Связанные одним взносом

Оценить
Перед членством в ассоциации «Совет муниципальных образований области» не устоял даже Саратов

Саратовские чиновники должны изменить стиль работы. Об этом говорили в минувшую среду на IV съезде ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области». Никакого бездушия и формализма в общении с народом больше быть не должно, наставлял муниципальных чиновников губернатор Валерий Радаев. Необходим курс на смену стиля управления и на беспрерывный диалог с населением, вторил председатель общественной палаты губернии Александр Ландо.

Повестка съезда была разноплановой: говорили о бродячих собаках, земельных участках для многодетных семей и, конечно же, о местном самоуправлении. Выбирали новый руководящий состав ассоциации.

Собака бывает кусачей…

Губернатор говорил о начале большой работы – о повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления, то есть оптимизации расходов, укрупнении муниципалитетов, объединении администраций. Работа эта, естественно, началась с приходом в правительство самого Радаева. И итоги её уже налицо – сэкономлены десятки миллионов рублей.

Глава региона за год без малого своей работы успел побывать почти во всех районах области. И во всех этих районах проходили активы, обсуждались насущные вопросы. Несколько из этих вопросов Радаев назвал.

Говорил губернатор про неработающую систему обеспечения землей многодетных семей. В регионе таких семей 13 тысяч, на учете как нуждающиеся стоят более четырех тысяч, но участки, по словам главы региона, получили только около шестисот. Посетовал Радаев и на такую деталь: с одной стороны, земли не востребованы, с другой – пустуют, ведь строительство жилых домов ведется только на двух из выделенных многодетных семьям участков.

С тем, что земли спросом не пользуются, не согласился глава администрации Энгельсского района Андрей Куликов. Он привел свою статистику: на 67 участков поступило более 500 заявок. Почему граждане еще не начали строительство домов на полученных землях, объяснял глава администрации Пугачевского района Станислав Сидоров. Причина банальна: участки были выданы зимой.

О перспективах решения вопроса рассказал министр по делам территориальных образований Сергей Нестеров. По его словам, в этом году запланировано сформировать 1279 участков. Цифра эта закрыть потребности всех многодетных семей не сможет, но увеличить количество участков мешают объективные причины. Одна из них – нехватка земель, пригодных под строительство, правда, касается она в основном крупных городов. Вторая проблема – вялость определенных муниципальных чиновников. Ну не хотят некоторые из них работать как надо, а замену им найти трудно.

Еще губернатор Радаев затронул проблему бродячих животных. Они приносят жителям неприятности, то бишь пугают и кусают. «Тысяча с лишним обращений за три месяца – это серьезно», – волновался Радаев. «Ситуация в регионе действительно тревожная, и январь-февраль оптимизма не прибавили. Наша область – территория с высоким риском заражения бешенством. Природные очаги бешенства есть во всех районах», – сгущал краски министр здравоохранения Алексей Данилов. И приманки разбрасываются, и охотники со спецслужбами работают, отстрел кому надо разрешили, но ситуация не улучшается, опять сетовал Радаев.

Говорили чиновники не только о бездомных собаках, стаи которых уже привыкли лицезреть жители городов, но также о лисах и других диких животных, от которых страдают селяне. «В Вольском районе животные чуть не съели весь поселок. Целую трагедию создали. Пришлось туда бригады отправлять, хотя там глава района охотник с 45-летним стажем, – подливал масла в огонь губернатор. А после задал резонный вопрос: – Вы чего ждете?»

В общем, проблема беспризорных животных урегулирована, отвечать за них должны муниципалитеты, сообщили областные чиновники. После чего «на ковер» вышел чиновник рангом поменьше – заместитель главы администрации Саратова Александр Буренин. Он сообщил совершенно иное.

Буренин заявил, что вопрос бродячих животных законодательно до конца всё же не урегулирован. После чего попросил губернатора разработать отдельный акт «о полномочиях по эпидблагополучию». Радаев возмутился. Муниципалитеты должны исполнять свои обязанности самостоятельно, наставлял он Буренина. «Нам запретили отлавливать животных определенным образом», – защищался тот. «Каким образом?» – переспросил губернатор. «Определенным», – уклонялся от прямого ответа Буренин. Все, кто знаком с ситуацией, тут же поняли, что он имеет в виду убийства бродячих собак ампулами с ядом. Убийства жестокие и мучительные. Отчего-то власти Саратова решили, что этот метод для саратовских бездомных собак самый подходящий. Был суд. Администрация суд проиграла. Убивать животных им запретили.

«Развивайте вопрос, другие способы его решения придумывайте», – отреагировал Радаев.

Кстати, саратовские ветеринары и собачники поговаривают, что власти выход уже нашли. Теперь бродячих, а заодно и домашних животных травят ядом, разложенным прямо на улицах. Итог – белая пена изо рта и почти мгновенная смерть.

«Девушки, женщины есть желающие? Сработаемся!»

На съезде произошли кадровые перестановки. Председателем ассоциации стала женщина. Соперников у первого заместителя министра по делам территориальных образований области Людмилы Жуковской не оказалось. Активная, энергичная, немного жесткая женщина сразу взяла управление в свои руки. И стала вести мероприятие так, будто делала это десятки раз. «Голосуем. Кто за? Опустите карточки. Кто против? Принято», – умело дирижировала он залом.

