Время выставлять камни

Оценить
Любители живописи готовы не только любоваться ими, но и иногда закидывать в чужой огород

Сразу несколько мероприятий, посвященных современной живописи, прошло в Радищевском музее на минувшей неделе. В пятницу любители прекрасного могли посмотреть выставку молодого художника Сергея Тощёва «След памяти» и поучаствовать в круглом столе на тему «О взаимодействии молодых художников, зрителей и современного искусства».

Выставка картин проходит в главном корпусе музея, рядом с лекториями. Следует заметить, что Тощёв выставляется не впервые. Он участвовал в региональных и межрегиональных выставках Союза художников, выставках молодых художников в Саратовском художественном училище (2008) и Центральном доме хужожника (2010), в 2009-м состоялась персональная выставка в галерее «Феникс».

Работы в музее объединяют начальный этап творчества (2008–2012) выпускника художественного училища. Безусловно, это современное искусство (contemporary art). Но точнее выявить принадлежность художника к тому или иному направлению затрудняется он сам. На вопрос об источниках вдохновения Тощёв заметил, что ни имен, ни течений он называть не хочет и предпочитает обходиться б ез ярлыков. Вдохновением для него служит сама жизнь.

Каждое полотно Тощёва можно разбирать долго и с удовольствием. Они по-своему урбанистичны (много зданий, каменных сооружений, камней) и, думается, выражают определённый страх, боязнь нависающей громады зданий, определённую закрытость людей друг от друга. Но при этом они выражают и дух современного времени без героев, и в этом плане Тощёв гораздо шире, чем просто художник-урбанист. Виновник торжества заметил, что урбанизм для него не является обязательной доминантой и к урбанистам он себя не относит, так как запечатлевает те условия, в которых живет. Живи он в деревне, картины могли быть другими.

Помимо собственно выставки, 8 февраля состоялся и круглый стол, на котором обсуждалось состояние современного искусства. Несмотря на то что высказывались по большей части эстетические оценки, несколько раз участники обращались к бытовыми проблемам. Кто-то обращал внимание на то, что сейчас необычайно трудно привлечь человека к художественной культуре, а в СМИ освещают культуру слабо, кто-то замечал, что трудно заниматься граффити – потому что всегда есть возможность того, что рисунок останется незаконченным, а автор окажется в полиции. Не обошлось и без традиционных камней в огород современного искусства от поборников классических форм: мол, не искусство это вроде и ваши арт-группы «Война», и «Pussy Riot» просто провокаторы. Этот спор ожидаемо ни к чему не привел.