ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 25 (253) от 09.07.2013
общество
Королевская столица
Этот город каждый раз можно открывать для себя по-новому
Комментарии:0
Просмотры: 503

Начиная с 1825 года в течение века Лондон был самым большим городом мира. Это было время наибольшего расцвета британской империи, когда в просторах владычицы морей никогда не заходило солнце. И сейчас англичане считают свою столицу самым большим городом в Европе (мы-то с вами уверены, что это Москва). Население Лондона – около восьми миллионов человек, из них уроженцев Британии пять с половиной миллионов. Далеко не все они европейцы по происхождению – когда идешь по улице, и вовсе кажется, что их меньшинство.

Пятна на карте – зелёные

Благодаря размерам и статусу Лондон магнитом привлекает людей со всего мира, и несмотря на жесткие иммиграционные законы, дороговизну жилья и услуг население Лондона продолжает увеличиваться.

Например, водитель, который вез нас из аэропорта Хитроу в гостиницу, приехал с Украины два года назад. Бывший офицер советской армии, литовец, выбрал для себя Лондон уже в достаточно зрелом возрасте и перевез сюда двух сыновей и жену.

Показатель, по которому Лондон точно опережает Москву, – это его размер. Площадь мегаполиса составляет 1700 квадратных километров. И еще один приятный для англичан рекорд – число парков, их в Лондоне 1600. То есть по одному парку на квадратный километр! Представить невозможно, как бы мы жили, если бы в Саратове было 400 парков. На карте Лондона множество зеленых пятен, самое большое из них – Гайд-парк и Кенсингтонские сады. Это один массив длиной в два и шириной в один километр (в 40 раз больше наших «Липок»!) – и всё это в центральной части города.

О том, чтобы в каком-то парке появились частные дома, и речи быть не может. Англичане отдыхают не за городом (как у нас – «на даче»), они проводят свое свободное время в парках. Располагаются на газонах, катаются на велосипедах, играют в теннис и бадминтон. В Гайд-парке можно приобщиться к верховой езде: специальные дорожки и лошади напрокат. Есть местечко, где свои таланты демонстрируют любители роликовых коньков. В каждом парке есть пруд, где можно покататься на лодке. Изобилие птиц. Лебеди, гуси, утки, в некоторых парках пеликаны и цапли, которые спокойно позволяют себя фотографировать с небольшого расстояния. «Здесь никто никого не боится», – объяснил нам водитель.

Компании на травке вкушают не только свежий воздух, но и принесенную с собой еду. Урны быстро переполняются отходами, но по дорожкам парка без устали снуют маленькие грузовички, собирающие и вывозящие отходы.

И еще о мусоре. По вечерам в людных местах раздают бесплатные многостраничные цветные газеты. К ночи они разбросаны повсюду: на остановках автобусов и в самих автобусах, у магазинов и станций метро. Автор этих строк обнаружил в автобусе не только брошенные газеты, но и остатки нехитрой трапезы в виде куриных косточек. Но утром везде идеальный порядок.

То есть в Лондоне чисто не там, где не мусорят, это делают везде, а там, где убирают!

«Трубка» длиною в 150 лет

Город делится на зоны, их шесть. Они опоясывают центр и напоминают круги от брошенного в воду камня. Нужны зоны главным образом для определения стоимости проезда. Туристы редко выбираются на окраины, их маршруты в основном проходят по первым двум зонам. Для удобства передвижения стоит приобрести проездной на день. Заранее смиритесь с тем, что на проезд придется тратить 7–8 фунтов в день (1 фунт – примерно 52 рубля). Это соизмеримо с ценой месячного проездного в Саратове, но можно кататься целый день в метро и автобусе. Покупать Travel Card надо после 9:30 утра, купите раньше – заплатите больше. Дороговизна проезда отчасти компенсируется бесплатным посещением главных государственных (не частных!) музеев.

Когда в России готовились к отмене крепостного права, в Лондоне рыли метро. В этом году лондонская подземка, или tube (трубка), как называют ее англичане, отмечает 150-летний юбилей. В лондонском метро разобраться гораздо сложнее, чем в московском. Не всегда на одном перроне есть платформы, с которых поезда идут в разных направлениях по одной линии. Приходится даже на одной станции делать переход, чтобы поехать в обратном направлении. Обычное метро переходит в легкое (DLR), с одной платформы можно уехать в разные места, и нужно определяться с поездом по конечному пункту.

Троллейбусов и трамваев в Лондоне нет. Как в Париже или Амстердаме, есть велосипедные стоянки, где средство передвижения можно взять напрокат. Но делать этого не хочется, потому что велосипедных дорожек нет. Велосипедисты передвигаются в общем потоке, а движение весьма интенсивное.

