«Иосиф Сталин. Последняя загадка»

Оценить
Третья книга трилогии Эдварда Радзинского «Апокалипсис от Кобы» называется «Иосиф Сталин. Последняя загадка» (М., «Астрель», 2012). Автор конструирует повествование по принципу «найденная рукопись».

Третья книга трилогии Эдварда Радзинского «Апокалипсис от Кобы» называется «Иосиф Сталин. Последняя загадка» (М., «Астрель», 2012). Автор конструирует повествование по принципу «найденная рукопись». Будто бы текст трилогии еще в 70-е годы достался Радзинскому, приехавшему в Париж, от некоего секретного старика Нодара Фудзи, друга Сосо Джугашвили еще со времен босоногого детства в городе Гори.

Еще раньше примерно в том же ключе писал некто Владимир Успенский, автор романа «Тайный советник вождя». Но Успенский был явный сталинист, и «советник» не столько советовал, сколько воспевал мудрость Сталина. У Радзинского Нодар Фудзи тоже поначалу восхищается своим другом, но в конце концов на смену восхищению приходят страх и ненависть. Отсидев в лагере, лишившись зубов, последних остатков идеализма и веры в завтрашний день, Фудзи вновь – по мановению вождя – оказывается в его «ближнем круге».

Хроникер видит, как после мая 45-го в глазах Кобы вспыхивает желтый и страшноватый огонек всепланетного мессианства. Один за другим следуют циклопические сталинские мегапроекты, в топках которых легко сгорают тысячи «единиц человеческого материала» («Города лежали в руинах. Разрушенный Сталинград ютился в подвалах, бараках, но гигантские деньги и силы должны были пойти на эти семь небоскребов» – о сталинских высотках в Москве.) И вот уже проступают контуры главной задумки генсека – ядерной схватки с «империалистами» и нового передела мира по сталинским лекалам после третьей мировой войны. Не то чтобы Нодара Фудзи, человека без сантиментов, волнует судьба человечества. Однако герой прекрасно помнит, что реализацию каждой новой мегаидеи Коба обычно предваряет массовой «зачисткой» своего ближайшего окружения.

Отношения друзей детства упрощаются до элементарного: кто кого успеет раньше закопать? Ответ на этот вопрос очевиден. Радзинский все-таки пишет исторический, а не фантастический роман. Поэтому Сталин умрет в марте 1953 года, а придуманный писателем хроникер его жизни переживет бывшего друга на два с лишним десятилетия...