Романтики больших дорог

Оценить
Без геодезистов не было бы на земле ни городов, ни газо- и нефтепроводов, ни каких-либо крупных строек

Каждое второе воскресенье марта в России свой профессиональный праздник отмечают геодезисты и картографы. В 2013 году этот день пришёлся на 10-е число. Мы встретились с самыми именитыми геодезистами Саратовского региона и узнали, чем живут изыскатели сегодня.

И в снег, и в зной

«Геодезия – это наука о земле...» Примерно так начинаются почти все статьи о геодезии и геодезических работах. Эта наука – одна из самых древних, зародилась вместе с земледелием и строительством в Древнем Китае и Египте.

Не будем вдаваться в подробности развития и становления науки геодезии. Отметим только, что в современном мире без неё не обойтись ни в военных, ни в гражданских целях. И дело не только в том, что без работы геодезистов и картографов не было бы географических атласов и карт. Без их работы не было бы вообще ничего – ни городов, ни дорог, ни газо- и нефтепроводов, ни каких-либо крупных строек.

Первое, с чего начинается строительство любого здания и любой дороги, – это проведение изысканий. Изыскатель-первопроходец должен знать каждую точку на поверхности земли – где, что и сколько. И он работает – и в стужу, и в дождь, и в жару.

Способны на любые геодезические...

Одной из крупнейших и, пожалуй, старейшей в Поволжье специализированной проектно-изыскательской организацией является саратовский филиал ГИПРОДОРНИИ. Вот уже 65 лет здесь разрабатывается проектно-сметная документация для строительства дорог, мостов и промышленных гражданских сооружений. Филиал был создан в 1948 году для выполнения проектно-изыскательских работ в Саратовской, Волгоградской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Астраханской, Оренбургской областях, в республиках Калмыкия и Мордовия. Кроме этого, филиал периодически работал в Калининградской области, Башкирии, Чувашии, Татарии и ряде других областей и республик.

По проектам специалистов саратовского института построены почти все основные дороги республиканского значения в перечисленных регионах. Причём наиболее сложными являются изыскания и проектирование дорог в обход крупных населенных пунктов. По проектам филиала построены обходные дороги восьми областных и более тридцати крупных районных центров (Саратова, Астрахани, Оренбурга, Орска, Калининграда и других).

Кроме того, в институте занимаются и проектированием транспортных развязок, дорожной инфраструктуры и титульных мостовых переходов. Например, в стенах саратовского ГИПРОДОРНИИ были изобретены и разработаны такие транспортные развязки, как «Глаз» и «Лук». Запроектировано и построено большое количество мостов через реки Урал, Хопёр, Бузан, Кигач, Сок и другие.

В былые времена численность сотрудников института доходила до 650 человек. Сейчас в филиале трудится около 200 специалистов.

В январе 1981 года в саратовском филиале ГИПРОДОРНИИ был образован отдел инженерных изысканий и предпроектной подготовки. В отделе трудятся специалисты различных профилей – геодезисты, работающие в поле и занимающиеся камеральной обработкой, гидрологи, землеустроители и инженеры, занимающиеся сбором исходных данных. То есть коллектив отдела, где вместе трудятся и опытные сотрудники с многолетним стажем, и молодые специалисты, – это прежде всего высококлассные инженеры, которым по силам выполнить инженерные изыскания всех видов линейных сооружений: создание планово-высотных опорных геодезических сетей, разработка проекта производства геодезических работ (ППГР) на сложные сооружения, подготовка материалов для земельного отвода с межеванием земель и постановкой на кадастровый учёт.

«Отдел инженерных изысканий оснащён современными электронными геодезическими приборами и мощной компьютерной техникой, – вводят нас в курс дела сотрудники института. – А новейшие геодезические инструменты в сочетании с высоким профессионализмом нашего инженерно-технического персонала позволяют не только качественно, но и быстро выполнять любые изыскательные работы с учётом постоянно меняющихся технических требований».

Каждый новый объект – это новая обстановка, новые люди, и изыскателям приходится организовывать и налаживать работу в соответствии с обстановкой и условиями.

Школа изысканий даёт то, чему не учат в институте, – умение работать с людьми, находить и развивать необходимые контакты и отношения. И эту школу прошли все ведущие специалисты института.

К рынку! Приспосабливаться придётся

По словам Александра Щербакова, заместителя директора саратовского филиала ГИПРОДОРНИИ по региональному развитию, несмотря на то что в условиях рынка ситуация и вокруг института, и внутри него несколько изменилась, он по-прежнему остаётся ведущей силой в области проектно-изыскательских работ.

«Сегодня проектно-изыскательским организациям приходится самим искать себе заказчиков. Такие времена. И наш институт наравне с другими участвует в различных тендерах на разработку того или иного дорожного проекта или изыскательных работ, – рассказывает Александр Щербаков. – То есть в условиях растущей конкуренции нам постоянно приходится доказывать, что специалисты нашего НИИ по-прежнему держат уровень лучшего проектного института Саратова».

