Реформа, которая перевешивает вывески

Оценить
Переименование вряд ли выведет систему довузовского профессионального образования из жалкого состояния

Профтехучилища, которыми родители еще со времен Советского Союза пугают нерадивых школьников, благодаря новому закону «Об образовании» скоро будут ликвидированы «как класс». Правда, как уверяют чиновники из регионального министерства образования, это вовсе не означает, что начальное профессиональное образование исчезнет как таковое. Просто профтехи сменят вывеску. Эта участь ожидает всю систему довузовского профессионального образования. Об этом шла речь на круглом столе в минувшую пятницу.

Обсудить реформирование системы профессионального образования в Саратовской области (а именно так была сформулирована тема заседания круглого стола) собрались представители двух министерств – образования и занятости, труда и миграции, – а также директора начальных и средних профессиональных заведений и представитель гарантийного фонда. Причем последний за все полтора часа не произнес ни слова, хотя, наверное, должен был выражать интересы бизнеса. Сильно ощущалось отсутствие за этим столом предпринимателей, которые как раз и выступают основными заказчиками квалифицированных рабочих кадров.

С чего начался кадровый голод

Проблема нехватки этих кадров возникла не вчера. То, что практически любая рабочая профессия, требующая начального уровня профессиональной подготовки, не считается в нашем обществе престижной, – это факт. Причем это традиция не сегодняшнего дня, не постсоветского времени.

– Вспомните, и тридцать лет назад, и больше вам родители говорили: «будешь дурачком, пойдешь в ПТУ», – напоминал заместитель областного министра образования Олег Афонин. – Уже тогда семьи ориентировали своих детей на получение высшего образования.

В итоге что мы имеем на сегодняшний день: больше всего проблем с трудоустройством возникает у выпускников как раз высших учебных заведений. По данным министерства занятости, труда и миграции, которые сообщила заместитель министра Наталья Кривицкая, именно выпускники вузов в большинстве своем осаждают биржу труда. На втором месте выпускники средних профессиональных учебных заведений, а выпускники начального профобразования сталкиваются с проблемами трудоустройства гораздо реже.

По данным Афонина, в 2012 году из 159 тысяч обучающихся в системе профобразования –

65 % – это студенты вузов, и только 8 % – студенты профтехучилищ. И это притом, что, как утверждает Кривицкая, база вакансий на биржах труда в Саратовской области на 70 % формируется из рабочих специальностей.

Надо отметить, что 12 лет назад в системе НПО проходили обучение 20 % всех студентов из 165 тысяч получающих профобразование, а в вузах их количество не превышало 54 %. В течение более чем десяти лет базовый уровень начального образования вымывался.

– Саратов в этом отношении регион не уникальный, – заявил Афонин. – Эти процессы шли по всей стране, как в регионах-донорах, так и в таких, где бюджетных средств на развитие системы профобразования не хватает.

Еще лет шесть назад в федеральной прессе довольно часто можно было встретить фразу: при таком отношении к системе подготовки рабочих кадров лет через двадцать в России некому будет вворачивать лампочки.

Итак, с одной стороны мы имеем крайне низкий престиж начального и среднего профессионального образования, всех этих ПТУ, ПУ, профессиональных лицеев, техникумов, колледжей, а с другой стороны – запрос рынка труда на квалифицированные кадры рабочих специальностей. Реформирование системы назрело. И что же нам предлагает вновь принятый закон?

«Бывшие профучилища»

О грядущих переменах в подробностях рассказал присутствующим Олег Афонин.

В начале нулевых все заведения профессионального образования были в ведении федерального центра, что означало федеральное финансирование и федеральное же управление. В 2005 году практически все учреждения начального профессионального образования были переданы в регионы, стали финансироваться и управляться на местах. В 2011 году та же судьба постигла и средние профессиональные учебные заведения. В итоге к началу десятых на местах, в том числе и в Саратовской области, сформировалась полноценная двухуровневая региональная система довузовского профобразования.

Начальное профессиональное образование было представлено профессиональными училищами и профессиональными лицеями. Они реализовывали программы начального профессионального образования и профессиональной подготовки. Среднее профобразование – это техникумы и колледжи, которые готовили специалистов среднего звена, занимающих положение между рабочим и инженером. Они непосредственно работают с конкретными технологиями, руководят небольшими коллективами.

В декабре 2012 года был принят тот самый закон об образовании, который несет в себе структурные изменения для этой системы. И критики его поговаривают даже об уничтожении системы начального профобразования как таковой.

– После того как закон вступит в силу (а в части положений, касающихся систем НПО и СПО, он заработает 1 сентября 2013 года), эти две системы должны будут слиться в одну систему среднего проф­образования, – объяснил Афонин. – Все учреждения НПО и СПО будут переименованы в «профессиональные образовательные организации», которые будут реализовывать разные виды программ. Что происходит с бывшим проф­училищем? Оно преобразуется в профессиональную образовательную организацию, которая готовит квалифицированных рабочих и служащих и реализует программу профессионального обучения. Бывший техникум также меняет вывеску и реализует уже три вида программ – к двум вышеобозначенным добавляется еще и программа подготовки специалистов среднего звена. То есть система не разрушается, происходит так называемый ребрендинг.

Для чего это делается? Во-первых, по мнению федеральных чиновников, это даст шанс учреждениям, реализующим программы начального профессионального образования, без особых проблем «дорасти» до уровня техникума или колледжа. Во-вторых, благодаря включению в систему среднего профобразования поднять престиж учебных заведений, но при этом сохранить подготовку квалифицированных рабочих кадров.

