От Атлантики – и до Тихого

Оценить
Михаил Прохоров предложил объединить Евросоюз, Россию и Японию

В понедельник на минувшей неделе закончилась первая школа Михаила Прохорова для людей, желающих поменять власть в России. Непосредственно на учебу журналистов не пускали. Она шла за закрытыми дверями отдельно – непосредственно для кандидатов во власть, отдельно – для юристов, финансистов региональных штабов партии «Гражданская платформа» и политтехнологов, которые выбраны в помощь кандидатам.

8 сентября 2013 года состоится дебют этой партии на выборах. Журналисты могли судить о серьезности настроя на победу по пленарным заседаниям. Главных наблюдений два: организационный аппарат партии стал работать более четко, аккуратно и системно, но первых кандидатов пока с большой натяжкой можно назвать новой силой способной подвинуть нынешнюю власть. На их фоне выделялись харизматичные члены федерального гражданского комитета партии – Ирина Прохорова, Елизавета Глинка и Евгений Ройзман. Объяснение их притягательности было найти нетрудно. За каждым из них уже есть важное настоящее дело по изменению общества. Они делали эти свои дела и до создания «Гражданской платформы». Они будут их делать, даже если партия не состоится как могучая сила. Михаил Прохоров, кстати, тоже относится к таким людям-оптимистам. Но пока ему не хватает умения излучать внутреннюю силу. Хотя из «железного дровосека» на чужой просеке он уже превратился в человека, который понимает, куда и зачем он ведет своих сторонников.

Чем альтернативщики отличаются от оппозиционеров

«Люди никогда не простят МД Куршевеля и не поверят политику-холостяку», – сказала мне московская подруга. Я ответила, что она не очень внимательно слушала Прохорова. Потому что он на данном этапе своей политической борьбы рассчитывает на поддержку не всех людей, а только представителей созидательного класса, среди которых он видит предпринимателей, интеллигенцию, квалифицированных рабочих и эффективных управленцев. Ему нужно сейчас качество, а не количество сторонников. И отличительной чертой его сторонников будет умение думать своей головой. Ради этого он готов закрыть глаза на сегодняшнее формальное членство таких людей в любой партии – даже в «Единой России». Он готов вести во власть лидеров, потому что только они смогут установить правила игры, отличные от сегодняшних, и сдвинуть российскую жизнь с точки стабильности к альтернативе. Во власть должны прийти образованные люди. А хамы – уйти.

Прохоров – прагматик, и у него разложены по полочкам все силы «Единой России» – телевидение, административный ресурс, репрессивный аппарат и даже стойкое политическое уныние избирателей, которые не хотят перемен. Справиться с унынием можно, предложив альтернативы. Например, объединение России с Евросоюзом и Японией. Этот новоиспеченный политик умеет говорить с трибуны, не заглядывая в шпаргалки, хотя они и лежат перед ним. То ли память хорошая, то ли умеет коротко формулировать прямо в зал. Лидер партии, которая впервые идет на выборы, попросил своих сторонников, рискнувших выставить свои кандидатуры на сентябрьских выборах, учесть, что российские граждане не обязаны поддерживать их «только потому, что мы такие умные и такие симпатичные». Правоту придется доказывать в споре с оппонентами. Их больше, они громче. Но партия «Гражданская платформа» отличается от «Единой России», как Google от Газпрома. И этот факт не так уж мало значит для тех, кто понимает в эффективности бизнеса. Лидер партии посчитал, что за три года из «ГП» можно сделать мощную политическую силу, представленную в более чем 60 региональных парламентов. И тогда в 2016 году Государственная дума станет иной.

Прохоров медленно, но верно становится интересным политиком, умеющим вложить сложновкусную конфетку в простенький и привычный фантик. Думаю, что объясняется это тем, что он, в отличие от действующих чиновников, слишком хорошо понимает, что политика не прогнозируется в отрыве от экономики. А экономика – это не только нефтегазовые доходы, самотеком льющиеся в федеральный бюджет. Каждый раз, выходя на публику, готовую или неготовую его слушать, вчерашний суперуспешный бизнесмен напоминает, что сегодня в мире происходит ожесточенная война за новые, еще не оформившиеся рынки. Какие они будут, никто не знает. Но победившая в этой войне группа стран-лидеров будет определять современный и будущий мировой порядок. «Борьба идет не только друг с другом, но и друг за друга – в одиночку сильными быть уже нельзя». И дальше Михаил Прохоров сделал предложение, от которого захватило дух у самых больших фантазеров. Но оказывается, еще академик Андрей Сахаров всерьез размышлял над ним.

