Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Акустическое начало зимы

Оценить

У акустических концертов есть своеобразная прелесть: во-первых, звук чище – как ни настраивай электрогитару, все равно идеального звучания добиться очень сложно; во-вторых, на таких выступлениях всегда присутствует какая-то камерность, особо тесная связь артиста со зрительным залом. Декабрь начался у нас с походов именно на акустические мероприятия, а закончили мы 2015 год привычным тяжеляком.

Алексей ВдовинI

Что: Алексей Вдовин
Где: I Amsterdam
Когда: 5 декабря

Лидер подмосковной группы «НедРа» Алексей Вдовин возвращался в Саратов спустя полгода. 4 апреля в «Machine Head» он вместе с баянистом «НуДыкЧЁ?» Александром Сомовым и Александром Савиным из «А’бриса» устраивали джем-сейшн. Сейчас уж, задним числом познакомившись с творчеством Вдовина и Савина и увидев их вживую по отдельности, остается только сожалеть, что я пропустил тот концерт.

Вдовин играл в «I Amsterdam» (или просто «Amsterdam») – нет, это не новый клуб, а старый-добрый арт-бар «Ленинград» после ренейма. Именно ренейма, а не ребрендинга, потому как портреты Боярского, Блока, Васильева, Шевчука и Путина остались висеть. Никаких Рембрандтов и Спиноз. А ренейм был, конечно, нужен – долгое время его путали с рестораном «LeningradHall», учитывая, что тот тоже постоянно проводил концерты.

Кстати, его создатель Женя Опрятнова как-то сказала, что после песен Вдовина ты уже никогда не будешь прежним. Я бы, наверное, так громко не стал утверждать, но определенно в этом артисте есть что-то, что выделяет его из числа тех, кто некогда взял в руки акустику и начал петь. Во-первых, как ни банально, тембр – он у Алексея очень приятный и, что отдельно радует, звучит голос Вдовина что на записи, что вживую одинаково. Во-вторых, тексты. Алексей ироничен, грустен, его лирика линейна, но в том смысле, что в ней может не найтись места для припевов. Он абсолютно поэтичен и прозаичен в одном флаконе (прозаичен не в смысле банален, а в смысле, что его истории похожи на рассказы), и потому я совсем не удивился, увидев на его концерте знакомых филологов среди зрителей. Это тот редкий случай, когда музыканта с явным удовольствием слушают как молодые студентки-первокурсницы, пробиваясь через звукопись песен, так и достаточно пожилые люди, которых почти наверняка привели дети, некогда дав послушать сочинения современного барда (барда не в нашем, советско-российском понимании, а в европейском). Вдовин немногословен – одна песня следует за другой без перерывов, ведь надо все успеть спеть – на белом листке бегут цифры: 1, 2, 3... 24, и напротив каждой – своя маленькая история. Я дослушиваю первое отделение и убегаю на Александра Чернецкого – 5 декабря оказывается одним из самых плотных на концерты дней года.

Александр ЧернецкийII

Что: Александр Чернецкий
Где: Machine Head
Когда: 5 декабря

Александр Чернецкий – это живая легенда русского рока. На самом деле выражение «живая легенда» звучит отвратительно, но тут уж ничего не поделаешь – раз принято, то так и говорим.

Как и Вдовин, Чернецкий приезжал без группы (он поет и играет в «Разных людях») с акустической программой. В перерыве между отделениями люди на улице обсуждали это решение:

– Знаешь, все-таки без баса и барабанов как-то не то...

– Зато я текст могу расслышать, а то вечно заглушался.

Вообще, удивительно, как в этом открытом, очень душевном и даже застенчивом в общении с залом человеке рождаются такие песни. Мне кажется, здесь просто стоит предоставить слово самому Чернецкому: «Я вижу сегодня много прекрасных девушек, девочек, девчонок. Хочу посвятить им песню «Счастливая девочка» и сказать, что если бы не вы, красавицы, в глазах которых мы тонем, начинаем войны и кому посвящаем победы... Будьте здоровы и прекрасны всегда!» или такое: «Эта песня была написана, когда мне было 26 лет, буквально в позапрошлом году... Да нет, в следующем году мне будет 50. Желаю, чтобы и у вас в душе оставался рок-н-ролл, помогал жить себе и людям». А какие теплые слова были обращены к дочери: «Плодами любви являются дети. Наши дети – продолжение наших жизней. Песня называется «Моей девочке 10 лет» (аплодисменты), спасибо большое, посвящена она Соне. Скоро ей будет уже 19. Учится в институте, играет в панк-группе на бас-гитаре, катается на роликах – в общем, нормальный ребенок, красивая девушка. Эту песню я всегда посвящаю настоящим отцам, тем, кто скоро станет отцом, и тем, кто пока еще не в курсе, что станет отцом. Я вас уверяю, это самое лучшее, это лучше водки и рок-н-ролла, попомните мои слова».

