Несправедливо забытая фамилия

Оценить
Смелая, образованная, верующая женщина достойна заметного места в истории Саратова

Сверкает молния, хлещут дождевые потоки, плывёт среди бурлящих волн ковчег… Так выглядит книжный знак, сделанный знаменитым художником-графиком Владимиром Андреевичем Фаворским для женщины с редкой фамилией греческого происхождения – Папа-Афанасопуло.

О Кире Николаевне в Саратове известно очень немногим, хотя, возможно, именно ей мы обязаны тем, что cтарый Троицкий собор не разделил судьбу нового Александро-Невского.

Кира родилась в 1898 году в Киеве, в семье военного, потомственного дворянина Полтавской губернии Николая Георгиевича Папа-Афанасопуло. Мать – Аглаида Александровна – происходила из рода Загоскиных, одного из коренных дворянских родов Пензенской губернии.

Отрочество и юность нашей героини прошли в Петербурге. С 1908 года она училась в Смольном институте благородных девиц, который окончила в 1915 году с серебряной медалью и званием домашней наставницы. Еще два года она занималась на специальных педагогических курсах, специализируясь на преподавании французского языка. В 1917 году Кира приехала в Саратов и продолжила образование в университете на отделении искусств только что открывшегося историко-филологического факультета университета у известного египтолога и археолога Франца Владимировича Баллода. Одним из консультантов молодой исследовательницы был хранитель и заведующий отделением Кавказа, Ирана и Средней Азии Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели.

С 1924 года, оставаясь сотрудником университета и ведя преподавательскую деятельность, Кира Николаевна начала работать в Радищевском музее. Здесь она специализировалась на изучении произведений старых западноевропейских мастеров и собрания декоративно-прикладного искусства. Её перу принадлежит несколько небольших научно-популярных изданий об истории фарфора, памятниках дворянско-крепостной культуры в Радищевском музее, брошюра «Искусство в производстве». В 1927 году Фаворским был сделан уже упомянутый экслибрис, образное решение которого было предложено самой Кирой Николаевной. Для неё любовь к книге, наукам всегда была надёжным ковчегом, спасающим от потопа жизненных невзгод.

А невзгоды наступали неотвратимо. Предмет «История искусств» был сокращен из программы университета, уехал из Саратова историк и одновременно директор Радищевского музея Вадим Аполлонович Бутенко, поддерживавший Киру Николаевну. Начались государственные изъятия экспонатов коллекций Радищевского музея с целью продажи. Работающие в музее специалисты переживали такое отношение государства к культурным ценностям очень тяжело.

К концу 1930-х годов относятся и устные воспоминания саратовских старожилов о том, что Кира Николаевна была в числе тех, кто защитил от разрушения Троицкий собор. Она была человеком верующим и не считала нужным это скрывать. Специально ездила в Москву, доказывая исключительно художественную и историческую ценность собора в Саратове. Весной 1931 года её увольняют с работы «за несоответствие идеологическим задачам музея». В том же году Кира Николаевна умерла от туберкулёза, была похоронена, вероятнее всего, на Воскресенском кладбище.

Однако трагические повороты судьбы, соединившие эту семью с Саратовом, этим не закончились. Весною 1935 года на улицах можно было видеть группы прилично одетых людей, стучавшихся во все ворота и двери в поисках жилья. Это были ленинградцы, высланные в результате кампании «бывшие люди», развернувшейся после убийства Сергея Мироновича Кирова. Чаще всего людям без обычных паспортов комнаты удавалось находить на городских окраинах. Родным сёстрам Киры Николаевны Марии и Наталье Папа-Афанасопуло удалось поселиться в центре – на углу улиц Чапаева и Цыганской. Отсюда совсем недалеко было до комендатуры НКВД, куда ходили отмечать документы, и главпочтамта, на адрес которого им присылали письма и денежные переводы. Выслали их на пять лет, но школьному учителю Наталье удалось вернуться в Ленинград раньше.

Человеческая память – тоже своего рода ковчег. Сведения о жизни Киры Николаевны в Саратове удалось собрать во время работы над книгой об истории Радищевского музея, а через некоторое время из Петербурга пришло письмо от родственницы Киры Николаевны Татьяны Именновой (Костецкой), которая сообщала известные ей подробности биографии. В свою очередь Татьяна Витальевна будет признательна саратовцам за любые сведения о К. Н. Папа-Афанасопуло (email: [email protected]).

Елена Савельева, ученый секретарь СГХМ им. А. Н. Радищева