Новая традиция выборного процесса

Оценить
Кампания по выборам ректора Саратовского государственного университета набирает обороты

Ученый совет СГУ, на котором была создана комиссия по выборам ректора, прошел еще в конце января нынешнего года. Весь февраль шло выдвижение кандидатов. 25 февраля стали известны претенденты на кресло главы старейшего вуза в Саратовской области: доктор химических наук, профессор факультета нано– и биомедицинских технологий, заместитель директора образовательно-научного института наноструктур и биосистем Дмитрий Горин, ректор университета, доктор физико-математических наук, профессор Леонид Коссович, доктор философских наук, декан философского факультета Михаил Орлов и доктор географических наук, проректор по инновационной деятельности Алексей Чумаченко.

И тут общественность ждал первый сюрприз. Нынешний ректор СГУ Леонид Коссович, кого считали безусловным фаворитом гонки, взял самоотвод. Таким образом, осталось три претендента на пост ректора национального исследовательского университета СГУ, что оставляет открытым вопрос о том, кто же в этой гонке безусловный фаворит.

Тем интереснее наблюдать за предвыборной кампанией, которая только началась. И началась весьма интересно. В середине апреля состоялись первые теледебаты кандидатов. К сожалению, в них приняли участие только двое из трех – Михаил Орлов и Алексей Чумаченко. Но, думается, если кампания пойдет и дальше в том же ключе открытости и прозрачности, мы, возможно, увидим в эфире и третьего кандидата с его программой.

Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор еженедельника «Глас народа»:

Дмитрий Олейник, политолог, главный редактор еженедельника «Глас народа»ИЗ ЭТОГО МОЖЕТ ВЫРАСТИ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ

– Процесс выборов в СГУ пока находится в начальной стадии. Сами выборы пройдут в сентябре. Но отличием этих выборов от всех пре­дыдущих в старейшем саратовском университете (а СГУ, как известно, один из самых старых университетов не только в Саратове, но и в стране) стало то, что предвыборный процесс впервые проводится так гласно, с применением новых форм, таких, например, как телевизионные дебаты. На моей памяти во всяком случае такого не было, чтобы кандидаты на пост ректора вуза проводили открытые дебаты на телевидении. Так что все заинтересованные в предвыборном процессе смогли посмотреть на тех, кто претендует на пост ректора, оценить их видение ситуации в университете, посмотреть на то, как те понимают проблемы, которые перед ними стоят. Мне это представляется очень интересным, заслуживающим внимания. Если сравнивать с выборами в других вузах, то я такой ситуации не припомню.

Как предвыборная гонка пойдет дальше, пока сложно себе представить, потому что многие вещи на самом деле делаются в первый раз. Но если всё будет продолжено в том же ключе, я думаю, что это будет положительно воспринято как университетским сообществом, так и теми жителями Саратова (а их, как мне кажется, большинство), которых интересует то, что происходит в классическом университете. Как мне показалось, это не внешняя демонстрация демократической процедуры, и если так же воспримут ее те, кто сегодня в СГУ учится и работает, и если такой подход будут в дальнейшем развивать, из этого вырастет новая, очень хорошая традиция.

Что касается самого телевизионного «Дискуссионного клуба». Я был на этих дебатах. И мне понравилось. Оба кандидата, которые присутствовали на дебатах, показали высокий уровень ведения дискуссии, высокий уровень общих знаний.

Мне, в общем-то, понравились оба, хотя те акценты, которые они расставили, были видны достаточно четко. Были представлены два взгляда на дальнейшее развитие университета: один из кандидатов больше говорил об инновациях, второй о социальных аспектах образования. Мне это показалось очень интересным.

Поэтому я считаю, что это правильная форма, и надо ее развивать дальше. Время до сентября еще есть, может быть, следует собрать в эфире всех трех кандидатов, чтобы было представлено уже три точки зрения. Сделать дебатам более широкий анонс.

Понимаете, это на самом деле было интересно. Не просто банальные говорящие головы.

Здесь у обоих кандидатов было четкое видение проблем, никто не показался мне человеком, использующим в своей программе популизм. И тот, и другой кандидат четко обозначали и финансовые проблемы, которые возникают перед вузом, и потребности в социальном развитии, и в ремонте, и так далее. То есть люди говорили прежде всего о проблемах, но тут же называли пути решения, опирающиеся на реальные источники дохода. Расхожей фразы, что всё будет хорошо, но не знаем, за счет каких средств, не было. Разговор был деловой, по существу, можно было посмотреть: вот они, источники, вот они, направления развития вуза, вот первоочередные потребности. Очень всё четко, по-научному и хорошо подано – это можно легко воспринять и понять, насколько серьезно и ясно видится картина претендентом.

