Маленький театр на краю географии

Оценить
Готовится к запуску социальная сеть для провинциальных актеров

Актеры Балашовского драматического театра намерены создать социальную сеть для коллег из провинциальных коллективов. Как полагают авторы идеи, новый ресурс станет своеобразной биржей труда, где молодые люди смогут заявить о себе, а также площадкой для обмена опытом, так как работа театра в глубинке имеет специфические особенности.

Как рассказал актер Балашовского драматического театра (БДТ) Денис Майданюк, идея создать специальную соцсеть для актеров, режиссеров, сценаристов из провинции появилась два года назад, когда он приехал на сессию в театральном институте саратовской консерватории. «Стало понятно, насколько не хватает общения с коллегами. До этого мы, конечно, выезжали на фестивали, с кем-то встречались, но это было эпизодически», – говорит молодой человек. В новой сети можно будет зарегистрировать «страницу коллектива» или личный блог. В портфолио можно загрузить неограниченное количество аудио и видео, как отмечают организаторы, это особенно значимо «для тех, кто хочет быть найденным режиссером». Предусмотрено создание сообществ по жанрам и ведение новостной ленты о театральных событиях на периферии.

Как говорит завлит БДТ Анна Самсонова, соцсеть поможет провинциальным коллективам в поисках новых талантов: существующие в Интернете «актерские биржи» рассчитаны на тех, кто хочет работать в крупных городах, а обычные доски объявлений о трудоустройстве для творческой сферы не подходят.

Частое обновление репертуара и гастроли до сих пор остаются основными особенностями работы. «В Москве театр может себе позволить премьеру раз в полгода. У нас меньше 100 тысяч жителей, театральная прослойка невелика, и через каждые 10-20 спектаклей становится ясно, что пора ставить что-нибудь новенькое», – говорит Анна Самсонова. За театром (официально он называется МУК – муниципальное учреждение культуры) закреплены 35 «районов обслуживания». На гастроли выезжают каждые три месяца. В 1990-е приходилось во­зить декорации на мусоровозе, сейчас есть старенький автобус.

Как отмечают в театре, настоящий провинциальный актер умеет жить «в сельской гостинице, где грибы из стен растут, и спать на столе». Сейчас в труппе двадцать человек, «заняты во всех взрослых спектаклях, и через одного – в детских». Драматический театр в маленьком городке должен быть «еще немножко оперой и балетом», соответственно, каждый артист умеет петь, танцевать, а также выполнять техническую работу – монтировать декорации, ставить свет, звук и т. д.

Многие актеры пришли в БДТ из нетеатральных профессий – например, после армии или медицинского училища. Для воспитания смены в балашовском музыкальном училище открыли отделение «актер театра и кино». Занятия со студентами проходят также в помещении театра. «Иногда бывает так: в зале идет хореография, на сцене – речь (чтобы группы не мешали друг другу, опускают занавес), в гримерке – история театра, – рассказывает Анна Самсонова. – Гримерка у нас одна на всех, здесь же работаю я и композитор, записывающий фонограммы».

Особое внимание в БДТ уделяют реквизиту. «Жить в Балашове не очень радостно. Нужно сделать так, чтобы человек захотел хлопать, как только поднялся занавес, – показать нечто красивое и удивительное», – объясняют в театре. Костюмы заказывают местным швеям, обувь – например, сказочные сапоги для Деда Мороза и Снегурочки – закупают на «Мосфильме». Мебель, использующуюся в спектаклях, перед каждой премьерой заново обтягивают, иначе поклонники «узнают кресла» и громко об этом сообщают (зал тесный, зрители сидят почти вплотную к сцене и могут разглядеть все детали обивки).

Зал рассчитан на 60 мест «плюс десять приставных». Местные зрители предпочитают классику. «Шел у нас спектакль по произведениям Лермонтова. Был мужчина, который приходил каждое воскресенье, садился на одно и то же место (ему даже стали это место специально оставлять) и шепотом читал вместе с актерами, – рассказывает завлит. – Есть люди, которые по пять-шесть раз ходили на «Женитьбу Фигаро». Однажды, хотя это была уже далеко не премьера, пришло столько народу, что в зале не хватило места. Для тех, кто не поместился, мы предлагали сыграть дополнительный спектакль среди недели, но люди не хотели уходить. Мы притащили все банкетки и стулья, какие нашли. Хорошо, что у нас весь зал отделан зеркалами, можно с любого места посмотреть в стену и увидеть сцену».

Взрослый билет в БДТ стоит 150–200 рублей, детский – пятьдесят.

Балашовский драматический театр

Организован в 1918 году. Первый сезон открыли спектаклем «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого. За год было показано свыше 20 премьер, среди них «Ревизор» Гоголя, «Лес» Островского, «На дне» Горького. За сезон 1921-1922 года поставлено около 80 новых спектаклей. В 1934 году Балашовский драматический преобразовали в первый Межрайонный колхозно-совхозный театр, круглый год он обслуживал сельского зрителя. Актерам и персоналу выдавались тулупы, валенки и складные топчаны.

В 1948-м театр снимают с государственной дотации и переводят на полный хозрасчет.

В 1989 году было снесено здание театра (1905 года постройки), пришедшее в негодность. Труппа несколько лет выступала где придется, затем получила помещение на улице Ленина – пристройку к жилому дому площадью 370 квадратных метров (в Саратове в таких помещениях обычно располагаются библиотеки). Всего за время работы театра поставлено более 700 спектаклей по пьесам русских и зарубежных авторов, классического и современного репертуара.