Это мы станем инвесторами!

Оценить
Жители городов через тариф оплатят модернизацию тепло- и водоснабжения

Модернизация коммунальной инфраструктуры, обещанная российским правительством, вряд ли состоится. Перехода от слов к делу не получается. Государство четко дало понять, что не готово брать на себя расходы по перестройке тепло-, водо- и другого снабжения больших и малых российских городов. Было сказано, что это придется делать частным инвесторам. Искать желающих потратить свои деньги на модернизацию коммунального хозяйства поручено региональным администрациям. При этом инвестору, скорее всего, разрешат окупать свои расходы за счет резкого и сильного повышения тарифа как минимум на пять лет. А это значит, что модернизировать сети, станции и подстанции российским людям придется за свой счет. Это мы станем инвесторами. Просто государство боится нам прямо об этом сказать.

Всё рушится, на всё нужны деньги

«Мы пробовали уже всякие подходы. Что-то у нас не здорово получается», – признал на всероссийском совещании в Саратове в минувший вторник первый заместитель директора Фонда содействию реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин. Фонд этот не какая-то экспертная общественная организация, а вполне себе серьезная государственная корпорация, через которую прошли уже сотни миллиардов бюджетных рублей. И будут идти дальше. Минимум – до 2015-го, максимум – до 2017 года. Фонд занимается софинансированием программы по переселению граждан из аварийного жилья и программы по ремонту многоквартирных домов. Теперь вот ему добавили третье направление – модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Владимир Талалыкин рассказал, что вообще-то фонд просил для себя это направление года три, потому что было понимание, что без реконструкции систем теплоснабжения, водоводов и канализации они просто откажут окончательно и рухнут. Никакой радости не принесут после этого людям отремонтированные крыши и балконы. Да даже новая квартира взамен той, где разваливались стены, не обрадует, если не будет в ней воды, тепла и света. И вот вроде добились у государства понимания проблемы. Но механизм реализации получился какой-то кривой. И уже понятно руководящим работникам фонда, что вряд ли он заработает и поможет что-то модернизировать.

15 миллиардов государственных рублей из федерального центра

На три года фонду выделили 15 миллиардов рублей для целей модернизации. Это смешно, потому что, по подсчетам руководства Челябинской области, например, на модернизацию коммунальной инфраструктуры в регионе нужно около 200 миллиардов, и эта цифра еще не окончательна. 15 миллиардов, по задумке наших славных федеральных законодателей, пойдут на компенсацию процентной ставки по кредитам банков и на частичную оплату проектных работ. На строительно-монтажные работы, закупку оборудования или на оплату самого тела кредита 15 миллиардов тратить запрещено.

Компенсировать предлагается 9/10 части ставки рефинансирования Центробанка. Для тех, кто не понимает, что это значит, объяснили, что государственными деньгами оплатят 7,4 % стоимости заемных денег. В Саратовской области, по словам нашего министра строительства и ЖКХ Дмитрия Тепина, деньги предприятиям коммерческие банки продают под 14 % годовых. То есть саратовские участники программы модернизации коммунальной инфраструктуры будут платить 6,5 % в год за пользование деньгами. А в Благовещенске кредит можно взять под 18 % годовых. И значит, господдержка участнику программы удешевит его только до 11,5 %.

Помощь в оплате проектных работ тоже очень условная. Она составляет 7 процентов от стоимости проекта. Не жирно, конечно. Но руководитель некоммерческого партнерства «ЖКХ «Развитие» Андрей Чибис убежден, что горькую правду хорошо бы понять на берегу, до того, как регионы сунутся в воду. «Не надо друг друга обманывать, – убеждал он участников совещания. – И федеральные деньги, и бюджетные деньги субъектов – это дополнительная опция». Модернизировать коммунальную инфраструктуру придется частными инвестициями. Чибис говорит, что бюджетных денег, особенно на реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, надо, конечно же, выделять намного больше. Потому что сейчас на это идет «меньше, чем на кино». Но Чибис призывает быть реалистами и «не ожидать манны небесной»: «Будут копейки, и то по малым городам, в ближайшие годы».

Основная нагрузка государством переложена на частных инвесторов, на «АОшки», а не на муниципальные предприятия. Но найти их – задача архисложная, потому как программа вся сплошь и рядом изрисована потолками и порогами. Модернизировать планируется коммуникации в городах с населением менее 250 тысяч человек, но минимальная стоимость программы при этом определена в 100 миллионов рублей. Ну и где, например, в саратовских Дергачах или Питерке взять инвестора, который будет готов взять в кредит 100 миллионов рублей в банке? И откуда в нем будет уверенность, что этот кредит он сумеет окупить после реконструкции водопроводной сети или центрального теплоснабжения?

Честными правилами для инвестора станет резко и надолго взлетевший тариф

Ситуацию могут спасти только честные правила игры для инвестора. Речь идет о размере повышенного тарифа и сроках его применения. В идеале этот срок должен тянуться так долго, чтобы позволить инвестору не только расплатиться с кредитными ресурсами, но и получить прибыль от вложенных денег. При этом речь не идет о простой индексации тарифа. Всерьез говорится о том, что в тариф придется заложить платежи банкам. «Если просто проиндексировать сегодняшний тариф – деньги не придут, – учил региональных чиновников Андрей Чибис. И предупреждал, что если субъект Федерации подписывается под долгосрочным тарифом, то любые политические изменения в регионе уже не могут изменить его. – Даже если придет новый губернатор и захочет снизить тариф, разница должна компенсироваться инвестору из бюджета».