То, что ГИПРОДОРНИИ достоин считаться лучшим, пожалуй, факт неоспоримый. Именно сюда чаще всего приносят переделывать проекты горе-победителей различных конкурсов и тендеров.

«Отбор организаций на государственный заказ сейчас проводится исключительно через торги. Выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену, – объясняет Щербаков. – Но нередки случаи, когда победителями этих тендеров оказываются организации, которые к геодезии, к инженерии да и вообще к проектным работам имеют очень опосредованное отношение. Но они назначили копеечную стоимость за свои услуги, получили желаемый заказ и, естественно, не смогли удовлетворить заказчика...»

Александр Щербаков не скрывает, что в настоящее время объём работ ГИПРОДОРНИИ сократился. А если сравнивать с расцветом НИИ в период Советского Союза, то сократился значительно. Тогда проблем с загрузкой института было меньше, если не сказать, что их не было совсем.

«Все филиалы, а тогда подразделения, головного института ГИПРОДОРНИИ работали преимущественно в пределах тех зон, которые были закреплены за каждым, – говорит Щербаков. – Саратовский институт работал в зоне тысячи километров вокруг Саратова. То есть тогда мы охватывали 13–15 областей. Сейчас такого нет, конечно».

Крупные попадаются, грандиозные – нет

Сужение географии работы не просто сократило её объём. Печальней всего то, что из разработки практически исчезли крупные дорожные объекты. В разработке у ГИПРОДОРНИИ их, по словам Щербакова, единицы. В основном институт трудится над проектно-изыскательской документацией по отдельным участкам отдельных автодорог. Да и речь сейчас в проектах чаще ведётся не о строительстве, а о реконструкции или капитальном ремонте того или иного объекта.

«Конечно, очень многое уже давно построено, и сегодня эти объекты нуждаются в реконструкции и ремонте, – говорит Александр Викторович. – И новое строительство у нас затевается только при острой необходимости и при обязательном условии наличия финансовых средств. Как, например, дорога между посёлками Солнечный и Юбилейный: мы работали над этим проектом. Или подъездная дорога к новому саратовскому аэропорту, над проектом которой мы работаем сейчас».

ГИПРОДОРНИИ всегда был известен тем, что брался в основном за масштабные дела – делал документацию для строительства автомагистралей высоких категорий, которые отличаются большой интенсивностью движения. Особенности таких дорог жестко регламентированы нормативными актами, которые в свою очередь должны быть увязаны и согласованы с множеством вещей – наличием коммуникаций, определением владельцев земельных участков, наличием мостовых переходов, транспортных развязок и т. д. И специалисты института всё делали в лучшем виде. Собственно, в лучшем виде они делают это и сейчас. Просто проекты перестали быть такими грандиозными.

«Свой авторитет мы зарабатывали не один день, – объясняет Александр Щербаков скрупулёзное отношение специалистов ГИПРОДОРНИИ к любому заказу. – Поэтому каждый промах в работе – это серьёзная опасность потерять годами налаживаемые связи, каждый плюс – дальнейшая рекомендация».

Другими словами, партнёрские отношения ГИПРОДОРНИИ со своими заказчиками поддерживает благодаря высокому профессионализму и гарантии качества выполненных работ. Таким образом, институт следует своей главной миссии – это выполнение проектов на высочайшем уровне для содействия комфортному, экономичному и экологически безопасному автомобильному движению.

Лидерских позиций не сдавая

В разговоре Александр Щербаков вспомнил о недавних временах, когда дела саратовского филиала ГИПРОДОРНИИ шли из рук вон плохо. По признанию нашего собеседника, потерь у института тогда было много. И в заказах, и в деньгах, а главное – в кадрах.

После развала СССР, в «лихие 90-е», перед институтом встала дилемма – либо производить значительное сокращение, либо искать объемы. Пошли по второму пути и нашли работу в изысканиях и проектировании газо– и нефтепроводов, линий связи и электропередач, железных дорог, а также работ по земельному отводу. Накопили значительный опыт и знания в этом направлении, в результате чего основных специалистов удалось сохранить.

В период с 2005-го по 2011 год – вновь резкое сокращение финансирования дорожной отрасли и, соответственно, падение объемов работ. К этому добавились частая смена собственников и руководства филиала, что привело к потерям многих специалистов.

«Все эти времена мы пережили, и сейчас ситуация выправляется. Сложности, конечно, есть, но ритм работы у нас уже довольно жёсткий». Институт обладает солидной материально-технической и информационной базой, наличием лицензий, свидетельств СРО, связанных с изысканием и проектированием, и всегда был кузницей кадров. Специалистов буквально взращивали с «младых ногтей» и обеспечивали не только свои потребности, но и снабжали этими специалистами многие другие организации.

Несмотря ни на что саратовский филиал ГИПРОДОРНИИ по-прежнему занимает лидирующие позиции в сфере проектно-изыскательных работ не только на территории нашего региона, но и всего Поволжья. И каждым выполненным заказом лишь подтверждает свой авторитет.