Из транспортных средств символами Лондона являются двух­этажные красные автобусы и кэбы (такси), раньше они были черные, теперь – какие душе угодно. В центр города пускают только пассажирский транспорт, все остальные должны заранее получить специальные разрешения.

Дороги в Лондоне узкие. Сетка улиц хаотичная, не прямоугольная и не лучевая. И заторы не редкость, несмотря на то что в центре курсирует только общественный транспорт. Тем приятней ехать на первых сиденьях второго этажа автобуса – можно спокойно фотографировать. Вот только дворники на стеклах есть только на первом этаже у водителя.

У машин номера впереди белые, а сзади – желтые. Считается, что желтые номера лучше видно при замере скорости камерой слежения. Номера – это пяти­значные комбинации букв и цифр (хотя бы одна). «Красивые» номера – платные, вот только англичане выбирают буквы. Например «PANY1».

Движение левостороннее, и на всякий случай на переходе на асфальте написано «Look right» (смотри направо).

На распродажу – с телегами

Отель, где я остановилась, находился в начале Оксфорд-стрит. Путеводители характеризуют ее как «самую оживленную торговую улицу Европы». Шириной она не больше нашей Московской. Зато на широких тротуарах так много народа, что сверху, из окон автобуса, она напоминает муравейник. И все с пакетами и сумками.

Может, потому что в момент нашего пребывания в Лондоне (вторая декада июня) начались распродажи летнего ассортимента. Англичане обожают шопинг. Таможенник в аэропорту был уверен, что именно шопинг, а не наслаждение красивым городом моя главная цель пребывания в Лондоне.

В большом универмаге «Примарк» на Оксфорд-стрит в период распродаж цены низкие даже по меркам российских провинциалов, а уж для англичан и вовсе бросовые. Женщины носятся по магазину с огромными сетчатыми сумками и телегами, кидают вещи в них пачками. Народу – как в нашем «секонд-хенде» в момент 90-процентных скидок. Вежливые обычно англичане в момент затоваривания забывают свои «сори» и «экскьюз ми» (варианты извинений), могут толкнуть и не заметить. Прощения просят только продавцы, огромными швабрами сметающие вешалки, поломанные рьяными покупателями. Притомившись, они выходят и садятся на цоколь универмага, а потом – опять марафон за покупками.

На Оксфорд-стрит немало нищих. Женщины попрошайничают в одиночку, а вот мужчины часто делают это, расположившись на асфальте с большими собаками. С другом веселее!

Одна нога на Западе, другая на Востоке

Город поражает своим архитектурным великолепием. На Собор Святого Павла или Вестминстерское аббатство, кажется, можно смотреть вечно. А во время прогулки по Тауэрскому мосту можно не только оценить красоту, но и проникнуться его грандиозностью.

В самом центре дома сплошь светло-серые, как наш Крытый рынок, только пяти-шестиэтажные. Это монументальные здания, соперничающие друг с другом обилием декоративных элементов, свидетельствующие о неограниченности средств их хозяев. Фирменным английским стилем считаются постройки из темно-красного и коричневого кирпича, с белыми окнами с частыми переборами, их в Лондоне немало.

В районе города Гринвич (четвертая зона) можно сделать снимок, когда одна нога – в западном полушарии, и другая – в восточном. Хитроумные англосаксы не только придумали корабли с пушками, благодаря которым колонизировали полмира, но и присвоили себе «нулевой меридиан».

Англичане любят памятники. Их великое множество, и все время появляются новые. Это не только монументы великих граждан страны и членов королевских династий. Тут и достойные представители иных стран, и сказочные герои, и животные, и просто забавные скульптуры, классические и абстрактные, будь то балерина, гимнастка или лошадиная голова. Мне уже довелось побывать в британской столице шесть лет назад, в этот раз из новых изваяний я обнаружила Нельсона Манделу, Чингисхана, огромную лошадиную голову и королеву-мать. Из надписи на памятнике узнала, что она прожила 102 года. Вероятно, у нынешней королевы (ей 87) еще достаточно лет впереди.

Англичане с благоговением относятся к королевской семье и, разумеется, королеве. Я попала в Лондон, как раз когда готовились грандиозные торжества – празднование 60 лет Елизаветы II на троне. Улицы были украшены флажками, гвардейцы готовились к грандиозному параду. И, по словам экскурсовода, граждане страны искренне переживают, что монарший супруг, 94-летний принц Филипп, прихворнул и попал в больницу.

