Приключения итальянского сада в России

Оценить
Русская почва, импортные технологии и крестьянское трудолюбие

Трудно себе это представить, но в Саратовской области, в далеком от областного центра Романовском районе растет самый северный в мире итальянский яблоневый сад. На сорока гектарах выращивают такие сорта, как голден, гала, бреборн, лигол и немного нашей антоновки. А еще из этих яблок в Романовском районе делают натуральный яблочный сок с мякотью, без добавок и консервантов. Занимаются этим в ЗАО «Русский колос», который базируется в поселке Константиновский Романовского района.

Родовой сад…

Владимира Шевченко, генерального директора ЗАО «Русский колос», в Романовском районе знает, наверное, каждый.

– К Шевченко едете? – интересуются прохожие. – Так вы не туда свернули. Да вы не бойтесь, не потеряетесь и доберетесь быстро – там асфальт хороший, не то что тут у нас. Вот по этому асфальту поедете, так и упретесь в большое желтое здание – это его база и есть.

...Радушный хозяин уже встречает нас у входа в хранилище.

– Пойдемте, я вам сначала всё покажу, – говорит он. – Тут у меня яблоки хранятся.

Мы заходим внутрь. Удивительной высоты потолки, огромное пространство, у дальней от входа стены стоят несколько больших пластиковых зеленых контейнеров, наполненных яблоками. В углу – машина для переборки. Большая часть яблочек – ровненькие, красивые, целые. И это несмотря на то, что сейчас уже конец марта, а собирается урожай в середине осени.

У стены стоят контейнеры с уже отсортированными яблоками – теперь их путь лежит в хранилище, а оттуда или на рынок, или на сок. Все они разложены по сортам: желтые, аккуратные, средних размеров яблоки – это голден, довольно популярный сорт на саратовских рынках. Ярко-красные – это гала, зеленые с розоватым отливом – бреборн, огромные, весом под килограмм каждое, зеленые с красным боком яблоки – это лигол.

Обо всем этом яблочном разнообразии нам рассказывает жена и соратница Владимира Александровича во всех делах – Татьяна Владимировна. Она ловко вытаскивает по яблоку из каждого контейнера, обтирает их махровым полотенчиком и предлагает попробовать.

Обычно те яблоки, которые пролежали всю зиму, мягкие, несочные, иной раз даже и сморщенные, обязательно с траченным бочком. Но только не эти: крепкие, яркие, сочные – когда ты запускаешь зубы в яблоко, выращенное и сохраненное в «Русском колосе», причем любого сорта, рот наполняется сладким свежим соком. И пахнут они, как только что снятые с веток. При этом в хранилище нами не было замечено никакой химии. Все эти яблоки в холодильных отсеках хранятся прямо в пластиковых зеленых контейнерах, поставленных друг на друга.

Таких камер в хранилище – десять, каждая из них рассчитана на 170 тонн яблок. В камерах с помощью компьютерного управления создается и поддерживается определенная атмосфера с температурой от нуля до +4 градусов по Цельсию.

Сейчас почти все они пусты: скоро лето, урожай большей частью распродан. А то, что еще осталось, хозяева пускают на сок.

Соковыжималку производства известной фирмы (если этот довольно массивный агрегат можно так пренебрежительно назвать) Шевченко приобрели в начале этого года. И сок из своих яблок итальянских сортов они гонят с начала февраля. Под него уже заказаны специальные коробки – их дизайн разработан в Москве, но с использованием фотографий яблок и яблонь из сада Шевченко. Коробки эти картонные, в них упакованы пластиковые трехлитровые пакеты со встроенными кранами. Похожим образом упаковывают вино. Сок делается как из яблок одного сорта, так и ассорти. На вкус сок абсолютно такой же, как делала моя бабушка, – с мякотью, настоящий, без добавления консервантов. От такого сока, в отличие от тех, что приготовлены из концентратов, не болит желудок, не бывает изжоги.

Просто «Яблочный сок»Сейчас этот продукт, который называется просто «Яблочный сок», в Саратове можно найти на рынке «Верхний» на улице Кутякова. И это только начало. Думается, что рынки сбыта производители натурального продукта найдут достаточно быстро. Стоит он, правда, не очень дешево: трехлитровая коробка продается в розницу за 200 рублей. Зато за литр получается чуть меньше 70 рублей, что дешевле некоторых соков, приготовленных из концентратов.

…и родная земля

Началось всё у «Русского колоса», как и практически у всех остальных фермерских хозяйств на постсоветском пространстве, на месте практически уничтоженного колхоза. Когда-то в поселке Константиновский было процветающее хозяйство, «Заветы Ленина», в котором и зерновые культуры сеяли, и животноводством занимались. Из этого поселка как раз родом жена Владимира Шевченко – Татьяна. Правда, долгое время, после окончания ветеринарного института, семья жила и работала в Волгоградской области. И только в 90-е Шевченко вернулись по семейным обстоятельствам в Романовский район. Владимир Александрович получил место ветеринара в хозяйстве.