Я, например, из этой дискуссии узнал для себя новые интересные вещи, о которых не знал раньше. Мне показалось, что уровень дискуссии значительно выше, чем на политических дебатах.

С чем придется столкнуться новому ректору? Помимо того что СГУ – это образовательное учреждение, выполняющее огромную социальную функцию, это еще и крупный хозяйствующий субъект. Поэтому оба кандидата, когда им задали вопрос, от чего им придется отказаться, ответили, что от личного времени и, что еще более печально, от научной деятельности в какой-то ее части. Кандидаты прекрасно понимают, что управление таким хозяйством и таким субъектом, как университет, требует очень много времени. Это серьезная работа, огромная ответственность – быть ректором университета, особенно такого крупного, как СГУ.

Дмитрий Аяцков, директор Поволжского института управления им. П. А. Столыпина:

Дмитрий Аяцков, директор Поволжского института управления им. П. А. СтолыпинаОТРАДНО ВИДЕТЬ, ЧТО ЭТО ЧИСТАЯ КАМПАНИЯ

– Предвыборная кампания в Саратовском государственном университете пока в самом начале. Но она уже пример открытости и гласности. Недавно я смотрел дебаты кандидатов в ректоры СГУ по телевидению. Очень понравились оба, их подходы к проблемам вуза, их позиции по поводу дальнейшего развития университета.

Мне кажется, проведение таких дебатов – очень удачная идея. Отрадно видеть, что это чистая кампания. Никто не льет грязь на пре­дыдущих ректоров, напротив, кандидаты предлагают конструктивные решения по поводу того, как в дальнейшем, по их мнению, должен работать один из старейших вузов России, императорский университет. Во время дебатов прозвучали очень интересные предложения по усилению научной составляющей вуза, по его взаимодействию с предприятиями Саратовской области и Российской Федерации, на которых можно внедрять научные разработки и новые, придуманные учеными вуза технологии. Звучали мнения по социальному развитию. Голословных рассуждений вроде «я приду и всё налажу» в этой предвыборной кампании я пока ни у кого не слышал. Мне оба кандидата, которые пришли на теледебаты, понравились, как и их программы. Программы отвечают статусу вуза. Все-таки, саратовский университет – это солидное, в чем-то даже уникальное учебное заведение. А статус национального исследовательского университета ко многому обязывает. Обязывает и то, что стены этого вуза в разные годы прославили ученые с мировым именем в самых разных областях – химии, физике, математике. Сейчас вот в университете очень сильная команда программистов, которые выигрывают призовые места практически на всех мировых олимпиадах по программированию. Понятно, что руководить таким учебным заведением – это серьезная задача.

Деятельность университета мне понятна и интересна, я в нее погружен. И сегодня очень много сделано для того, чтобы раскрыть потенциал вуза, но любому ректору, кто бы ни пришел, придется долго и кропотливо работать на удержание статуса и на дальнейшее его развитие. Поэтому среди кандидатов в ректоры нет случайных людей, людей со стороны. И это очень важно, поскольку для решения довольно сложных задач, которые встанут перед будущим ректором, необходима поддержка профессорско-преподавательского состава. Поэтому необходимо уметь консолидировать коллектив.

Элемент прозрачности, публичности этих выборов, я думаю, пойдет в дальнейшем на пользу всему университету. Если человек честно занял это кресло, он не допустит никаких теневых моментов в работе вуза. И скандалы, которые сотрясали университет, закончатся. Потому что никакой теневой экономике там не будет места.

Я со своей стороны могу представить, что ждет будущего ректора. Во-первых, решение всех хозяйственных вопросов: проблема студенческих общежитий, организация питания, проведение полного аудита бухгалтерии, недвижимого имущества. Во-вторых, необходимость привлечения молодежи и к самоуправлению вуза, и к научной деятельности. Необходимо создавать все условия для того, чтобы победители и участники олимпиад не оставались в Штатах или странах Европы, надо, чтобы они возвращались домой. Это прежде всего решение ректором жилищного вопроса.

В-третьих, это внеучебная работа со студентами. Развитие студенческого клуба.

Что еще важно для университета – это развитие научной деятельности. Недаром СГУ обладает статусом национального исследовательского университета.

