показать хороший вкус и то, что ты следишь за трендами. Ведь о группе пишут модные СМИ. Обычно ты соглашаешься или не соглашаешься с их выбором, но, так или иначе, уходишь довольным. Впрочем, бывает и все плохо: когда, например, я убегал прямо с фестиваля поэзии «Центр весны» на томичей «Убийц», а потом плевался от концерта, попутно жалея, что: а) в кои-то веки заплатил за билет, б) пропустил часть чтений, в) что мог бы пойти на «Atlantida Project», но не пошел (а это, как выяснилось позже, был их первый и последний концерт в Саратове – спустя несколько месяцев не стало вокалистки Александры Соколовой).

«Электрофорез» разогревали ребята «Мой шторм». По правде говоря, разогрев странный – каким боком соотносится инди-рок с синти-попом – непонятно, но вышло хорошо. Может, сыграло роль, что они, как-никак, а тоже играют модную музыку (трендовую, пожалуй, уже не скажешь). Может, более близкий стилистически артист не смог принять участие. Повторюсь, не знаю, но от того хуже не становится, поскольку «Мой шторм» всегда интересно выступают. К тому же они – одна из немногих саратовских групп, музыка которой не построена чуть менее чем полностью на штампах.

В отличие, что самое забавное, от «Электрофореза» – вполне себе стандартного олдскульного синти-попа по лекалам жанра (личное имхо автора – можете с ним не соглашаться). Тем не менее, это не мешает дуэту попадать в популярные издания, ездить на гастроли по Скандинавии, выступать на фестивалях типа «Боль» и, наконец, попадать в саундтрек к фильму «Городские птички» вместе с другими звездами андеграунда.

Потому и на концерте меня не покидало ощущение, что я смотрю выступление хорошо раскрученной в молодежной среде, но не сказать, чтобы дико талантливой группы. Да, есть замечательная песня «Рига-2015», да и остальная музыка в целом неплоха, да, вокалист достаточно харизматичен. Но вот какой-то искры, которая должна исходить, наверное, от такого артиста – ее не было. С другой стороны, как говорил Андрей Аршавин, «ваши ожидания – ваши проблемы». И в общем-то он прав.

Concord OrchestraIII

Что: Concord Orchestra
Где: Театр оперы и балета
Когда: 14 ноября

Рок-хиты в симфонической обработке – штука давняя и популярная. Коллектив «Волга-Бэнд» из филармонии не даст соврать. Я в юношеские годы сам ходил на эти концерты и был доволен. Со временем произошло переосмысление такого формата отчасти в силу понимания, для чего это делается, отчасти потому, что он приелся – сыграть концерт с симфоническим оркестром стало обязательным пунктом даже для групп второго-третьего эшелона, а с учетом того, что далеко не всегда эти эксперименты были удачными, вывод напрашивался сам.

В общем, когда меня пригласили на этот концерт, я согласился, но осторожно. Немного добавила опасений и предварявшая концерт пресс-конференция, в ходе которой у меня сложилось впечатление, что дирижер Фабио Пирола не достаточно плотно знаком с современной рок-музыкой, в частности, со своими соотечественниками (справедливости ради вопросы далеко не всегда точно переводились, как, подозреваю, и ответы). Зато я еще сильнее уверился в том, что ничего неожиданного на концерте не получу.

До перерыва мои догадки подтверждались: шли сплошь «монстры» рока с самыми очевидными хитами. Т.е. если Nirvana, то «Smells like teen spirit», если Cranberries, то «Zombie». Самой большой неожиданностью было разве что включение в программу «Personal Jesus» Depeche Mode, которые, конечно, ни разу не рокеры, но это не мешает одному из их главных хитов быть горячо любимым поклонниками тяжелой музыки. Оркестр играл, духовики прыгали, трясли головами, показывали «козы», а гитарист не без пафоса демонстрировал свою технику. В общем, идеальное зрелище для ностальгирующих рокеров на пенсии и юных неформалов.

Второе действие не то чтобы перевернуло все с ног на голову, но добавило некоторого разнообразия – то какие-то проблемы возникнут с ударной установкой, то барабанщик начнет общаться с залом (надо отдать ему должное – он харизматичен), то зрителей призовут подойти поближе к сцене и начать танцевать. Не то чтобы это вдруг перевернуло все с ног на голову, но хотя бы добавило какой-то элемент интриги. Когда на сцене звучат «Another brick in the wall» Pink Floyd и «I was made for livin’ you, baby» Kiss, поверьте, это необходимо. С другой стороны – а чего я хотел? Люди пришли на концерт за хитами – они их получили. А если судить по очень активному паблику в ВК, то такие снобы, как я, попадают на концерт редко. Да и не для них они проходят, прямо скажем.

Проект «ХБ»IV

Что: Проект «ХБ»
Где: «Machine Head»
Когда: 30 ноября

«Проект ХБ» – это что-то вроде такой локальной супергруппы, как бы это парадоксально не звучало. Т.е. звезд эстрады здесь нет, но сами по себе ее участники – достаточно именитые люди в рок-андеграунде: в первую очередь, Павел Фахртдинов и Алексей Вдовин.

Музыка «Проекта ХБ», отправившегося в тур отмечать свое пятилетие, – это тот редкий случай, когда сложно сказать, что на первом месте – текстовая составляющая или аранжировки. Обычно у музыкантов явно превалирует одна часть над другой, но явно не в этом случае, что создает забавный эффект: ты сосредотачиваешься на чем-то одном, а потом обнаруживаешь, что у песни вообще много плюсов. И это при том, что играет квартет самый обычный, на первый взгляд, рок.

А вот что может показаться поначалу странным, так это дикий контраст между их серьезными песнями и сценическим поведением Фахртдинова, который вечно пребывает «на позитиве»: «Если вы... например, вы... пришли послушать интеллектуальную бардовскую песню, то ее сегодня не будет. Но сегодня будут только хорошие песни, потому что других мы не поем. А еще будет громко и танцевально, и тех, кто сидит, мы пока прощаем. Но вообще подразумевается, что вечер закончится киданием заранее приготовленных лифчиков». Уже после первой песни Павел добавляет, что они – рупор эпохи, культовый проект. Но проходит немного времени, и он же читает страшное стихотворение «Тот, кто слабее, тот прав». В его голосе уже нет ни тени иронии. Дикий контраст? Да. Но именно такие контрасты и создают ощущение живого общения с музыкантом, который выходит не отработать номер на сцене, а что-то донести до слушателей. Доносили, кстати, «Проект ХБ» больше двух часов. И, кажется, донесли.

P.S. А еще, слушая «Проект ХБ», я с удивлением обнаружил для себя много перекличек с творчеством Василия Уриевского и совсем не удивился, когда его позвали на сцену, тем более что это далеко не первое совместное их выступление. Фахртдинов тут же заставил Василия поздравить их с пятилетием. Уриевский сказал: «Поздравляю с пятилетием», Павел ответил: «Спасибо, брателло», после чего подколы снова понеслись как ни в чем не бывало. Такой вот Павел.

Куда пойти в декабре и январе:

Декабрь

17 – «После 11» в «Черчилле».

18 – Крис Аивер в «Honky Tonk». Вход: 250 рублей.

24 – 1. Extasy в «Metro». Вход: 200-300 рублей. 2. «Авентайл» в «Magic».

25 – «Группировка Беловежская Пуща» (Беларусь) в «Honky Tonk».

Январь

6 – «Мама не узнает» в «Metro». Вход: 300-400 рублей.

8 – Sonic Death в «Metro».