– В Конституции РФ уже несколько лет записано, что она гарантирует на общедоступной основе получение среднего профессионального образования, – убеждал присутствующих чиновник. – И ни слова о начальном профобразовании там сказано не было. Старая редакция этого закона подобного не гарантировала. Так что можно сказать, что федеральный закон просто привели в соответствие Конституции.

Кстати, по утверждению Афонина, перечень профессий, которым будут обучать по программам подготовки квалифицированных рабочих, полностью эквивалентен перечню профессий по 29 укрупненным группам начального профобразования, то же самое касается и подготовки специалистов среднего звена.

Процесс приема в учреждения среднего профессионального образования, которые заработают под новой вывеской, будет проходить следующим образом: на сто условных бюджетных мест на определенную специальность абитуриенты подают документы. Если количество поданных заявок не превышает количество мест, всех зачисляют на специальность без вступительных испытаний. Если количество заявлений превышает число мест, проводится конкурс аттестатов. Тем, кто не прошел на специальность по аттестационным баллам, предлагают либо подать заявления на другую, менее популярную специальность, либо обучаться желаемой профессии, но уже на платной основе. Всё это будет реализовано в нынешнюю вступительную кампанию, уже буквально этим летом. Об этом опять же сообщил замминистра образования области Олег Афонин.

А воз и ныне – где?

Но что на самом деле кроется за сменой вывески? Родители теперь с удовольствием станут ориентировать детей на получение рабочей специальности? Бизнес будет радостно помогать бывшим ПУ готовить кадры? Руководители промышленных предприятий перестанут жаловаться на низкое качество подготовки кадров, ни рубля не вкладывая в развитие системы профобразования? Зарплата рабочего станет адекватной его труду и достаточной для удовлетворения его нужд? Выпускники придут на предприятия с желанием работать, а не просиживать штаны за получку?

На эти вопросы кажущаяся реформа профобразования ответов не дает. Сам Афонин говорит о том, что изменение структуры не окажет влияния на то, хуже или лучше теперь будут готовить рабочих и специалистов среднего звена. Всё будет по-прежнему зависеть от тех процессов, которые идут «под законом». А это – взаимодействие с работодателем по целому ряду направлений, прежде всего. Потому что не может и не должна система профобразования работать без связи с заказчиком, просто выбрасывая кадры на рынок труда.

– У крупных госкорпораций есть ресурсы, чтобы открыть свои центры, пролицензировать их, провести там обучение, – объяснял Афонин. – И РЖД, и Газпром, и крупные нефтяные компании такие структуры имеют. Но что делать среднему и мелкому бизнесу? Поиск стратегии взаимодействия учреждений профобразования с предпринимательством ведется по всей стране.

К сожалению, большая часть предпринимателей на сегодняшний день не заинтересована в том, чтобы вкладывать средства в подготовку и переподготовку кадров. Довольно часто можно услышать от руководителей: «Зачем я буду в него вкладывать, если его у меня потом перекупят?» При этом они не задумываются ни о каких более-менее приличных условиях труда для рабочего, которые включают не только безопасное рабочее место, но и соцпакет, стабильную заработную плату с перспективой роста, постоянное переобучение и повышение квалификации.

При этом в отсутствие общегосударственной стратегии точечно работа учреждений профобразования с предприятиями ведется. Например, промышленно-экономический техникум (Энгельс) тесно сотрудничает с промышленными предприятиями Энгельса и Энгельсского района.

– Мы реализуем кластерный механизм взаимодействия с заказчиком, – рассказал директор техникума Михаил Кукушкин. – В кластере у нас девять предприятий, но ориентированы мы на 16. Для того чтобы выстраивать отношения с работодателем, наше учебное заведение хорошо должно понимать стратегию развития предприятия и тенденции рынка труда. Прежде чем начать сотрудничество, мы запрашиваем стратегические направления развития предприятия, переход с одного технологического уровня на другой. Чтобы подготовка специалистов была на уровне, мы отказались от классической инфраструктуры, основное влияние уделяем организации учебного процесса, используя дистанционные, электронные средства обучения, автоматизированное рабочее место.

Кадровая подготовка начинается со школ (договоры заключены с 16 школами Энгельса), где у учеников, будущих студентов, уже формируется представление о будущей специальности, они осваивают определенные программы обучения. С третьего курса решается вопрос адаптации и вхождение в корпоративную культуру. Студенты этого техникума выходят на предприятия на целевую подготовку и имеют не просто рабочее место, но и трудовую книжку. По словам Кукушкина, их студентам прививается принцип «образование на всю жизнь». В итоге это взаимодействие помогло решить кадровый вопрос на многих предприятиях Энгельса, а за выпускниками техникума выстраивается очередь.

Проблема в том, что это единичный случай, скорее, исключение, подтверждающее правило. Упорство директора, его правильное понимание современного профобразования плюс благоприятные условия в виде множества успешных промышленных предприятий сделали свое дело.

В общем и целом вся система довузовского профобразования влачит жалкое существование, являясь лишь частью экономического и образовательного контекста. Это и повышение взносов в страховые фонды, и скандалы с гособоронзаказом, поставившие на колени всю оборонную промышленность, это и невозможность формировать трудовые навыки начиная с подросткового возраста (кто возьмет 15-летнего подростка на трудовую книжку?). Самое простое в этом случае – не решать проблему системно, а привести в соответствие законодательству, сменить вывеску на здании, что и было сделано.