Надо развивать и взаимодействие с другими вузами. У нас есть совет ректоров вузов Саратовской области. Не хочу никого обидеть, но вот Леонида Юрьевича Коссовича я видел на заседании этого совета всего один раз. Между тем это очень важно – держать руку на пульсе студенческой жизни в целом, важно обсуждать общевузовские вопросы.

Мне кажется, что те люди, которые сегодня борются за пост ректора СГУ, все эти задачи прекрасно понимают. Во всяком случае об этом говорят их программы.

Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:

Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской областиЗА ВЫБОРАМИ В ЭТОМ ВУЗЕ ПРИСТАЛЬНО СЛЕДИТ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ САРАТОВЦЕВ

– Выборные процессы стандартны в каждом вузе. Это всегда больше одного кандидата на пост ректора, кандидаты встречаются с коллективами подразделений, факультетов, кафедр, выслушивают пожелания, составляют свои программы дальнейшего развития вуза. В этом смысле Саратовский госуниверситет ничем от других не отличается. Другое дело, что за выборами именно в этом вузе пристально следит большая часть саратовцев. Поэтому очень хорошо, что было придумано такое направление, как телевизионные дебаты. Каждый заинтересованный телезритель может самостоятельно оценить уровень подготовки кандидатов, то, насколько кандидаты владеют вопросами развития вуза, как они видят дальнейший путь университета.

СГУ – это огромное учебное заведение с большим количеством структурных подразделений. Наверное, только этим и обусловлена настоящая сложность предвыборной кампании. А если смотреть с точки зрения выдвиженцев, то всех этих людей в университете знают. Это люди не со стороны, они в курсе всех проблем и успехов вуза. Думаю, что в гонке уже определился основной претендент.

И все-таки выборы ректора – это важный период в жизни учебного заведения. Это и проверка на зрелость, и возможность претендентам на эту должность высказать свое мнение по поводу дальнейшего развития вуза на ближайшие пять лет и так далее. Думаю, что все точки зрения в итоге будут победителем учтены. Но о победителях говорить пока очень и очень рано.

Почему важно принимать участие в выборах, даже если внутренне понимаешь, что у тебя мало шансов на победу? Поэтому предвыборный период как раз этим и важен – это возможность заявить свою позицию по тем или иным вопросам. Чтобы кандидат, который в итоге станет ректором, по возможности учел эту позицию, все эти мнения и пожелания и выработал на их основе стратегию развития вуза, которая максимально шла бы на пользу учебному заведению.

Что, с моей точки зрения, важно учесть будущему ректору? Во-первых, коллектив должен быть сплоченным. Во-вторых, необходимо по максимуму использовать те финансовые возможности, которые дает статус национального исследовательского университета. Для этого развивать взаимоотношения не только с бизнесом, но и с властью. Поясню, что я имею в виду. На заседании правительства, которое прошло в минувший четверг, я задал вопрос министру инвестиционной политики Роману Борисовичу Федосееву, как раз связанный с классическим университетом. Не так давно я услышал об изобретении ученых СГУ: некий чип, который крепится на груз или любой другой предмет, по которому можно этот груз отследить в любой другой точке мира. О промышленном производстве можно будет говорить не раньше 2017 года. Так вот, задача университета, задача министерства инвестиционной политики – проделать совместную работу, для того чтобы временной период от изобретения до внедрения значительно сократился. Мне кажется, для будущего ректора крайне важно учитывать именно этот аспект работы вуза.

Программа кандидата на должность ректора Саратовского государственного университета Михаила Олеговича Орлова

Кандидат на должность ректора Саратовского государственного университета Михаил ОрловСаратовский государственный университет – лидер высшего образования области, региона, страны. Перешагнув столетний юбилей, университет видит свою цель в устойчивом развитии на основе традиций и достигнутых успехов. Девиз такого эффективного развития – «Инновации. Традиции. Успех».

Стратегической целью является дальнейшее развитие университетского комплекса как современного, конкурентоспособного, социально ориентированного университета на основе высокого качества обучения и научных исследований, академических свобод и эффективного управления.

Реализация стратегической цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

1. Модернизация образовательной деятельности. Повышение качества подготовки специалистов. Развитие кадрового потенциала.

2. Усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда, укрепление взаимодействия с промышленными предприятиями для оказания помощи выпускникам в трудоустройстве по полученной специальности.

3. Обеспечение устойчивого научно-инновационного развития университета. Развитие фундаментальных и прикладных исследований на основе многоуровневого финансирования.

4. Развитие международного сотрудничества.

5. Развитие инфраструктуры университета.

