«Закон курит в сторонке»

Оценить
Каких результатов стоит ждать от запрета курения в общественных местах?

Утвержденный 12 февраля Госдумой закон о запрете курения в общественных местах вызвал бурные обсуждения и разделил общественность на сторонников и противников. А вот вступление закона в силу 1 июня заметили не все. «Закон о табаке нервно курит в сторонке», – заключили скептики.

Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» будет реализовываться в несколько этапов. С 1 июня 2013 года запрещено курить в большинстве общественных мест, в госучреждениях и на рабочих местах, а также на АЗС, в самолетах, в общественном транспорте, на станциях метро, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов. Курить можно не ближе 15 метров от входа на объект транспорта.

С 1 июня 2014 года будет запрещено курить в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, в гостиницах, а также на рынках, в магазинах, в местах общественного питания и на пассажирских платформах вокзалов.

Пострадают и мелкие розничные точки с табачной продукцией, продажа сигарет разрешается в торговых помещениях более 50 квадратных метров. Запрещается открытая демонстрация товара: потребитель может приобрести товар, выбрав его по прейскуранту. Минимальная цена пачки станет предположительно не менее 50 рублей. В финансово-экономическом обосновании особо подчеркивается, что поступления в бюджет средств от табачных акцизов увеличатся в четыре раза и к 2014 году составят 466 млрд рублей при общей сумме затрат на реализацию указанных в законе мер в 615 млн руб.

Конечно же, под запрет попадет всяческая реклама табачной продукции, а также лотереи и спонсорские акции компаний. Запретят демонстрацию курения в кино и на телевидении. Хотя эпизоды, являющиеся частью художественного замысла, трогать не будут (но по каким критериям это будет определяться, толком не ясно).

Однако покарать за нарушение закона пока нельзя: поправки в Административный кодекс в середине мая утвердила Госдума только в первом чтении, а окончательно приняты они будут не раньше середины лета. По предполагаемым изменениям за курение на запрещенных законом территориях будет налагаться штраф от одной до 1,5 тысячи рублей.

Противники закона с издевкой отмечают, что «наконец» удалось пресечь курение в рентгенологических кабинетах, лифтах и автобусах – чего ни один здравомыслящий человек не мог себе позволить и без закона. С другой стороны, список запрещенных мест расширен настолько, что единственным свободным для курильщиков местом остается только улица. Общероссийское движение за права курильщиков разделяет беспокойство государства о табакокурении, но предлагает ввести зоны для курения на рабочих местах, в общественных учреждениях и создать специальные «курящие» кафе и рестораны.

Россия стала 150-й страной, присоединившись к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с курением. Пять лет назад аналогичный документ приняло французское правительство, за первые два года количество курильщиков упало на 5 %, но через три года выросло на 4 %. Может, стоит поискать другой выход из этой проблемы помимо запретительных мер?

ФатеевМаксим Фатеев, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

В КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТО ВЫЛЬЕТСЯ – СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ

С одной стороны, я отношусь к закону положительно: отказ от курения – это залог здоровья нации и прочее. Сам пятнадцать лет не курю и думаю, что всё, что делается, чтобы люди бросили курить, – это хорошо.

С другой стороны, этим законом мы ставим определенную категорию людей в неравное положение по отношению ко всем, кто уже отказался от табака. Прежде всего, нужно относиться к таким людям как никотинозависимым. Помочь им – первоочередная задача общества и только потом – государства. Я считаю, что одними запретительными мерами заставить человека бросить курить невозможно, пока человек для себя не примет абсолютно осознанное и желанное решение о том, что бросает курить. Ни один даже самый жесткий закон его к этому не принудит. Я думаю, что этот закон будет одним из актов в общей тематике не борьбы, а исключения курения из нормальной повседневной жизни. И пока табак является законным на территории Российской Федерации, все люди, его употребляющие, покупающие либо торгующие, не могут находиться вне закона.

В любом случае разработчики закона смотрели на выпадающие бюджетные доходы и прочее. В первую очередь это отразится на потребителях табачной продукции. При увеличении акцизов на табачную продукцию со стороны государства производители сигарет не захотят терять свои объемы. Соответственно, пачка сигарет будет стоить дороже. А покупать ее или не покупать – это вопрос к потребителям.