Первое время хозяйство еще прилично развивалось, но после смерти старого председателя и тут всё пошло под откос. Как раз в начале 90-х в Константиновский вернулся местный житель, долгое время работавший в прокуратуре в разных городах России – от Камчатки до Сибири, – Николай Рязанов. И стал работать на земле, а помогали ему в этом супруги Шевченко. Когда умер и он, его сын, успешный московский бизнесмен Александр Николаевич, предложил Владимиру и Татьяне выступить инвестором, если те продолжат дело отца, не бросят землю, не бросят хозяйство.

– Ему важно было, чтобы поселок, от которого к тому времени осталось хорошо если три двора, не умер окончательно, – рассказывает Татьяна Владимировна. – Он нам говорил: если и вы уйдете, то и родины моего отца не станет. Мы согласились, с тех пор ведем хозяйство.

Так в 2003 году было организовано крестьянское фермерское хозяйство Шевченко, которое в 2009 переименовали в ЗАО «Русский колос».

Первоначально это было растениеводческое предприятие. Супруги Шевченко в основном сеяли озимые рожь и пшеницу, подсолнечник – привычные для саратовской земли культуры. А в 2007 году инвестор предложил попробовать растить здесь яблоневый сад. У его друзей в Италии были целые родовые сады – передающийся из поколения в поколение семейный бизнес по выращиванию яблок. Они предложили попробовать вырастить некоторые итальянские сорта яблок в Саратовской области. Был тщательно изучен климат в Романовском районе, состояние почвы и т. д. В итоге в 2007 году был посажен первый квартал итальянского сада.

– Сады эти родовые недаром, – говорит Владимир Александрович. – И у нас к делу подключилась вся семья. Без наших сыновей – Саши и Володи – мы бы этот сад не подняли. Александр – старший – у нас по образованию агроном, и он как раз занимается садом. А Владимир – техник. И на его плечах вся техника в хозяйстве.

Сейчас этот сад занимает 40 гектаров земли. И за ним следят не только сами Шевченко. Его еще курируют и садоводы Краснодарского края, которые также выращивают итальянские сады, но в более теплом климате.

– Так получилось, что наш сад – это самый северный итальянский сад не только в России, но и в мире, – делится Татьяна Владимировна. – Это, конечно, откладывает отпечаток и на урожай. Вот, например, сорт гала. Наш коллега из Краснодара никак не мог ими наесться, такие они уродились. В теплых краях эти яблоки вызревают бледно-розовыми, а у нас тут приобретают насыщенный красный цвет. И вкус становится тоже более насыщенным и ярким.

– Это сад интенсивного типа, который требует особого подхода, – рассказывает Владимир Александрович, – поэтому стараемся выдерживать технологию. Плодоносят только тонкие ветки и сам ствол. Ветки каждые четыре года подвергаются обрезке.

Еще на 40 га сада Шевченко используют технологию капельного полива, потому что на таких пространствах «под каждое дерево шланг не кинешь».

– Конечно, купить и положить эту систему – дело затратное, – делится Владимир Александрович. – Но с 2007 года она нас ни разу не подвела.

Безусловно, такой огромный сад интенсивного типа требует особого ухода. С первого тепла сотрудники ЗАО «Русский колос» выходят на обрезку деревьев, всё лето ухаживают за деревьями, по осени собирают урожай. Зимой тоже хватает работы – это и переборка яблок, и погрузка-разгрузка на продажу, теперь еще и отжим сока, а потом его расфасовка по коробкам. Но людей, готовых много и упорно работать в сезон, не хватает. Местные жители (а в окрестностях сада много деревень) не готовы жертвовать своим досугом, чтобы заработать лишнюю копейку.

– Мы никого не зовем работать за просто так, – говорит Владимир Шевченко. – Мы приглашаем односельчан у нас зарабатывать. Мы с большим удовольствием брали бы на работу и старших школьников и платили бы детям наравне со взрослыми, но – увы.

Поэтому сейчас еще приходится приглашать бригаду профессиональных обрезчиков из Краснодарского края.

Специально для сезонных работников рядом с садовой плантацией построена мини-гостиница. Она же служит административным корпусом. Там довольно часто остаются ночевать и сами управляющие яблоневым садом, и их рабочие. В гостинице два этажа, несколько небольших, но очень уютных и комфортных номеров с душем и туалетом. В той же гостинице есть своя столовая, административные помещения, вся необходимая связь с внешним миром. И что интересно, всё это хозяйство обустроено без государственной помощи – только на энтузиазме фермеров и при помощи инвестора, который просто захотел, чтобы родина его отца не стала очередным погибшим посёлком, а осталась бы процветающим краем.