6. Обеспечение комфортных условий труда и отдыха студентов, преподавателей, научных и административно-хозяйственных работников, а также сохранение атмосферы благожелательности, взаимопомощи и корпоративной солидарности внутри трудового коллектива.

7. Позиционирование и продвижение внутреннего и внешнего позитивного имиджа университета как инновационного вуза с вековыми традициями, образовательного, научного и общественного центра.

Наряду со стратегическими целями необходимо определить и тактические задачи. Это следующие задачи.

1. Развитие университетского комплекса (дальнейшее развитие университетского комплекса будет связано с созданием новых структурных подразделений, повышением уровня инновационной и прикладной деятельности).

2. Образовательная деятельность (повышение качества подготовки студентов, сохранение и поддержка присущих классическому университету направлений подготовки, поиск и поддержка талантливых абитуриентов и студентов).

3. Развитие системы управления качеством подготовки студентов.

4. Воспитательная и внеучебная работа(создание условий для развития внеучебной деятельности студентов в университете и формирование социально-педагогической воспитывающей среды, способствующей саморазвитию и самореализации каждого студента).

5. Взаимодействие с работодателями(кооперирование университета с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования).

6. Научные исследования и инновационно-производственная деятельность(повышение эффективности и развитие материально-технической базы научных исследований, совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации, создание и совершенствование функционирования малых предприятий).

7. Подготовка кадров высшей квалификации.

8. Организация НИР(развитие действующих и создание новых учебно-научных и научно-образовательных центров, открытие базовых кафедр в учреждениях различного уровня).

9. НИР студентов(проведение ежегодных студенческих научных конференций, конференций молодых ученых с публикацией материалов).

10. Развитие НИУ(организация обучения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в области инновационной деятельности).

11. Развитие телекоммуникаций и информационных технологий в обучении, научных исследованиях и управлении вузом(развитие информационно-образовательной среды вуза, укрепление материально-технической базы использования ИКТ в образовании, научных исследованиях и управлении, разработка электронных ресурсов).

12. Международная деятельность(развитие экспорта научно-образовательных услуг и интеграция университета в международное образовательное пространство; продвижение СГУ в мировой системе высшего образования).

13. Развитие социальной поддержки коллектива университета.

14. Развитие финансовой и материально-технической базы СГУ.

15. Развитие имиджа университета

(решение задачи позиционирования и продвижения внутреннего и внешнего позитивного имиджа университета как инновационного вуза с вековыми традициями, образовательного, научного и общественного центра планируется за счет проведения следующих мероприятий).

Выполнение программы позволит:

– сохранить традиции классического образования, продолжить развитие ведущих научно-педагогических школ, осуществить дальнейшее укрепление интеллектуального и кадрового потенциала университета;

– проводить модернизацию и продолжить динамичное развитие инновационного университета – университета нового типа, интегрирующего передовые образовательные технологии, научные исследования и наукоемкие технологии мирового уровня;

– завоевать ведущие позиции университета в российском образовании, интегрированном в международное научно-образовательное пространство;

– обеспечить стабильное материально-техническое и социально-экономическое развитие университета;

– сформировать у общественности позитивный имидж университета как инновационного вуза с вековыми традициями.

Необходимо достигнуть повышения уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава и сотрудников на основе перехода к дифференцированной оплате в зависимости от вклада и качества их труда. Предполагается выработка новой системы критериев оценки труда преподавателя и детальное обоснование общего соотношения и правил определения для каждого конкретного работника трех составляющих оплаты труда – основной заработной платы, дополнительной оплаты труда и стимулирующих выплат. Планируется создание системы материального стимулирования всех категорий сотрудников университета.

Реализация намеченных планов будет существенно зависеть от сохранения и развития важных составляющих в жизни нашего университета – активности и высокой динамики развития вуза, совершенствования заложенных поколениями традиций и академических свобод, гармоничного сочетания доброжелательного отношения в коллективе с высокой требовательностью, коллегиальностью и полной открытостью в принятии решений.

Программа кандидата на должность ректора Саратовского государственного университета Алексея Николаевича Чумаченко

Кандидата на должность ректора Саратовского государственного университета Алексей ЧумаченкоПреемственность ради стабильности и развития

Предыдущее десятилетие cаратовского университета – это построение университетского комплекса, интегрированного в мировое образовательное и научное пространство.

За 2003–2013 годы университет стал инновационным вузом России: выиграна инновационная образовательная программа, получен статус национального исследовательского университета.