То, что будут существовать отдельная категория магазинов и мест, где будет отдельно продаваться табачная продукция, – это вопрос, опробованный во многих странах мира. Но в отдаленных районах жители тоже курят, а таких табачных магазинов там быть не может. В какие последствия это может вылиться – стоит задуматься. Мы уже пережили девяностые годы, когда был дефицит табака: тогда люди его выращивали, табачные изделия ввозились контрабандой.

ЛандоАлександр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:

НИКОГО НЕ УЩЕМИЛИ В ПРАВАХ!

Я с нетерпением ждал, когда же этот закон вступит в силу, потому что лично испытываю его действие на себе. У меня в подъезде ряд жильцов курили на лестничной клетке. Дома они этого не делают: ни на балконе, ни на лоджии. А весь дым идет на людей, живущих выше (я живу на четвертом этаже). И вот после вступления закона я пока что не замечал дыма.

Что касается всех остальных граждан, то всё равно какую-то часть людей этот закон остановит. Я знаю даже людей, которые говорили: «Всё, с первого июня брошу!» Понятно, что все не бросят, это утопия. Но часть людей прекратят заниматься этим пагубным делом и сохранят свое здоровье. И еще большая часть перестанет страдать от пассивного курения, когда они находятся рядом с курильщиками в общественных местах. Дело осталось за немногим – за соблюдением этого закона на местах.

Трудно пока заметить большие изменения от вступления в силу закона – на это нужно время, а первоначальные выводы делать не стоит. Посмотрим. Хуже не будет точно, лучше – будет. И когда говорят, что нарушаются права курильщика (в частности, об этом сказано в колонке главного редактора «Газеты недели в Саратове»), я с этим не согласен. Нужно учитывать интересы большинства. А курильщику никто не запрещает курить, пусть он ищет соответствующие места. Почему я должен страдать от его вредной привычки?!

Кстати, знаменитые люди, которых мы все знаем и любим – Григорий Горин, Олег Янковский, и дальше можно продолжить список, – были заядлыми курильщиками. Может быть, если бы они раньше бросили, то прожили бы на пять-десять лет дольше.

Всё нормально. Никого не ущемили в правах – наоборот, это делается в интересах людей, и курящих в том числе!

ПаращенкоАлександр Паращенко, главный врач Саратовской областной психиатрической больницы Святой Софии, главный психиатр и нарколог Саратовской области:

ЧТО ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ В ТЮРЬМАХ И БОЛЬНИЦАХ?

В первую очередь, нужно говорить о том, что этим законом государство не стремится к тому, чтобы люди бросили курить. У нас свободная страна, и людей не могут заставить не курить, пока табак свободно продается, ведь это не наркотик и не запрещенный препарат. Этим законом хотят обезопасить общество от пассивного курения, происходящего в общественных местах. С этим я согласен: пусть курильщики выходят в специально отведенные места.

Но что делать людям, которые по сложившимся жизненным обстоятельствам вынуждены круглые сутки находиться в так называемых общественных местах – тюрьмах, больницах? В местах заключения, скажем, людям очень трудно будет отказаться от курения. И поскольку я работаю в психиатрической больнице, то знаю: здесь есть люди, у которых непростая жизненная судьба, и просто лишить их этого, будем говорить, удовольствия очень сложно.

Это то же самое, что взять и сказать в один день, что кофе – вредный напиток, от него идет вредный аромат, и отобрать у всех кофе. Всё должно делаться постепенно. Например, даже в Америке, которая давно борется с табакокурением, можно спокойно выйти из отеля или ресторана и закурить. Так же как и в Италии, во Франции. У них есть и специальные кафе для курящих.

В целом этот закон принимать нужно, но он должен быть очень разумным, и необходимо с уважением относиться к человеку. Чтобы человек чувствовал, что его действительно оберегают. И чтобы до подсознания курящего дошло, что он наносит вред здоровью окружающих.