В сувенирных лавках продают фигурки королевы, машущей рукой (у нас есть аналогичные котики и мишки), открытки – головка королевы Елизаветы II, ее сына принца Чарльза, принцессы Дианы, магнитики и тарелочки, на которых принц Уильям целует свою невесту Кейт Миддлтон в подвенечном платье.

Трудно представить, что у кого-то появится желание повесить на холодильник магнитик, на котором изображены улыбающиеся Владимир и Людмила Путины в момент сообщения об их «цивилизованном разводе», или Путин, парящий в небе вместе со стерхами.

Страна зеленых помидоров и подземных театров

В Лондоне почти нет многоэтажных жилых домов. В 60-е годы пытались было таковое строить: по дороге в Хитроу есть несколько многоэтажек, разительно отличающихся от «хрущёвок», строившихся в это время в СССР. Подобная практика решения жилищной проблемы не прижилась, скромные квартиры не пользовались спросом. И тогда их выкупил муниципалитет под социальное жилье. Об этом с некоторой долей презрения рассказывали нам сначала дама-экскурсовод (вышла замуж за англичанина лет 20 назад), а потом и водитель.

Лондон преимущественно двухэтажный, поэтому и занимает такую огромную площадь. Англичане предпочитают жить либо в отдельно стоящих двухэтажных домиках, либо в таунхаусах. Но вход у каждого свой, декоративные растения у входа – гортензии, причудливо постриженные кусты самшита и прочее. А за домиком – лужайка с непременным газоном.

Несмотря на то что «центральным отоплением» британцы считают течение Гольфстрим, климат прохладный. Утром 13, днем 22 градуса – это, как считается, тепло. Поэтому энтузиастам огородного дела, к которым относятся наши бывшие соотечественники, приходится устанавливать теплицы для выращивания помидоров и огурцов. Но зато хорошо себя чувствуют пальмы. Климат «интеллигентный», большую часть года народ ходит в пиджаках.

В центре есть четырех-пятиэтажные дома, их строили состоятельные граждане, но принцип тот же – один подъезд на хозяина. Сейчас во многих их них гостиницы.

Проблема ветхого жилья никак не решается по причине его отсутствия.

Высотные здания строятся для деловых целей. В их числе знаменитый «огурец» Нормана Фостера, теперь вот добавилась башня «осколок» – новый символ Лондона (архитектор Рено Пьянца).

В городе огромный поток туристов. К их услугам сотни гостиниц. Мы жили в отеле, на каждом этаже которого по сотне номеров. Это огромное число рабочих мест: консьержи, швейцары, повара, официанты, горничные.

Когда ни глянешь в небо Лондона, увидишь низколетящий самолет, а на улице постоянно слышны полицейские сирены. Полицейские – конные и пешие, на машинах и мотоциклах. Не стесняются выезжать на встречную полосу, впрочем, как и скорая.

Что еще удивило. В планах было посещение мюзикла. В театрах, а их великое множество, репертуар не меняется месяцами, нужно просто выбрать, где идет желаемый спектакль. И зрителей всегда хватает. Многие театры расположены в обычных домах. И мы попали в такой же театр в здании фешенебельного отеля. Долго спускались вниз, удивляясь этому. И попали в зрительный зал с двумя балконами, соизмеримый с залом нашего драмтеатра. Земля в Лондоне недешева.

Вроде бы пять дней – достаточный срок для знакомства (вторичного) с британской столицей. Но этого снова оказалось мало…

Ключевые слова: Лондон, путешествие
Оцените новость
0
Новости партнеров
41 (410)
от 29
ноября
2016
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Загнанные в подполье
Полиция попыталась сорвать занятия Школы расследователей в Москве.
Словно друг юности умер
Знаете, так бывает: дружил с человеком в молодости. Общались достаточно близко, а потом жизнь развела. Встречались разве что случайно. Потом узнал, что болеет. Потом – что умер.
«Облава» на Быковых?
На поливных полях Марксовского района стартует сезон «черных раскопок».
Кредитная трясина
По данным газеты «Коммерсант», объем просроченной задолженности застройщиков Саратовской области за 10 месяцев 2016 года составил 9,63 млрд рублей. Это 59% от общего объема задолженности строителей региона.
Каждый ход хуже предыдущего
Направо пойдешь – социальный бунт обретешь, налево пойдешь – в долговую яму попадешь.

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Вячеслав Володин лишил депутатов Госдумы новогоднего корпоратива. В областной думе тоже отказались от новогодней вечеринки. Будете ли Вы отмечать Новый год с коллегами?
Проголосовало: 514
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама

>> ИНТЕРВЬЮ
архив

Новый прокурор Саратовской области Сергей Филипенко на встрече с журналистами о работе ведомства

>> СОЦСЕТИ