В программе развития НИУ СГУ миссия Саратовского государственного университета как национального исследовательского университета обозначена так: упрочение национальной безопасности, развитие человеческого потенциала страны, сохранение духовных ценностей и культурных традиций российского народа путем формирования социокультурных и профессиональных компетенций выпускников, способных обеспечивать интеллектуальные и инновационные потребности России.

Стратегически важным становится не только сохранять высокий уровень классического университетского образования, продолжать развитие фундаментальных научных исследований, но и расширять спектр предприятий, входящих в инновационный пояс университета.

Цель деятельности ректора на следующем этапе (2013–2018 гг.) – обеспечение развития университета в условиях модернизации высшего образования, реализации программы развития национального исследовательского Саратовского государственного университета как одного из ведущих вузов страны.

В области образованияглавное – поиск и привлечение в университет лучших выпускников школ, для чего необходимо оптимизировать агитационную работу на рынке образовательных услуг.

В университете есть все предпосылки для создания университетского лицея, подготовки абитуриентов «для себя», что позволит повысить в итоге качество образования.

Необходимо реформировать среднее профессиональное образование, которое должно стать ступенью в цепочке непрерывного образования и включать в себя образовательные программы прикладной направленности. Это позволит замкнуть цепочку «общее образование – СПО – ВПО с высокой долей подготовки на базе высокотехнологичных инновационных кластеров университета – ведущие предприятия Саратовской области – ИДПО (переподготовка)».

Следует разработать действенный механизм сопровождения выпускников (оценка деятельности вуза по итогам трудоустройства). Должна измениться роль ассоциации выпускников для решения этих вопросов.

Следует расширить созданную в университете компьютерную программу дистанционного образования за счет организации самостоятельной работы студентов-очников, за счет студентов – иностранных граждан. Необходимо использовать университетскую систему для предоставления дополнительных образовательных услуг – проведения курсов русского языка для граждан, живущих за границей, дистанционных занятий по иностранным языкам для российских граждан, лекционных дистанционных курсов, способствующих решению задачи «образование через всю жизнь».

Необходимо поднять на новую высоту педагогическое образование в университете как единственном вузе региона, осуществляющем подготовку учителей: увязать педагогические практики студентов с их дальнейшим трудоустройством.

Необходимо совершенствовать образовательную инфраструктуру университета: развивать и обновлять аудиторный фонд, своевременно оснащать факультеты и институты учебно-лабораторным оборудованием, развивать базы учебных и производственных практик, используя в качестве баз практик инновационные предприятия университета, провести капитальный ремонт научной библиотеки, 1-го и 5-го учебных корпусов, сформировать программу развития научной библиотеки университета.

Ректор должен будет предпринять необходимые усилия для получения дополнительного финансирования на строительство университетского ФОКа как учебной базы для института физической культуры и спорта, оздоровления студентов, преподавателей и сотрудников университета.

В области научной и инновационной деятельности.Важнейшей задачей развития университета нужно считать поддержку фундаментальных исследований.

Следует значительно увеличить долю доходов от НИОКР в общих доходах университета. Наиболее важная задача – стимулирование коллективов университета, работающих в этой области.

В инновационной деятельности следует сконцентрировать усилия на развитии важнейших технологий в рамках приоритетных научных направлений: радиоэлектроника, IT-технологии, композитные материалы, нано– и биотехнологии, разработки для практической медицины и медицинской промышленности.

Коллегиальными усилиями нужно будет создать систему университетской грантовой поддержки студентов и молодых преподавателей, активно занимающихся научной и инновационной деятельностью и получающих убедительные результаты.

Социальные и кадровые вопросы.Имущественный комплекс. Важнейшая задача – обеспеченность вуза высококвалифицированными кадрами. Ее решение во многом зависит от решения социальных вопросов.

Необходима система стимулирования преподавателей, занимающихся научной деятельностью и подготавливающих к защите докторские диссертации.

Следует создать систему мер по улучшению условий для отдыха сотрудников университета: благоустроить спортлагерь «Чардым», восстановить лыжную базу университета.

Необходимо создать медицинский центр (поликлинику) университета.

Продолжить реализацию проекта «Учительский дом». Организовать строительство кооперативного жилья для всех нуждающихся в нем сотрудников.

Продумать систему мер и организовать детский сад для детей преподавателей университета. Использовать образовательные ресурсы университета для формирования кадрового состава.

Продолжить работу по строительству и капитальному ремонту университетских общежитий.

Планомерно повышать зарплату сотрудникам университета, используя все возможности университетского бюджетного и внебюджетного финансирования, рейтинговой системы оценивания результатов деятельности, регулярной оптимизации штатного расписания.