МитрошинДмитрий Митрошин, главный редактор газеты «Репортер»:

ПОЯВИТСЯ УВАЖЕНИЕ К ЗАКОНАМ – ПОЯВИТСЯ УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ

Я думаю, что табакокурение – не самая страшная болезнь, которой больно наше общество и которой сейчас нужно уделять такое внимание – ужесточать наказание, вводить штрафы. Это всё ловля блох на собаке, у которой черепно-мозговая травма. Я считаю, что у нашего общества есть гораздо более серьезные язвы, и если вот мы будем залечивать их, то наша жизнь придет в норму. Когда Владимир Владимирович беседует с главами региона, чему он их учит? Правильно – расставлять приоритеты. Вот и законодателям тоже не помешало бы правильно расставлять приоритеты. Давайте для начала сделаем честные выборы, узаконим сменяемость власти, давайте хотя бы начнем бороться с коррупцией не на словах, а на деле! Когда на этих направлениях произойдут какие-то изменения, вы удивитесь, как быстро появится поколение людей, которые не будут курить на лестничных площадках, не будут пить в общественных местах, не будут ругаться матом и каждую бумажку будут доносить до урны и тереть с шампунем асфальты. Появится уважение к законам – появится уважение к себе. Человек, который уважает себя, никогда не будет заниматься тем, что может как-то повредить другому человеку.

Что касается соблюдения антитабачного закона на практике: он настолько же строго соблюдается, как соблюдаются законы, которые запрещают распитие напитков и сквернословить в общественных местах, то есть никак. Закон будет работать, когда его будет удобно соблюдать и следить за соблюдением, а также очень невыгодно не соблюдать. Дело не в штрафах, а в коррупционной заинтересованности со стороны стражей порядка. Например, когда были введены большие штрафы за нахождение за рулем в нетрезвом виде, такие люди стали тут же находиться. А если полицейский подойдет к человеку, который курит в неположенном месте, а у него ничего нет, кроме этой сигареты, то трудно заставить полицейского следить за исполнением закона человеком, с которого он ничего не возьмет. С одной стороны, штрафы не такие большие, чтобы заинтересовать полицейских, а с другой стороны – нарушители порядка в момент совершения проступка вряд ли будут платежеспособными. А водить в отделение и оформлять протокол поголовно всех не будут. Никто не будет за этим следить, а общество еще не готово к такому самоконтролю. В итоге, как я проходил мимо остановки общественного транспорта и люди там курили, так они там и курят. Я по-прежнему стараюсь задержать дыхание, быстро прошмыгнуть – потому что дышать просто невозможно.

Блиц-опрос: «Чего ждут от антитабачного закона курильщики?»

ЕмельяновАндрей Емельянов, водитель:

1. Стаж курения.

– 22 года.

2. Как относитесь к этому закону?

– В большей степени положительно. Я понимаю, что курение – это зло и что нужно бросать, но пока не готов. В законе меня не устраивают два момента. Во-первых, власть не говорит «не кури», а говорит «кури вон там, или сейчас мы тебе сделаем очень плохо». Во-вторых, беспокоюсь, что цены на сигареты подскочат, а это очень плохо отразится на бюджете моей семьи – ведь бросить курить я вряд ли смогу.

3. Вы перестали курить в общественных местах?

– Я не курю в салоне машины при своих пассажирах – но так было и до принятия закона. Стараюсь не курить вблизи детей и женщин и так далее – но это тоже так было и раньше. Во всем остальном для меня ничего не изменилось.

4. Будет ли закон работать?

– Мне кажется, что если и будет, то не очень скоро.

5. Собираетесь ли бросить курить?

– Не получится.

МорозовПетр Морозов, студент:

1. Стаж курения:

– Шесть или семь лет, точно не помню.

2. Как относитесь к этому закону?

– Абсолютно бредовый закон! Раз запрещают, пусть покажут места, где можно курить. Права курильщика вообще не учтены.

3. Вы перестали курить в общественных местах?

– Нет, как и 44 миллиона курильщиков, которые живут в нашей стране.

4. Будет ли закон работать?

– Ага, как только полицейским раздадут линейки и циркули, по которым они будут отмерять и чертить 15 метров. Будет для них занимательная геометрия.

5. Собираетесь ли бросить курить?

– Я планирую бросить курить после официальной отмены этого закона. Это, можно сказать, мое официальное заявление.