Правда, ее слова, сказанные сразу после избрания, немного насторожили. Первым делом председатель заявила о необходимости эффективного решения вопросов, поставленных губернатором. И только после этого завела речь о необходимости улучшения жизни населения.

Особенностью этого съезда стало то, что состав ассоциации пополнился еще одним членом. Теперь в совете все 439 областных муниципальных образований. Последним в ассоциацию вступил город Саратов. Власти областного центра членства в структуре избегали с самого ее создания. Дело в том, что вступившие в совет муниципалитеты обязаны платить взносы. Их размеры до недавнего времени зависели от числа жителей: чем многолюднее муниципальное образование, тем больше оно платит. А Саратов у нас самый густонаселенный муниципалитет. К тому же бюджет его весьма скуден даже для удовлетворения собственных первоочередных задач. К этой системе оплаты имелись многочисленные нарекания – муниципалитеты сетовали, что за население приходится платить дважды. Деньги в ассоциацию отчисляли как населенные пункты, так и районы, в которых эти населенные пункты находятся.

На IV съезде была принята новая система оплаты членских взносов. Проанализировав ситуацию и изучив опыт других регионов, в ассоциации решили: муниципальные образования, в которых проживает менее двухсот тысяч человек, ежегодно платят 0,04 процента от собственных бюджетных доходов, более многочисленные территории – 0,03.

Итак, как только Саратов вступил в ассоциацию, его главу Олега Грищенко сразу же выбрали председателем палаты городских округов и городских поселений. Ну а тот привнес в скучноватый и весьма затянувшийся съезд немного юмора. Среди заместителей, которых ему предложили, оказались в основном мужчины. Глава Саратова это отметил. Заявив, что он как-то привык работать с представительницами прекрасного пола, Грищенко обратился к залу: «Девушки, женщины есть желающие?» «Сработаемся!» – пообещал глава города. Зал развеселился. Мужчины окинули взорами дам, но дамы на предложение не откликнулись.

 


[кстати сказать]

И это называется: «съезд»

Мероприятие, названное съездом, получилось странным. В то время пока главный чиновник региона и главный общественник говорили красивые слова об ответственности власти о диалоге с гражданами, собравшиеся в зале занимались кто чем. Не уверена, что мои соседи вообще слышали призывы «главных». Четверо граждан, сидевших прямо за мной, болтали друг с другом практически постоянно. Они обсуждали то какие-то свои местные дела, то внешний вид выступающих. Еще один мой сосед частенько выходил из зала – и с каждым возвращением табачным перегаром от него пахло всё сильнее. А еще он довольно оригинально избавлялся от ниток, торчащих из его рубашки, – делал он это с помощью зажигалки. Сидевшая рядом женщина весь съезд провела в сетях Глобальной паутины, рассматривая сценические костюмы в русском народном стиле. Другой мой сосед читал рупор общественной палаты – газету «Глас народа», любезно вложенную организаторами съезда в папки с материалами.

Докладчиков на съезде было много. Даже очень много. Некоторые из них вообще могли бы не выходить к трибуне, чтобы не тратить ни свое, ни чужое время.

Главный федеральный инспектор Марина Алешина выступила с довольно странной речью: много патетики и громких слов, а еще сплошной пиар высшего начальства – фамилия полпреда президента в ПФО Михаила Бабича звучала в ее выступлении постоянно.

Глава администрации Ртищевского района Александр Санинский решил отчего-то порадовать собравшихся бодрым отчетом о ситуации на вверенной ему территории. Он подробно остановился на достижениях местных аграриев, росте производства молока и мяса, открытии забойных цехов, жилье для молодых специалистов, ремонте дорог и дворовых территорий. Не обошлось без упоминания главного спонсора счастливой сельской жизни – «Единой России» и глубокомысленных слов ее бывшего лидера, а ныне президента Владимира Путина: «Надо ставить перед собой грандиозные задачи, тогда сможем получить удовлетворительные результаты».

Выступающих по делу было мало. Среди них оказался спикер областной думы Владимир Капкаев. Он с сожалением отметил правовые недоработки администраций. И привел примеры. Первый: деньги, выделенные в прошлом году муниципалитетам на строительство так называемых транспортных разрывов, «были выброшены на ветер», потому как «напроектировали такого, что осуществить невозможно». Второй пример: некоторые поселения, в стремлении угодить вышестоящему начальству, взявшему курс на укрупнение территорий, решили, что мнение народа по этому поводу внимания не достойно. То есть пока чиновники отправляют в думу документы о реорганизации муниципалитетов, жители пишут туда же письма с просьбой этой организации не допустить.

И еще зачем-то в ассоциацию вступил Саратов. Деньги за членство в ней город будет платить немалые – несколько миллионов рублей. Неужели они у города лишние? Неужели всех нуждающихся в переселении из аварийного жилья граждан и совсем не имеющих жилья сирот уже облагодетельствовали? Или городская власть просто-напросто послушалась чьих-то настоятельных рекомендаций?

Кстати, о членских взносах. Судя по приличным долгам, платятся они муниципалитетами неохотно. Некоторые члены ассоциации задолжали весьма крупные суммы. Так на Энгельсском районе висит долг в 917 тысяч рублей, на Балашовском – 607 тысяч. Раз муниципалитеты так неохотно платят взносы, может, членство в ассоциации им не так уж и нужно?