Саратов – родина оленей

Оценить
В область завезли благородных парнокопытных из Прибалтики

В Вольский район прибыли почти полсотни благородных оленей и ланей из Литвы. Животных поселили в одном из частных охотничьих хозяйств. Как поясняют владельцы, прибалтийские парнокопытные будут использоваться в «эстетических целях», а их потомки со временем станут объектами любительской охоты.

23 оленя и столько же ланей привезли из Литвы в специальных автофургонах. Их покупку (по некоторым сведениям, цена лани доходит до тысячи евро) оплатила одна из охотничье-экскурсионных фирм региона. Для животных построили вольер площадью около 100 гектаров. Хозяева надеются, что питомцы успешно размножатся, их можно будет переселить в охраняемые угодья большего размера и открыть так называемую трофейную охоту (в отличие от промысловой охоты, участниками движет не денежный, а, скорее, спортивный интерес).

Как рассказал начальник отдела областного комитета охотничьего хозяйства Игорь Кондратенков, лань уже пытались завезти в регион в конце 1990-х годов. Животных поселили в вольере в Воскресенском районе. Ограждение оказалось непрочным, гости убежали, но в дикой природе размножаться не стали. По мнению специалистов, их вытеснил конкурент – пятнистый олень, давно обитающий в Саратовской области.

Благородных оленей завезли в регион в 1970-х годах. Сейчас их поголовье довольно велико, на них можно охотиться. Согласно постановлению губернатора, с августа2012-го по август 2013 года одобрен «лимит добычи» благородных оленей в 34 головы. Лимит ежегодно рассчитывается по результатам государственной экологической экспертизы. Кроме благородных оленей, разрешено добыть 31 пятнистого оленя, 129 лосей, 487 сибирских косуль и 3012 кабанов (количество обреченных кабанов уже несколько лет остается повышенным из-за риска распространения африканской чумы свиней).

По подсчетам комитета, в сезоне охоты 2011–2012 годов было выдано 5,8 тысячи разрешений на охоту. Только 4,4 процента из них были реализованы в общедоступных угодьях, остальные – в лесах, взятых в аренду и пользование частными охотничьими хозяйствами. За прошлый год специалисты комитета обнаружили более 300 случаев нарушения правил охоты. В основном это отсутствие охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, документов на оружие и охотничью собаку, а также использование запрещенных методов. Нарушители оштрафованы на 302 тысячи рублей в административном порядке. По 13 случаям возбуждены уголовные дела по браконьерству. Частники, организовавшие охотохозяйства, допустили более 100 нарушений, связанных с раздачей разрешений на охоту и небрежным мониторингом охотничьих ресурсов. Предприниматели оштрафованы на 17,5 тысяч рублей.

По оценке зоологов, за последние десятилетия фауна области стала разнообразнее. В 1950 году в регионе обитало 67 видов млекопитающих. К 1990-м благодаря завозу новых животных и восстановлению численности вымирающих количество видов увеличилось до 76. На сегодня редкими считаются 23 вида млекопитающих, которые не смогли восстановиться после распашки степей, мелиоративных работ и вноса гербицидов с самолетов, происходивших в прошлом веке.

Как поясняют в комитете, работы по акклиматизации животных (то есть вселению в новые места обитания) и реакклиматизации (восстановлению естественного ареала после сокращения в результате хозяйственной деятельности) в последнее время были прерваны из-за изменений охотничьего законодательства. «Не регламентированы некоторые тонкости, например, касающиеся обустройства вольеров для содержания «в неволе» или «в полувольных условиях». Нужен разный пакет документов на тех животных, которые родились в дикой среде, а затем были отловлены человеком, и на тех, которые появились на свет в питомниках и подпадают уже под Гражданский кодекс как скот», – говорит Игорь Кондратенков. Сейчас охотопользователи осваивают юридические тонкости и понемногу снова начинают завозить животных.

По оценке специалистов, закупка краснокнижных видов нужна для «поддержки генофонда», на случай если раритет окончательно вымрет в естественной среде. Более распространенных животных закупают «для эстетики». «Для содержания в вольере можно привезти любого зверя, лишь бы не убежал, – говорит Кондратенков. – А вот над ситуацией с дальнейшим выпуском в природу надо думать в каждом конкретном случае. Например, в 17–18 веке в Саратовской области водились зубры. Но разводить и выпускать этот вид сейчас вряд ли стоит: в регионе довольно плотное население, а зубр – сильный зверь и, в отличие, например, от кабана, в период гона не боится человека».