Речь о проекте объединения Европы, России и Японии. На этом пространстве живет больше миллиарда человек. ВВП этого конгломерата в два раза больше, чем ВВП Америки, и в три раза больше, чем ВВП Китая. Но это лидирующие страны ищут новые формы развития человечества, стирают границы и предлагают различные формы интеграции. Мы, наоборот, закрываем свою страну. И не очень волнуемся о том, что в экспорте наукоемких технологий на Россию приходится жалкая четверть одного процента. «Мы стали аутсайдерами, – уверял Прохоров. – А в современном мире с аутсайдерами не считаются». Положение будет стремительно усугубляться, потому что «вместо того, чтобы сделать шаг к открытости, государство закручивает гайки и делает всё для того, чтобы во власть не могли попасть наиболее успешные, наиболее яркие наши граждане, что, естественно, приведет к люмпенизации власти».

Пока «Единая Россия» контролирует правительство, оно не может решать «простейшие проблемы» – строительство инфраструктуры и дорог, ЖКХ. Оно не может создать социальную доктрину, которая естественным образом объединила бы Трудовой кодекс, пенсионную реформу, социальное страхование, то есть все те проблемы, которые без нефти и газа уже были решены восточно-европейскими странами и странами Прибалтики. Эксплуатация темы социальной справедливости тоже зашла в тупик. Вместо граждан, способных на инновационный труд, власть видит только маски бюрократических сословий: врачи, учителя, ветераны труда, военные скопом. А нужно реально защищать человека-созидателя – трудягу в спецовке и трудягу в деловом костюме. Когда человек платит больше налогов, он должен знать, что государство это ценит и дает ему больше, чем стандартный социальный пакет.

Не надо ломать любой ценой путинскую систему. Не надо останавливать нашу страну ни на минуту. Не надо разрушать Россию опять до основания, а затем на ровном месте пытаться что-то построить. Людям не нужна оппозиция-катастрофа. Власть не надо проклинать. Нужно идти к гражданам и предлагать им нестандартные решения развития России, региона, города.

Дружить с головой, говорить от сердца, уметь терпеть и защищаться

Как только Александр Филиппов заявил свои амбиции на место губернатора Владимирской области, к нему в офис и домой послали «маски-шоу». Но он заверил Михаила Прохорова, что не из пугливых, подкрепив свои слова символичным подарком, хрустальной вазой из цветного стекла владимирского производства, предложив считать ее символом партии, которую будут пытаться легко разбить на тысячи хрусталиков. Выступающие за ним кандидаты во власть регионального уровня были попроще. Пеклись о том, что народ не сразу поймет лозунг «Мы не оппозиция, мы – альтернатива!», делились тревогой из-за того, что темп роста мигрантов в регионе превышает темп рождаемости. Среди новичков выделялся спокойной уверенностью лидер списка партии в Рязанскую городскую думу полковник из управления «Альфа» Сергей Милицкий. У них там, в Рязани, уже есть своя стратегия прорыва в депутаты – собрали кандидатами команду из социологов, юристов, людей, которые в прошлом управляли городским хозяйством. Борьба в столице ВДВ пойдет под лозунгом «Мы за родину!». В выигрыше полковник не сомневается.

Уже работающий мэром Ярославля Евгений Урлашов предупреждал политических новобранцев, что начинать быть альтернативой нужно с того, чтобы перестать читать информацию по бумажке – «речь должна идти от души и не быть заученной». В день проводить по шесть встреч с избирателями, желательно с промежутком в пять минут. Будет нелегко, но надо понимать, что «время партии «ЕР» заканчивается», «авторитет ее тает, как снег», и нужно успеть встать на ее место, а для этого каждому кандидату следует забыть о бизнесе, передав его в надежные руки, помогать сильным бойцам, быть готовыми к «разводке на деньги», нормально воспринимать безучастность к партийной программе людей из сельской местности, научиться вникать в тысячи душераздирающих житейских историй и не исключать, что жена поставит ультиматум – или политика, или я. Но если уж начали борьбу за власть – нельзя сходить с дистанции.