Несмотря на то, что в тот вечер народу в «Machine Head» было немало, все равно создавалось ощущение квартирника: Александр исполнял песни по просьбам из зала и особенно радовался, если кто-то вспоминал какую-то древнюю, но хорошую песню. Лица людей светились, все было настолько чудесно, что я даже не сильно удивился, когда, обернувшись, увидел слева от себя улыбающегося Бранимира, который, только закончив играть в «Magic», побежал к старому приятелю.

В общем, отличный длинный концерт, который мог бы вообще стать идеальным, если бы некоторые поклонники Чернецкого не выражали слишком громко свои симпатии и не пытались бы настойчиво налить Александру виски. Такие картины, увы, типичны.

Гай ДэвисIII

Что: Гай Дэвис
Где: Machine Head
Когда: 13 декабря

Да простят мне такую неполиткорректную формулировку, но выступление «черного» музыканта в Саратове всегда заслуживает внимания. Дело, конечно, не в цвете кожи, а в том, что исполняется. Поскольку дорогостоящих рэперов из-за бугра никто не возит и не факт, что будет это делать в будущем, то потомки выходцев из Африки у нас обычно играют джаз, как Мишель Уокер, или блюз, как Фил «BigDaddyBlues» Спит. И понятно, что на этих музыкантов ходит публика достаточно возрастная и состоятельная. Я лично сильно сомневаюсь, что большинство зрителей на таких концертах хорошо знакомы с творчеством музыканта – больше в таких случаях идут, доверяясь вкусу организатора. Кроме того, на этих выступлениях не обходится без джазовых и блюзовых стандартов, которые посетители напоют с удовольствием. Короче, это довольно популярный формат, от которого выигрывают все. Подозреваю, что при всей своей мировой известности (на секундочку, победа и девять номинаций от Blues Music Foundation, сотрудничество с Иэном Андерсоном из Jethro Tull и многими другими), Гай Дэвис тоже явно принадлежит к когорте музыкантов, чье творчество большинство зрителей и не знало до мероприятия. Но разве это могло помешать им уйти с концерта переполненными впечатлениями?

Например: несмотря на достаточно скромную раскрутку в соцсетях, в «Machine Head» в тот вечер зал был заполнен очень даже прилично. Дальше – еще интересней: в перерывах между песнями байки Гая переводил профессиональный переводчик (справедливости ради стоит заметить, что переводилось далеко не всё и не всегда, короткие предуведомления почти всегда игнорировались). Наконец, и это было третьей неожиданностью, концерт снимался и показывался онлайн на YouTube.

И все же был момент, в котором этот гиг уступал предыдущему – Чернецкого. Это – связь с залом. Понятно, что априори с иностранцем диалог будет выстраиваться иначе, однако нельзя было отделаться от ощущения, что Гай играл, применяя спортивную терминологию, «на классе» – безупречно, продуманно, но без огонька. Все эти выходы в зал, подмигивания и прочие малые хитрости, которые делают музыканты, здесь шли на автопилоте. Впрочем, нельзя заставить «зажигать» – да это и ни к чему, если артисту, в конце концов, верят – ведь Дэвис умеет рассказывать истории. Например, про одного нехорошего человека, который в XIXвеке поставлял уголь в Белый дом (и, как я понял, нелегальный алкоголь). Закроем на всё глаза: в концерте главное – музыка. А Дэвис играет блюз чертовски хорошо!

Энгельс МатьIV

Что: Энгельс Мать
Где: Гондурас Bar
Когда: 20 декабря

Этот день определенно был рэп-днем. За пару часов до концерта состоялся очередной тур рэп-баттла «WLVSTЬ» (да, не один «Wit-Word Battle» пробует в Саратове этот формат), а уже вечером подопечные лейбла со странным на первый взгляд названием «Энгельс Мать» выступали в недавно открывшемся «Гондурас Bar» на проспекте Кирова. Не стоит, впрочем, думать, что все выступавшие представляли левый берег Волги, например, в начале гига я увидел на сцене знакомых мне по WWB Anoneim и R[1]co. С остальными я не был знаком.

