Гаишники переключились на комбайны

Оценить
Операцию под названием «Комбайн» начала областная инспекция по надзору за самоходными машинами (Гостехнадзор) совместно с ГИБДД. Контролёров интересует, насколько безопасны для людей комбайны, работающие на полях и передвигающиеся по федеральным трас

Операцию под названием «Комбайн» начала областная инспекция по надзору за самоходными машинами (Гостехнадзор) совместно с ГИБДД. Контролёров интересует, насколько безопасны для людей комбайны, работающие на полях и передвигающиеся по федеральным трассам. По наблюдениям проверяющих, колонна сельскохозяйственных машин, каждая из которых занимает шесть метров дороги, способна помешать междугороднему движению.

Проверку начали одновременно с уборкой урожая. По официальным сведениям, в регионе имеется 6,2 тысячи комбайнов. Более чем у половины закончился срок эксплуатации: по правилам отечественные машины должны работать семьвосемь лет, в действительности они молотят в полтора-два раза дольше. Обновлять парк удаётся лишь на пять процентов в год (по подсчётам регионального минсельхоза, нужно заменять по 12 процентов машин как минимум). Как говорит начальник инспекции Михаил Тохиян, «фермеры вкладывают деньги в ремонт молотильного аппарата, от которого непосредственно зависит сбор зерна, а на тормоза, рулевую систему, ходовую часть колёс не обращают внимания, до поля доехал и ладно». Три года назад в Фёдоровском районе произошёл несчастный случай из-за поломки механизма, предохраняющего машину от самопроизвольного включения. Неуправляемый комбайн самостоятельно начал движение и раздавил механизатора.

По закону сельхозтехнике, равно как и обычным автомобилям, положен ежегодный техосмотр. По словам господина Тохияна, эту процедуру проходят только около 40 процентов комбайнов. Осмотр стоит около тысячи рублей. Крестьяне прячут машины в степи, инспектора, обслуживающие в одиночку по одному-два района, физически не могут найти их все. Многие машины достались фермерам от развалившихся колхозов и не имеют никаких документов. Официально зарегистрировать их можно только через суд. Новый комбайн стоит около 1 миллиона рублей. Небольшие хозяйства не могут позволить себе такую покупку и собирают самоделки из запчастей от двух-трёх старых машин. Встретив подобного «нелегала», инспектора выписывают штраф и отпускают дальше биться за урожай.

Прошлым летом инспекция запретила эксплуатацию более 400 комбайнов (6,6 процента всей техники). После ремонта им разрешили вернуться на поля. Фермеров оштрафовали на 28,5 тысяч рублей.

Саратовские крестьяне обеспечены и такой техникой только наполовину. Машины перегоняют из района в район или арендуют в других регионах. Кроме того, через Саратовскую область движутся бригады из Краснодара и Ставрополья, где уборка заканчивается раньше, направляющиеся в более северные регионы – здесь транзитные колонны переправляются через Волгу. Согласно приказу МВД, негабаритную технику нужно перевозить на специальных трейлерах. Если комбайн путешествует своим ходом, с него нужно снять жатку и прочее навесное оборудование, выдать машину сопровождения и т. д. «Часто комбайны идут по трассе в полной боевой готовности, как будто сейчас молотить начнут. Каждый занимает по шесть метров дороги и мешает движению», – говорят инспектора.

В рамках операции Гостехнадзор и ГАИ выставят совместные посты у мостов через Волгу и намерены раз в неделю патрулировать федеральные трассы. Также предполагается проверять техническое состояние машин во время работы на полях.