Самым «оптимистичным» и лаконичным оратором был екатеринбургский борец за страну без наркотиков Евгений Ройзман. Напомнил, что страна у нас такая: сам не сделаешь, никто не сделает. Но нужно уже на старте понимать, что ничего быстро не изменишь, и быть упрямым. И рассказал анекдот про человека, которого приводят с допроса избитого. Сокамерники участливо спрашивают: «Что, больно?». А тот отвечает: «Только когда смеюсь». «Мы должны быть сильными. Уметь терпеть и защищаться», – разъяснит потом журналистам Михаил Прохоров.

Много улыбалась, пританцовывая, сестра Михаила Прохорова – Ирина. Она в партии отвечает за развитие культуры. Не в смысле театров и кино, а культуры как нового подхода к изменению жизни в стране. По мнению Ирины Дмитриевны, именно культура – главный гарант целостности страны, потому что связывает территории в единое жизненное пространство общим культурным полем, фоном и людьми. Нет этого культурного единства – и страна разваливается. Но культурными традициями, культурным туризмом и даже культурной мифологией должны заниматься креативные, свободно и легко мыслящие люди, способные превратить заброшенные шахты в концертные залы. Нынешние чиновники очень редко понимают, что затормозить отъезд молодежи из города может и мультикультурная среда, созданная уличными художниками, и интересная клубная жизнь, простроченная современным эпатажным искусством. «Мертвые памятники города не украшают, – сказала Ирина Дмитриевна. – Города – это места встреч, которые люди обживают». И тысячи благотворительных фондов, что помогают им делать это. В сегодняшних условиях с системой тендеров и гонений на НКО с наказанием «иностранных агентов» такую бурную культурную жизнь представить невозможно. А говорить с городской молодежью языком классического балета и сращиванием церкви с государством бессмысленно. У нас же, увы, наблюдается повсеместное помрачение сознания и «страшное шествие вспять».

Елизавета Глинка (доктор Лиза) посоветовала кандидатам сосредоточить свою предвыборную агитацию на объяснении людям их прав. Потому что свои обязанности они и так знают.

Руководитель федерального штаба «ГП» Рифат Шайхутдинов предостерег приехавших на учебу в Москву от использования грязных технологий. «8 сентября всё не заканчивается», – сказал он.

Самурайские мечи и амнистия для бизнесменов

«Предсказывать результаты в политике еще хуже, чем в спорте, – объяснял Прохоров на пресс-конференции, рассказывая, что осенние выборы будут первым пробным шаром, но вообще-то политический цикл партия наметила лет на 15 вперед. Осенние выборы интересны Прохорову в 14 регионах страны – где созрели условия. – Там, где нет, мы не беремся». Проверять собственные вес и силу Прохоров будет на выборах в Мосгордуму. Пойдет по одномандатному округу в Северо-Восточном округе. Говорит, что сознательно нарушает привычный подход, где генерал должен возглавлять армию.

«Гражданская платформа»Журналисты спрашивали, насколько всерьез можно относиться к его планам по переустройству карты мира. Прохоров подтвердил, что видит три мировых центра – Америку с Латинской Америкой, Китай и нас с Европой и Японией вместе взятых. А на все возражения журналистов, что Япония не захочет иметь с нами дела из-за Курильских островов, ответил, что острова – это третье. Нас еще разъединяет тот факт, что СССР напала на Японию и что наши танки проехали по самурайским мечам, раздавив их. Но нужно уметь договариваться. Снимать проблемы и двигаться дальше, совместно используя ресурсы: «Надо уметь привлекать союзников и капиталы других стран».

Такой прагматичный подход у Прохорова во всем. Когда его спросили про то, каким критерием должен соответствовать кандидат, чтобы он закрыл глаза на его членство в других партиях, Михаил Дмитриевич ответил, что нужно смотреть, насколько он сильный и насколько искренний: «Отказывать человеку из-за членства в других партиях нельзя». Кандидатам всех уровней не обязательно быть членами «ГП». В этой партии вообще всего 641 человек, лично знакомых между собой, и стремления к искусственному расширения состава нет. Потому как каждый из членов ответственен перед другими за слова, за дела и за их результат.

А еще Прохоров стал жестче. Путина не критиковал. Сказал, что отношение к нему уважительное. Но на многое происходящее у него взгляд альтернативный. На вопрос журналистов о его, прохоровском, отношении к амнистии для осужденных за экономические преступления, ответил четко. У многих бизнесменов, посаженным по этим статьям, забрали бизнес. Амнистия имеет смысл только в том случае, если у них будет право отстоять его. Вернуть. И это была смелая альтернатива российской игре в равноудаленность всего бизнеса от всей власти.