Если честно, я представлял, что концерт участников лейбла выглядит примерно так: выходит один артист, потом другой, затем третий. Ну и поскольку были заявлены ведущие, то они будут разбавлять эти выступления всякими шутками-прибаутками. По факту все выглядело иначе: практически никаких перерывов между треками, одни ребята сменяют других, притом с такой скоростью, что кажется, будто это отработанные номера – ну невозможно так быстро сориентироваться и выскочить из зрительного зала на сцену. А на ней порой, казалось, было около десятка человек. С другой стороны – а почему невозможно? Вот что отличает рэперов от тех же рокеров, так это то, сколько внимания они придают своим не слишком уж частым выступлениям: если рок-музыкант может сделать десятисекундное видеоприглашение чуть ли не на веб-камеру – и это будет считаться хорошим рекламным ходом, то рэперы нередко настолько загоняются, что сочиняют песни для этого и даже снимают вполне себе полноценные, хоть и бюджетные клипы на них. «Энгельс Мать» именно так и поступили, более того, в «Гондурасе» все время, пока шел концерт, на экранах показывали всякие короткие видюшки про жизнь подопечных лейбла в студии. Колоссальное внимание к деталям. С другой стороны, все это время не покидало ощущение, что такая музыка «не зайдет» человеку со стороны. Особенно сильно я это почувствовал, когда слушал песню с названием «Я люблю бухать». Отличный трек для дискотек, веселый, танцевальный. Но если бы я случайно зашел в «Гондурас», ничего не зная про концерт, и увидел бы, что исполняют на сцене, скорее всего, я развернулся бы и ушел. А может, я не лишен стереотипов, как некоторые мои знакомые, считающие, что хип-хоп – это низкий стиль?

PytonV

Что: Pyton
Где: BarDuck
Когда: 27 декабря

Перед приездом ульяновцев у меня были серьезные опасения, что группа не сумеет собрать пускай и небольшой, но все же вместительный BarDuck. Как выяснилось, опасения были не напрасными...

Во-первых, ребята уже приезжали в этом году летом, притом туда же. Несмотря на традиционную для этого времени зрительскую пассивность вследствие отпусков и дач, народу набралось достаточно. Теперь же Pyton рискнули заехать аккурат перед Новым годом и прогадали – пока что они не являются такими артистами, которые могут позволить себе выступать в Саратове так часто – подобным спросом могут похвастаться упоминавшийся ранее Бранимир, Mystterra и еще пара-тройка артистов. Но не Pyton.

Вторая причина, очевидно, заключалась в дате. Все-таки 27 декабря даже меломаны мыслями уже о празднике и долгожданных выходных. Для клубов это тоже время не совсем концертное – начинается пора корпоративов, предновогодних вечеринок и прочих увеселительных мероприятий. Видимо, у «BarDuck» образовалось «окно».

Вообще, печально, конечно, когда такие вещи происходят. Pyton ведь группа не проходная, таких в России на самом деле единицы – они играют на стыке стоунера и гранжа – при всей популярности здесь этих жанров и культовом статусе той же Nirvana почему-то вышло так, что эти сцены у нас начали развиваться довольно поздно и долго не имели ярких артистов. Это уже сейчас появились уникумы вроде Антона Восьмого.

На первом концерте мне показалось, что живое исполнение (или такая настройка звука) почти полностью исключала у Pyton гранжевые элементы (не считая характерных вокальных партий). В этот раз я немного поменял свое мнение и пришел к выводу, что у Pyton действительно наблюдается какая-то двойственность – вот здесь у нас будет гранж, а здесь мы заиграем музыку бородатых мужчин с юга США. Показалось мне или у ульяновцев действительно наблюдается подобная тактика, но такой подход интересен и не дает заскучать. Хоть скучать на концерте Pyton все-таки сложновато. Пускай им до икон жанра еще далеко, они все равно являются той группой, которую можно не просто заценить, но и оценить. Если бы не одно «но» – напрочь убитая из-за все того же отсутствия публики атмосфера. А в такой атмосфере и сами музыканты начинают играть как-то зажато, что ли. В общем, драйва не было, а получился концерт из разряда «и такое было». А ведь могло, могло быть лучше. Наверное.

Концерты в январе

8 – «Зимавсегда» в «Варьете». Вход: 400-600 рублей.

9 – Презентация нового сборника «Saratov Independent Music» в «Варьете» и «Machine Head». Вход свободный.

15 – «Atmospheric Session 7». Lost Piligrim в «Machine Head». Вход: 250-300 рублей.

16 – «Х.. Забей» в «Machine Head». Вход: 1000 рублей.

18 – Публичная лекция Андрея Сергеева «Лучшие клипы 2015 года» в «Медиатеке М-48». Вход: 200 рублей, свободный для студентов.

20 – «Sмех» в «BarDuck». Вход: 250-400 рублей.

23 – 1. Публичная лекция Андрея Сергеева в тайм-кафе «Vinegret» на Чернышевского, 127. Вход по тарифу заведения. 2. Bourbon в «Harat’s Pub». Вход свободный.

29 – 1. «Эпидемия» в «Варьете». Вход: 800-2000 рублей. 2. Виталий Кацабашвили в «Machine Head». Вход: 400 рублей.

30 – «Чиж и Co» в «Черчилле».