«Большой процент яйца»

Оценить
Как-то произвели, но как-то продать не получается

Участвовать в совещаниях, где специалисты разговаривают на профессиональном языке, иногда очень весело. Вот, например, птицеводы не только «яйцо» и «птицу» лишают множественного числа, а еще и оперируют таким термином, как «нанос». Услышишь слово – и уже смешно. А оказывается, плакать надо. Потому как сбывать эти саратовские наносы некуда. Производители яйца хотели бы сразу в торговые сети. А те предпочитают работать с посредниками, которые нанос подработают до магазинных стандартов, заработав на этой услуге больше производителей. Производителям такой расклад обиден и неинтересен. И потому уговорили производители птицы и яйца депутата Саратовской областной думы Владимира Соловьева уговорить заместителя председателя правительства Саратовской области Александра Соловьева собирать ежемесячно им в помощь межведомственную комиссию. Первое заседание состоялось в минувшую среду.

Тюменское яйцо есть и будет

– Если мы не будем защищать своего сельхозпроизводителя, мы будем есть только белгородскую птицу и тюменское яйцо, – сказал один из участников этого важного совещания, наслушавшись страшных цифр про то, что себестоимость яйца на тюменской фабрике даже с учетом транспортных издержек меньше себестоимости на саратовских фабриках.

– Как это получается? – спрашивал председатель комитета по экономике Саратовской областной думы Алексей Мазепов. – С чем связан такой перекос?

Компетентные люди ответили, что тюменскую фабрику купило правительство Тюменской области, что денег в бюджете там немерено и что это для региона как бы социальный проект типа градообразующего предприятия. Производя огромное количество яиц, Тюменская область насыщает свой рынок, а остатки сбрасывает в российские регионы по демпинговой цене. Потому что главное для этого госпредприятия не прибыль, а занятость людей и мощные товарные потоки. Примерно то же самое происходит с белгородскими курами. «Белгород один производит мяса птицы больше, чем весь Приволжский федеральный округ!» – говорили на совещании. Так что по всему выходило, что для торгового успеха куриной продукции нужно как минимум производить ее больше.

По информации заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области Надежды Кудашовой, наш регион занимает по производству яиц 18-е место в России, а по производству мяса птицы – 42. «У нас ведь проблема в том, что мы не обеспечиваем себя сами мясом птицы. Свининой – да, говядиной – на 70 процентов, а птицей – на 35 всего. Поэтому у нас очень много завозной птицы. Она и должна быть, чтобы рынки были насыщенными, чтобы население было удовлетворено», – убеждала членов межведомственной специализированной комиссии Надежда Васильевна.

Но члены на такие простые истины не покупались. Потому что у них были факты, показывающие, что нашу саратовскую продукцию зажимают в торговых сетях. Например, в «Пятерочке» михайловские куры лежат замороженные, и при этом на тушке процентов пятнадцать льда от общего веса, а белгородские куры распластались на прилавке охлажденными. А «Магнит» и вовсе игнорирует продукцию саратовских птицеводов, предпочитая краснодарских производителей. И вроде бы даже в «Магните» существует особый текст договора с саратовскими поставщиками, который очень сильно отличается от стандартного договора.

Заместитель председателя саратовского правительства Александр Соловьев особенно близко к сердцу принял этот факт про благосклонность саратовских «Магнитов» к краснодарским производителям. Пообещал дотошно изучить полученный сигнал и отреагировать на самом высоком уровне. Потому как губернатором Валерием Радаевым ему даны полномочия выходить на главных руководителей торговых сетей. Будем с надеждой ждать реакции на наши саратовские требования. Но пока отметим, что даже региональные руководящие лица сетей к Соловьеву на совещание не пришли.

Еще больше взбесил заместителя председателя правительства демарш министра экономики Владимира Пожарова и министра сельского хозяйства Ивана Бабошкина. Они тоже прислали на совещание заместителей, не почтив его своим присутствием. Замечание министрам записали в протокол. А во время прений не раз вешали именно на их министерства ответственность за недоработки в деле продвижения продукции птицеводства на саратовский рынок. Так что они уже получались такими же противниками саратовских производителей птицы и яйца, как «Гроздь» и «Магнит».

Государство оплатит работу посредника производителю?

«Вопрос больше поднят из-за рынка яйца, – попытался уточнить ситуацию начальник управления министерства экономики Александр Гречихо. – Удельный вес саратовского столового яйца в рознице доходит до 70 процентов. Но в торговых сетях на долю нашего яйца приходится от 17 до 40 процентов общих объемов». В министерстве экономики подсчитали, что минимальная потребность населения Саратовской области в яйце составляет 487 млн штук. В 2012 году мы съели 781 млн штук.

