Жизнь с ощущением счастья

Оценить
Женщине в бизнесе сложнее, чем мужчине, «потому что миром до сих пор правят мужчины», но наша собеседница в деловом мире не теряется

Современная бизнес-леди – какая она? Это женщина с железной хваткой и сталью в голосе, которую боятся подчиненные и которой не прекословят в семье? Или же это успешная женщина, которая легко справляется с трудностями, которую уважает коллектив и боготворит семья? Екатерина Сенькина – настоящая бизнес-леди: умело сочетает в себе природную женскую мягкость и стальной внутренний стержень, который помогает играючи, на первый взгляд, справляться с трудностями в мире бизнеса. Причем бизнеса не простого: стоматологическая клиника «Дента» под ее управлением выдерживает жесточайшую конкуренцию и при этом остается лидером рынка стоматологических услуг в Саратове. Накануне Всемирного женского дня наша обаятельная собеседница раскрыла секрет успеха преуспевающей бизнес-леди, эффектной женщины и любимой и любящей мамы.

– Екатерина, как вы пришли в бизнес?

– Началось всё еще в 1994 году. Клинику «Дента», одну из первых стоматологий в Саратове, открыл мой папа. Он с деловой хваткой: сумел всё грамотно организовать. А я пришла тогда в клинику простым бухгалтером. Правда, скоро стало понятно, что одними финансовыми вопросами дело не ограничится: папа у меня на одном месте сидеть не может, он стал организовывать какой-то другой бизнес, а я стала осваивать управление, чтобы его дело не бросать. Так постепенно его дело стало и моим.

– То есть вы по образованию финансист?

– Справедливости ради скажу, что первое образование у меня – техническое. Но в жизни никогда не поздно научиться чему-то новому, особенно если берешься за новое для себя дело. Поэтому я окончила бухгалтерские курсы, потом экономический институт. Вообще, самообразование – это то, без чего в современном мире не обойтись, если хочешь быть успешным в любой сфере. Поэтому я постоянно чему-нибудь учусь – и управлению, и работе с персоналом, посещаю курсы и семинары, которые так или иначе связаны с бизнесом, с работой в сфере стоматологии. Опора в работе – мои специалисты – главные врачи, которые непосредственно контролируют процесс лечения, а также новые технологии, этапы внедрения в нашу практику которых мы обсуждаем совместно. Когда ты искренне любишь то, чем занимаешься, учиться совсем не сложно.

– Вы пришли в бизнес в середине девяностых. С какими трудностями сталкивались тогда, а с какими приходится иметь дело сегодня?

– Может быть, не будем про трудности? (Смеётся.)В девяностые было много неясного в плане законодательной базы, тогда все правила работы частных медучреждений только устанавливались. Сейчас все более-менее понятно и с налогами, и с правилами работы. В этом смысле, конечно, работать стало намного проще. Но в девяностые у нас не было такой жесткой конкуренции, продавать свои услуги было намного легче. Частные стоматологические кабинеты, а тем более клиники с широким спектром услуг можно было по пальцам пересчитать. «Дента» вообще появилась в Саратове одной из первых. А сейчас сфера стоматологии развилась, клиник и кабинетов очень много. Причем все, как правило, имеют приблизительно одинаковое техническое оснащение, предлагают практически один, весьма широкий, спектр услуг, везде работают с качественными материалами. Поэтому приходится искать новые подходы к клиентам.

– А почему клиент должен выбрать именно вас?

– Он не должен выбрать именно нас. Клиент выбирает место, где ему было бы хорошо, – где качественное лечение, где комфортная обстановка и полное сопровождение на высоком профессиональном уровне – от обращения до окончания лечения, сколько бы времени оно ни заняло. Качество работы – это само собой разумеющаяся вещь в наших клиниках. Но при этом пациент должен видеть заботливое отношение врача, ему должно быть приятно находиться именно здесь. Надо работать так, чтобы ему захотелось вернуться обратно. И я думаю, у нас получается так работать.

– Микроклимат и уют создают не столько интерьеры, сколько коллектив. Причем желательно, чтобы этот коллектив был слаженным, сработавшимся. Такая жесткая конкуренция, как в сфере стоматологии, предполагает переманивание специалистов. Как вы боретесь с текучкой кадров?

– Персонал из нашей клиники практически не уходит. За многие годы коллектив сработался. Всех, наверное, устраивают условия работы. Во всяком случае моя задача – сделать для этого всё возможное. Конечно, в условиях жесткой конкуренции, когда открываются новые клиники с новыми условиями, это бывает нелегко. И конечно, врачам тоже интересно найти место, где им будет лучше. Я своим сотрудникам говорю, что это всегда только их выбор – остаться здесь или уйти в другое место.

В медицинской сфере работает сарафанное радио: клиенты приходят друг по дружке к врачу, который работает хорошо. Кажется, это же так просто – открыть новую клинику, предложить хорошему врачу зарплату повыше и в итоге получить специалиста с клиентами, то есть загрузить свою клинику чужими руками. Но, в конце концов, зарплата немногим выше, чем на нынешнем месте работы, – это плюс только при прочих равных условиях. А это и достаточный соцпакет, и оплата дополнительного образования за счет работодателя, и хороший коллектив. Уходить же в другое место только потому, что там на три рубля больше платят, не все хотят. Можно, конечно, уволиться, чтобы пойти и сравнить, но тогда обратной дороги уже не будет.