Владимир Талалыкин немного подправил Андрея Чибиса информацией о том, что дело не только в региональных властях. Потому как внизу по воле федеральных законодателей полная неразбериха: регулирование тарифов ушло на верхний уровень, но полномочия по обеспечению жителей теплом, водой, электричеством с муниципальных образований никто не снимал. «Вопрос привлечения инвесторов в таких условиях предполагает мир и крепкую дружбу между муниципалитетом и субъектом. Дружбы нет – инвестора не будет», – предупреждал он.

Талалыкин вообще комплекс предлагаемых правительством мер воспринимает с сомнением. Ему известно, что предприниматели в коммунальную сферу идут с опаской. Решить самую важную задачу по привлечению внешних внебюджетных источников можно, только изменив инструментарий финансовой поддержки. «Если мы не сумеем привлечь инвестиции, шансов мало системно решить вопросы модернизации», – убежден Талалыкин.

Наш саратовский министр Дмитрий Тепин предложил руководству фонда подумать над муниципальными гарантиями исполнителям проекта. Для этого надо бы создавать в муниципалитетах фонды в размере от 10 до 50 млн рублей. Разумеется, речь идет о том, чтобы эти фонды наполнялись федеральными деньгами. Суть предложения состоит в том, что федеральный бюджет как бы берет на себя гарантию оплаты модернизации коммунальной структуры в небольшом городе. Если бизнес-проекта не получится и у инвестора не хватит денег оплатить кредит, это будет сделано бюджетными деньгами. Но объект все-таки появится. Такой подход позволит, надеясь на лучшее, подготовиться к худшему. «Риски предлагаете взять на бюджет? Если послушать наших финансистов, они, конечно, руками замашут, но давайте обсуждать», – взял инициативу на заметку топ-менеджер госкорпорации. Но чуть позже добавил, что «маленькая долька бюджетных средств, которая может быть направлена на модернизацию, будет направлена только в том случае, если вы много внебюджетных источников где-то привлечете».

Заявок нет, а по теплоснабжению – и не будет

«Слова «тяжелые, «неприемлемые условия» вы должны забыть», – начал обращение к региональным представителям власти директор экспертно-аналитического департамента фонда Леонид Алексеев. Подготовить заявку и представить ее в фонд посоветовал до 1 июля 2013 года. В противном случае тот лимит, что уже распределен по субъектам, будет сохранен только за ними, а оставшуюся часть после 1 сентября распределят опять же между теми, кто подал заявку. Если же субъект не подаст заявку хотя бы на один маленький проект, он на три года лишается возможности получать деньги фонда.

На сегодняшний день заявок на компенсацию части стоимости кредита у фонда нет. А вот, например, по модернизации теплоснабжения, скорее всего, и не будет, потому что в регионах нет правильных схем теплоснабжения. Дело в том, что федеральная власть сработала небрежно и как-то вразнобой. Сначала сверху спустили в муниципалитеты приказ разработать схемы теплоснабжения населенных пунктов до 1 января 2012 года. Многие приказу подчинились и схемы сделали, не дожидаясь порядка, определяющего, что и как должно быть в документе. Инструкцию подготовили только в феврале. И получилось, что муниципалитеты зря потратили свои деньги на разработку схемы, и теперь всё надо начинать делать сначала, и до 1 июля кто-то денег не найдет, а кто-то исполнителей. Потому что на подходе новый закон о единой теплоснабжающей организации в каждом городе. И вот как раз ей федеральный законодатель предполагает передать функции разработчика схемы теплоснабжения населенного пункта. Но Единую теплоснабжающую организацию надо еще тоже документально такой сделать.

Во время круглого стола на тему «Модернизация коммунальной инфраструктуры – от слов к делу» участники заслушивали доклад о новом способе очистки канализационных вод на примере саратовского водоканала. Доклад делала специалист московской фирмы. Она с головой нырнула в технические детали и не реагировала на просьбы из зала и президиума перейти к вопросу об экономики проекта. Но потом всё же сказала, что денег у саратовской власти на предлагаемые новшества нет. Модератор стола Владимир Талалыкин предложил подумать над тем, чтобы фирма докладчицы стала инвестором проекта очистки и заявилась на господдержку. Ему подсказали, что в Саратове живет более 250 тысяч человек. И высокий гость согласился, что Саратову модернизационная помощь не светит.

Московские гости

Исполнительный директор некоммерческой организации «ЖКХ «Развитие» Андрей Чибис

Исполнительный директор некоммерческой организации «ЖКХ «Развитие» Андрей Чибис

Замдиректора департамента региональных программ фонда Владимир Роменский

Замдиректора департамента региональных программ фонда Владимир Роменский

Директор экспертно-аналитического департамента фонда Леонид Алексеев

Директор экспертно-аналитического департамента фонда Леонид Алексеев

Первый заместитель генерального директора фонда Владимир Талалыкин

Первый заместитель генерального директора фонда Владимир Талалыкин