Инициаторы создания ежемесячного совещания по продвижению в торговлю продукции птицеводства депутаты Саратовской областной думы Владимир Соловьев и Алексей Мазепов
Инициаторы создания ежемесячного совещания
по продвижению в торговлю продукции
птицеводства депутаты Саратовской областной
думы Владимир Соловьев и Алексей Мазепов

В министерстве сельского хозяйства тоже считать умеют, и говорят, что производим мы даже больше яиц, чем съедаем. Но некоторые производители предпочитают реализовывать его за пределами области. Например, ЗАО «Птицевод» реализует в Саратове и области только 80 % своего яйца. По татищевской фабрике цифры еще ниже – только 66 % продается внутри области. Саратов-птица, в которую входят балашовская, лысогорская, покровская фабрики, реализует внутри области 55 %. А вот петровская фабрика, Дергачи-птица и Балаковская птицефабрика всё яйцо продают на внутреннем региональном рынке. И Михайловская фабрика продает всего лишь 3 % произведенных яиц за пределы региона.

Рынок есть рынок – кому куда легче и выгоднее продать, туда и продают. К нам везут яйцо из Нижегородской, Пензенской, Челябинской областей, Мордовии, Башкирии, Удмуртии, Республики Беларусь. При этом Нижний Новгород, Тюмень и Беларусь держат отпускные цены от 15 до 17 рублей за десяток. А у нас самая минимальная цена составляет 17 рублей. И это если торговать себе в убыток. Потому что средняя себестоимость яйца, по данным регионального минсельхоза, 2278 рублей за тысячу яиц.

В торговых сетях яйца продаются по 27–33 рубля за десяток. «Диспропорция очевидна. В выигрыше только торговое звено», – сказала Надежда Кудашова. А Александр Гречихо с этим мягко не согласился. Потому как, по его информации, дилеры с крупных птицефабрик Мордовии, Тюмени, Беларуси проводят очень жесткую маркетинговую политику и, не скупясь, вкладывают в нее серьезные средства в отличие от наших птицефабрик: «Они маркируют свою продукцию и указывают конкурентные преимущества. По мнению нашего министерства, низкий процент присутствия наших производителей в сетевых магазинах – недостаточная реклама». По мнению чиновника из министерства экономики, если на яйцах появится логотип «Выбирай саратовское!», то покупатель с этим призывом согласится. А если продавец промаркированного так яйца будет еще и сидеть на рынке под большим плакатом с этим слоганом, трогать сердца саратовцев этим призывом можно будет вообще издалека.

Возможности сокращения издержек саратовских производителей на совещании не обсуждались. Наоборот даже, их настраивали на то, что затраты придется повышать, потому что без современной упаковки продукции и активного ее продвижения конкурировать сегодня на рынке, особенно в сегменте крупных торговых сетей, нереально. Но участникам совещания было несколько раз обещано, что они могут рассчитывать на господдержку. Деньги «на продвижение» местной продукции к торговым сетям ждут из федерального центра.

Про сбыт договорятся, подумают о поголовье?

Прибыль предприятий от этой господдержки, конечно, не увеличится. Ведь основные расходы саратовских производителей в себестоимости куриной продукции составляют корма. А их стоимость зависит от состояния растениеводства, от цен на зерно, от засух, от стоимости электроэнергии, стоимости грузоперевозок… Из федерального бюджета поддержка в связи с удорожанием кормов обещана. Вот только пока порядка распределения средств нет.

Но самая большая проблема нашего саратовского птицеводства состоит совсем в другом. Отечественные племенные заводы с их малым поголовьем не могут обеспечить поставки больших партий крупным птицеводческим холдингам. «Серьезная зависимость от импорта повышает риск нестабильного развития птицеводства», – предупредила Надежда Кудашова. Так что проблем в птицеводстве воз и маленькая тележка. Но самая главная сегодня все-таки – договориться с сетями о зеленом свете для саратовской куриной продукции. И выгнать прочь посредников. Потому что будущее за сетями, а не за ними.

По итогам разговора чиновникам и депутатам раздали поручения. Самое интересное, с моей точки зрения, – проанализировать долю всех наименований региональной продукции в сетях. Узнать средние цифры присутствия продукции собственного производства в других регионах. А дальше поступать творчески. «Не менее 50 процентов продукции собственного производства должно быть в сетях. Если у нас воды мало производится, и водку мы уже не делаем, давайте замещать их большим процентом яйца, – предложил Александр Соловьев. – По тем стандартам, которые нужны сетям».