– Кстати, вы говорили о важности постоянного образования, это распространяется на коллектив?

– Конечно, это очень важно. Ведь, чтобы дело развивалось, надо вкладывать не только в модернизацию оборудования. Уровень знаний и умений сотрудников тоже необходимо постоянно повышать. Тогда будет отдача, причем не только финансовая. Естественно, это и курсы повышения квалификации раз в пять лет – на сертификат, подтверждающий право работать в стоматологии. И дополнительные семинары у столичных и зарубежных специалистов. Помимо того, раз в год мы устраиваем тренинги на укрепление командного духа. И это всегда разная тематика. В последний раз это был тренинг «Честно. Чисто. Красиво». Честность работы в нашем случае – это без утайки обрисовать пациенту проблему, рассказать, какого лечения и в какие сроки она потребует. Чисто – это значит выполнить всю работу точно и четко: четко по технологии, в точно назначенное время. И тогда всё получится красиво. Аналогию такую проведу: если суп вместо часа продержать на плите два, выйдет каша. То есть когда сделано нечисто, и результат соответствующий. Мы такого избегаем.

– Вы жесткий руководитель?

– Не думаю. Конечно, можно повышать голос на своих сотрудников или запугивать их. Я частенько вижу эту особенность у руководителей, и чаще у руководителей-мужчин, – держать коллектив в страхе. Как мне кажется, это не самый эффективный метод работы. Потому что сотрудники боятся обращаться к шефу даже по делу: ни с деловым предложением, ни с возникшей проблемой к такому не подойдут. А это сказывается на результате работы. Я со своими сотрудниками стараюсь обсуждать всё – и успехи, и проблемы. Они прекрасно знают, что если какой-то случай экстренный произошел, их в беде не оставят, если возникла проблема, внутри коллектива мы ее разберем, но сор из избы никто не вынесет.

– Женщине в бизнесе сложнее, чем мужчине?

– Думаю, что сложнее.

– Почему?

– Потому что миром до сих пор правят мужчины.

– А есть ли у вас благотворительные проекты?

– Конечно, есть. Но я не люблю просто перечислять деньги. Хочется оказывать какую-то конкретную помощь. Несколько лет назад к нам обратился совет ветеранов. И мы им оказываем бесплатные услуги. Каждый год у нас пролечивается человек десять из этой организации. Довольно часто сотрудничаем с детскими домами, где воспитываются дети-инвалиды. Туда покупаем что попросят – игрушки, одежду, медикаменты, которые требуются. Хочу начать помогать дому ребенка. Там находятся детишки-отказнички от рождения до трех лет. Сейчас тоже планируем организовать им какую-либо помощь, приобрести что требуется. Единственная организация, которой мы перечисляем деньги, – это реабилитационный центр для наркозависимых «Соль земли». Они работают по всей России. У нас в области тоже есть один из их филиалов. Там вытаскивают таких людей, от которых уже даже родственники отказались. Девушка, с которой мы непосредственно сотрудничаем, тоже бывшая наркоманка, родом из Питера. После курса реабилитации осталась там работать.

– Работа у вас много времени отнимает? Как это сказывается на отношениях с семьей?

– Вы знаете, работа органично встроена в мою жизнь. Рабочий день у меня начинается с девяти, а домой я возвращаюсь в восемь – в половине девятого вечера. И так как клиника работает без выходных, то и я все свои личные дела не могу сбросить на выходные. Так что и на тренировки, и на салон красоты, и на самообразование я нахожу время в будни. Смотрите, у меня тут всё расписано. (Достает небольшую записную книжку, в которой, действительно, расписан каждый день.)Вот вчера у меня была тренировка, деловая встреча. Вот здесь – дела на сегодня, личных среди них нет. А завтра – салон красоты.

Сыну моему 21 год уже. Учится на четвертом курсе медицинского. Тоже будущий стоматолог. Он уже приходит практиковаться в клинику, помогает врачам. Но считает, что все-таки надо параллельно учиться бизнесу и управлению. У нас с ним очень близкие и теплые отношения. Порой мы с ним можем проговорить до часу ночи, если требуется обсудить что-то важное. И так бывает. И это несмотря на такой вот мой загруженный график. Традиционно считается, что женщина должна приходить с работы в пять вечера. А мне кажется, что достаточно 15–20 минут в день уделять ребенку, нежели с пяти вечера делать домашние дела и ни на кого не обращать внимания. Дело не в количестве времени, а в качестве общения. Самое главное, чтобы ребенок видел, что у родителей всё хорошо. Значит, и в мире все хорошо. Дети же считывают информацию с родителей. И если ты пришел с работы поздно, усталый, но удовлетворенный и довольный прошедшим днем, то это лучше, чем в пять и злой с нелюбимой работы.

– Что вы можете пожелать на 8-е Марта всем женщинам?

– Любви, наверное. Это самое главное. А еще – ощущения счастья. Мы так быстро живем, что не успеваем улавливать эти моменты. Я недавно вышла с работы, почувствовала запах весны, и настроение было такое, знаете, волшебное, весеннее. Как будто крылья выросли за спиной. Вот таких моментов побольше. Ну, и чтобы вас всегда окружали добрые, позитивные люди, которым вы небезразличны.